Хутор Городок, улица Скифская

В украинском Интернете развернулась дискуссия «Как майдану победить на выборах».

Майданом называют себя многие, даже Янукович говорил, что поддерживает майдан.

Но в данном случае речь идёт о группе интеллектуалов, которым после революции ничего не перепало от власти.

Они все либералы и европейцы, коротко говоря, и недовольны тем, как идут реформы.

И вот они пишут, пишут, пишут, а суть в том, что на протесты и на выборы ходят разные люди и даже ещё в том, что один и тот же человек на майдане хотел одного, а на выборах он уже голосует за другое.

На майдане он хотел свободы и чтобы всех гадов поубивать, а на выборах голосует за хлопца из соседнего села, который пробился в Киев.

Но мне понравилась одна идея.

Как объединить украинских русских и украинских же, но украинцев?

Как подружить? Идея нужна! Нужна значит будет. Уже есть!

Автор идеи не историк, не экономист, не политолог, а просто много разного читал. Я точно такой и мне это очень близко.

И вот он придумал.

Поскольку русские с украинцами в истории дружили только тогда, когда у них был общий враг – немцы или буржуи, например, которые, как известно не имеют национальности, то, по мнению автора нужно откопать в истории народ прародитель русских с украинцами, чтобы объявить их снова братьями.

Найти им общего врага просто – Янукович уже есть.

Пустить слух, что Янукович еврей проще пареной репы. Официально нельзя – американцы денег не дадут.

Если какому-нибудь Зяме Розенблату приложат по кумполу на Лукьяновском рынке, так, а мы тут причём – нечего шляться, мало, что ему курицу охота!

Следовательно, дело за малым – общий корень.

Славяне, рассуждает автор, не подходят. Уже было, и поляки могут ложку дёгтя в нашу бочку мёда подкинуть.

Анты. Племена 6 века. У них якобы был племенной союз в наших степях. Поляки про антов не слышали никогда и, слава Аттиле, антами сроду себя не обзывали.

Но с этими антами есть другая проблема. Уже пробовали, но, сколько ни талдычь нашим русским и украинцам, что они анты, а толку никакого нет.

Не отзывается в сердце ничего.

Подсылали якобы к народу специальных людей, так одному анту в каком-то посёлке даже по личности вмазали ибо негоже.

Я бы тут на месте автора идеи зашёл в тупик, ведь поскольку анты не подходят, то не надо в этом месте больше копать, но автор продолжает и кое-что откапывает.

Скифы. О них Геродот писал. Можно русских с украинцами скифами объявить. Опять же Блок писал, что скифы мы.

И якобы уже пробовали.  И то ли Геродота украинцы с русскими читали, то ли самого Блока, что вообще кажется фантастикой, но отзывается в них что-то, когда им говорят, что они скифы.

Шансов, конечно мало, но шансы есть. Поэтому, дамы и господа, прошу минуточку внимания.

 «До сих пор не пойму как я промахнулся в том лесу – не иначе леший попутал. Но может дело в тумане – денёк выдался густой. Туман стоял над соснами такой белый, что верхушек не видно. В такие дни сумерки внезапны и особенно темны. Или ещё грибы. Подберёзовик мне пошёл под вечер один за одним.

Так я когда на часы глянул, понял, что опаздываю на последнюю электричку. А грибы идут и идут.

Ладно, думаю, не беда – выйду на станцию и вызову из города такси – не в деньгах счастье, даром, что мне корзина грибов в две цены станет. Лес я люблю. В кои веки вырвался.

А идти-то куда? Места совсем незнакомые. Озеро, сосны шумят. Сосны всегда по новому шумят. В озере щука заиграла. Мальки стайкой к берегу подошли. Кружат. Присел я в траву на бережок.

Но разве себе признаешься, что заблудился? Это я-то! С детства по грибы в здешние леса хожу, хоть и редко теперь приходится бывать в Полесье.

Ладно, тропинка выведет. Пошёл от озера через дубовое урочище, мимо березовой рощи. Ещё подберёзовиков взял. Корзина ломиться.

