Дорога к храму

Цикл стихов для начинающих поэтов

ВМЕСТО   ПРЕДИСЛОВИЯ

Дорога в храм Поэзии
(из переписки с читателями)

Здравствуй дорогой Олег! Сразу хочу предупредить тебя, что анализировать или, тем паче, критиковать твои первые опыты в стихосложении я не стану. На это у меня имеются, по меньшей мере, две весомых причины.
Во-первых, Олег,  судить тебя я не в праве. Судья у нас один - он и мировой судья, и генеральный. Он единственный, кто может судить по самым высшим и справедливым законам всех и каждого. Это Творец наш и Создатель. Поэтому, Олег, ради Бога, пиши и дальше свои стихи, если это помогает тебе облегчить душу, обрести единомышленников и получить свою долю сострадания.
Во-вторых,  как человек, проживший довольно долгую жизнь, считаю, что каждый человек, собирающийся ступить на поэтическую стезю, должен хорошо понимать, в чём состоит сущность поэтического творчества. Это необходимо и для того, чтобы иметь представление о том, какие нелёгкие обязанности и какую высокую ответственность налагает на человека служение поэзии. В такой же мере молодой послушник, собирающийся посвятить свою жизнь служению Богу, должен иметь представление о том, сколько душевных сил, самодисциплины, терпения и веры ему потребуется для предстоящей деятельности. 
Итак, дорогой Олег, прошу дать мне возможность высказать несколько суждений об общем предмете нашего диалога.
Начать, пожалуй, следует с того, что поэтами не становятся, а рождаются. Поэтому научиться поэтическому творчеству в стенах Литературного института невозможно. Это учебное аведение каждый го заканчивают сотни выпускников, а поэтами и писателями из них становятся считанные единицы. Способность к поэзии, Олег - это Дар Божий. Только, благодаря этому Дару, истинный поэт имеет свой неповторимый голос и особенное зрение. Такое зрение помогает ему видеть Мир глазами Создателя и нести людям Великую Божественную Правду. Гениальные поэты, а таковых в мире считанные единицы, помогают людям понимать всю красоту и величественность Мира, в котором им посчастливилось явиться на свет Божий. Лишь настоящим поэтам, поэтам от Бога даётся возможность  постичь потрясающую сложность и величественность Замысла Генерального Конструктора Вселенной. Человек, с рождения обладающий поэтическим даром, рано или поздно начинает внимательно вслушиваться и вглядываться в себя и в окружающий мир. Развивая в себе эту способность, читая стихи других талантливых поэтов, человек начинает слышать в них Голос Божий.
Иными словами, Олег, в стихах лучших поэтов Божественной Правды куда больше, чем в проповедях иных священников. Хорошая поэзия так же, как и истинная вера в Единого Бога, всегда приподнимает человека над собой, помогает ему ступить на путь духовного развития. Такой взгляд на поэтическое творчество привёл меня, Олег, к пониманию и сущности поэзии, и её предназначения. Поэзия - является одним из важнейших жанров искусства. Чего греха таить, многие люди считают, что искусство вообще и поэзия в частности - это источник развлечения, как и сфера производства предметов для украшения жизни. Однако, это совсем не так.
Далее, настоящая поэзия – это пища не для ума, а для души.  Воспринимается она людьми в разном возрасте по-разному, в зависимости от степени духовной зрелости читателя и на основе пережитого каждым человеком собственного эмоционального опыта. Во всяком случае, для чтения талантливых стихов, для высокого наслаждения поэзией необходим душевный контакт межу читателем и автором стихов.
Ещё одна важная особенность поэзии, как и других жанров искусства, состоит в том, что все смыслы и чувства свойственные поэту и отражённые в стихах, базируются на интуитивном способе познания мира. Этот первичный, реликтовый способ познания мира ныне уже почти окончательно утрачен. Сегодня, к сожалению, из трёх способов познания: интуитивного, эмпирического и рационально-логического господствуют лишь два последних. Оба способа, конечно, приносят человеку практическую пользу, но, увы, они обладают ничтожным потенциалом его духовного развития. Настоящая поэзия пробуждает и запечатлевает в душе человека высокие чувства и смыслы. Вспомни, дорогой Олег, как у А.С. Пушкина: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!".
По этой причине поэт не доказывает истинность своих мыслей и чувств логически с помощью аргументов и фактов. Он живописует Божественную истину с помощью ярких образов, метафор, гипербол, литот, оксюморонов и других выразительных средств языка. Он рисует её особым ритмическим и звуковым строем стиха. Поэтому чувства и мысли поэта не запоминаются, а запечатлеваются в душе, как неотъемлемая часть природы и окружающего мира. Переданные таким образом чувства и мысли имеют много шансов стать собственными мыслями и чувствами читателя.
Необходимость поэзии ощущалась человечеством с самых древних времён. И современный упадок интереса к этому виду искусства имеет временный характер. Известную поговорку «Когда стреляют пушки, музы молчат» сегодня можно переиначить и так: «Когда вокруг звон монет и шуршание денежных купюр, музы молчат». Во времена рыночной экономики поэзия становится никому не нужным, «лишним продуктом». И вместе с тем, это самый важный и необходимый продукт, самый необходимый «витамин» для взращения человеческой души. Способность понимать мир и людей не только умом, но и сердцем, делает человека более человечным, способным сочувствовать, сострадать и более тонко и адекватно реагировать на окружающее. Это качество и есть главный признак развитой души и духовности человека.
Собственно говоря, поэзия, как и другие жанры искусства, выполняет своё предназначение лишь тогда, когда она самым естественным образом, без всякого принуждения и насилия сеет в душах человеческих вечные истины Божественных заповедей. Говоря иначе, хорошая поэзия, несущая в себе дух  этих заповедей, всегда выполняет функцию проповеди.
По моему разумению, Олег, поэзия - это Храм, куда я каждый день отправляюсь с ПРОПОВЕДЬЮ