Через четверть часа собачка залаяла. Это люди значит. Вышел на поляну. Поляна не поляна, а лес поредел и хутор.

Отлично! Спросить адрес и звонить в город. Заряда в мобилке на пару часов. Вырулим!

Собачка полаяла, хвостом повиляла – не злая. Тут и старик вышел из покрытой соломой хаты к плетню.

–  Так, мол, и так. Адрес у вас здесь какой? Такси хочу из города вызвать.

–  Адрес простой, а такси к нам из города не ездит.

– Это от чего же?

– А нету нас на карте. Но адрес простой. Хутор Городок, улица Скифская, дом 1. Второго дома нет.

Что за бред! Позвонил. Диспетчер говорит: «Нет у нас на карте вашего хутора».

– А где я тогда, если я его вижу, хутор этот?

– Откуда я знаю, молодой человек, где вы?

– Да не сильно уже молодой.

– Понапиваются буряковки и звонят на ночь глядя!..

– Ладно, – говорю дед, – на станцию как выйти?

– Тебе на какую?

– А у вас тут, что не одна станция? Станция переливания крови тоже есть?

– Станция переливания крови?, – дед глянул внимательно из-под густых бровей, сверкнул глазами.

Помолчали.

И вдруг я сообразил, что уже пару часов не слышу шума поездов.

Это в часе пешего хода по лесу от железной дороги Киев-Москва!

Я, съевший все зубы и две вставные челюсти на железной дороге, способный по звуку отличить гружёные цистерны от порожних крытых вагонов, гудок тепловоза ТЭ3 от электровоза ВЛ80!

Попроситься к деду ночевать? Смысл ему меня грабить, если я ему за ночлег сам все вои деньги отдам – только на электричку оставлю? Тем более я звонил при нём в город.

Хоть на карте нет, а риск всё равно есть.

– Пустите переночевать, дедушка, – говорю, – я заплачу, деньги есть.

Дед опять из-под бровей.

– Заплатишь, а как же! В этой жизни за всё приходиться платить или расплачиваться. Заплатишь.

Пошли мы с дедом в хату. А дальше что?

Только чай пить, «кто откуда и куда» разговаривать.

Пьём, разговариваем.

Больше я, конечно. Как война началась, мотаюсь между Киевом и Москвой неприкаянный. Железнодорожник, да. По звуку могу, да. Порожний от гружёного могу.

Помолчали.

Смотрю, у деда на стене картина висит. Что-то знакомое, а вспомнить не могу.

Мышь нарисована, лягушка, птица и наконечник стрелы.

И будто старая очень картина. И словно на коже нарисована – не картон.

– Это что у вас, дедушка?

– Это? Это здесь всегда висело.

Загадками дед говорит. Помолчали.

Но разговор сам собой всё равно к войне – кто первый начал, кто как кончит.

– А вы, дедушка, кем сами будете?, – спрашиваю, – русский или украинец?

– Мы-то?, – переспрашивает дед и глядит из-под бровей по-волчьи. Кем мы будем, никто не знает, а кто мы были и кто есть, знамо дело…

Помолчали.

– Ладно, – говорит дед, – время моё подходит. Пора мне уже.

– Куда, – опять не понял я. Помирать что ли он собрался?

А дед будто мысли мои читает: «Помирать нам, – говорит, – рановато. Есть ещё дела дома. Корова вона мычит, куры кудахчут, свинья хрюкает, кошка мяучит, собака лает, караван идёт…»

Сумасшедший дед. Один в лесу. Хоть бы до утра дотянуть с ним.

 – Ладно, – говорит дед, – вижу я, что ты человек не случайный, но и не специальный. А то приходил тут один. Ант. Я ему личность подправил малёхо. Не слыхал в городе?

– Слыхал.

– Ты сам-то каких кровей? Случайно еврейских? Станцию переливания крови к чему поминал?

– Уже и сам не знаю. По советскому паспорту был еврей, в Украине перестали писать, а война как началась, всё во мне выжжено будто огнём стало. Песни всякие люблю слушать. Русские, украинские и еврейские тоже. А Окуджаву даже на английском люблю*.

– Это не важно, если ты по звуку гружёный от порожнего отличаешь. Слушай и запоминай. Хутор мой – всё что осталось от столицы древней Скифии.

Название хутора для постороннего уха Городок, а для того, кто понимает, а ты сразу понял – Хутор Геродот. Я буду здесь последний царь скифский, но со мной всё ясно, а тебе уготовано иное – первым скифом стать на Новой Родине.
 
Ты между Киевом и Москвой не зря болтаешься как конский…

– Вы, кстати, лошадь забыли упомянуть, когда животных перечисляли. Лошадь ржёт, забыли сказать, – перебил я деда, потому что почуял скифским своим чутьём, что дело пахнет лошадью.

– Ты дары скифов царю Дарию помнишь?, – спросил дед и показал на картину.

Конечно, это были они – дары. Как я сразу не сообразил?

– Неправильно Геродот расшифровал дары – мышь прячется в землю, лягушка в воду, птица в небе, а стрела их догоняет. Мышь запасы на зиму делает. Лягушка…

– Квакает?

– Не перебивай скифского царя, хоть ты и первый скиф. Лягушка комара на язык ловит. Комар крови насосёт, а лягушка язык высунет и сидит. Понял? Птица всегда домой возвращается. Улетит на зиму, а весной всегда домой.

– А стрела?

– Наконечник стрелы в форме человеческого сердца. Но самое главное это то, о чём Геродот вообще не знал. Шкура, в которую дары завернули, а моя картина на ней нарисована. Волчья это шкура, потому что волки мы.

Скифы степные, лесные и болотные. И волки такие же. Но суть в ином. Медведь сильней волка, тигр сильней, лев, слон, даже олень может волка забодать, но не в том суть кто сильней.

– А в чём суть? Жираф сильней, крокодил, бегемот. В чём суть, говори уже, старый хрыч?

– Волки в цирке не выступают, понимаешь? Иди уже спать…

Утром дед меня разбудил, напоил заново чаем и отправил по тропинке на первую электричку.

Шёл я по свежему утреннему лесу и всё оглядывался на хутор Геродот, а когда на пригорок залез, глянул, а нет никакого Геродота уже. Как и не было».

Но ведь может ещё будет, как знать.

*  Окуджава на английском https://youtu.be/mp3qWPHdZ8w


Рецензии
Понравился рассказ.Только последние три строчки как будто немного приглушают возникший интерес. По-моему, лучше бы он потом успокоиться не мог, искал этот хутор Геродот, но так и не нашёл.
А по поводу национальности меня вот этот пост заинтересовал, уже не помню, где подвернулся:
"Попал я недавно на днюху патриарха отечественной науки. Давно меня озадачивали его несколько странные отчество и фамилия, чуждые всем знакомым мне нациям. В контрасте с вполне русским именем. А вообще он русским-русский, свой. Только культурный донельзя. Кладезь родной речи, сам завидую. И вот на этой вечеринке, расчувствовавшись от поздравлений, он взял и рассказал свою историю.
Зачат он был украинской девушкой под Полтавой в 1942. От румынского офицера, остановившегося в их хате. Наутро их полк смылся, больше она его не видела.
Односельчане покрыли ее позором, как только завидели пузо. Она держалась, родила и вырастила будущее светило российской науки, впроголодь.
А потом явился отец ребенка. Отбыл плен и вернулся к ней. Принял советское гражданство. Любил ее очень. Мужиков к тому времени на селе мало осталось. Бабы завидовали.
Я спросил именинника потом, после праздника - кем он себя ощущает после всего этого? Русским, украинцем, румыном?
Не приведи господи заговорить на эту тему с профессиональным социологом. Взорвет крышу. Взглянул озорно: "Вы вот мне цитировали какого-то Макса. Что он был бы позором любой нации. Так вот - я позор еще худший. Для меня украинский и румынский родные, в обеих странах друзья и родственники. Но. О каждой из своих и прочих нациях мне найдется сказать что-то весьма ехидное. Без всякой злобы. Просто потому, что я в нации не верю. Они появились в эпоху массовых армий, когда нужно было стравливать миллионы людей и заставлять их убивать друг друга. Оказался слева от пограничного столба - тебя нужно онемечить, справа - обруссить. А во главе всей этой движухи - кузен Вилли поссорился с кузеном Ники. Оба непонятно какой нации. Члены одной семьи. Нации - очевидный рудимент, если мы не собирается повторять подобное.
Он вдруг задумался и выдал нечто неожиданное для старика-профессора. Перешел на народный русский. "Обрыдли мне эти укросрачи. Что по каналам, что в сети. Одни и те же люди. Уже три года пытаются доказать друг другу, что они мудаки. И знаете, я уже согласен с обеими сторонами"

Татьяна Лифанова   28.08.2017 00:12     Заявить о нарушении
Таких как этот ученый при Сталине называли безродные космополиты, а сейчас называют либералами.

Уменяимянету Этоправопоэта   28.08.2017 08:04   Заявить о нарушении
Мне кажется весьма спорным утверждение, что признание наций рудиментом способно предотвратить войны. А с ток-шоу этими правда пора бы, мне кажется, кончать.

Татьяна Лифанова   28.08.2017 13:57   Заявить о нарушении
Татьяна, сейчас пишут, что на смену нации как культурного и экономического феномена пришла политическая нация. Дальше идет много слов о том, что такое политическая нация и чем она отличается от нации начала 20-го века. Покончить с войнами конечно так просто не выйдет, но никто и не собирается именно так покончить с войнами - кого-то кем-то назвать и все. Пишут о системе коллективной безопасности, о демократии, р сменяемости власти, о свободе прессы и независимой судебной системе. Много еще о чем. Весь комплекс мер якобы сделает войну крайне невыгодной для начала, а затем - невозможной. По поводу токшоу в ту же копилку. Но это все слишком общие идеи. В реальной политике это как-то иначе работает. Как именно мне неведомо. Только слухи всякие.

Уменяимянету Этоправопоэта   28.08.2017 14:28   Заявить о нарушении
Борис, в 1966 году вышла книга Вашего тёски проф. Поршнева "Соц. психология и история". Эту фамилию сейчас припоминают иногда по поводу его монографии "О начале человеческой истории", о ней когда-то спорили, а эту почти не заметили. И вот Ваш царь скифов что-то такое ковырнул в памяти, и сейчас листаю её, потому что вспомнила - и сама себе не поверила: неужели в 66м году могла быть издана книга, в которой утверждается, что внутри каждой национальности рано или поздно начинается внутреннее "размежевание" по какому-то формальному признаку, затем единый язык начинает подвергаться модификациям, разным в двух разных группах, и вскоре группы начинают говорить на разных диалектах, и эти диалекты буквально через пару поколений становятся языками 2х родственных, но уже различных национальностей, между которыми продолжается процесс взаимного отталкивания. То-есть, количество новых национальностей будет только нарастать. И что именно демократические страны в большей степени подвержены риску распада, потому что "Авторитет любой власти держится на уверенности в её несменяемости". И что распад любой страны приводит к войнам. И что если "индивидуальность"принадлежит той общности, которую человек обозначает как "мы", то "личность" появляется только тогда, когда человек силою обстоятельств оказывается принадлежащим к двум или более различных "мы" - в чём-то пересекающимся, а в чём-то противоречащих друг другу. Содержанием личности тогда становится то, что он вынужден утаивать. А что до войн... Война как гроза. Ну, расстреляют одну-другую тучку, а толку.

Татьяна Лифанова   28.08.2017 17:55   Заявить о нарушении
Я обязательно поищу эту книгу. Но я согласен с тем, что риск распада у демократической страны выше. Если убрать колючую проволоку, то намного выше риск, что зеки убегут из зоны.

Уменяимянету Этоправопоэта   28.08.2017 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.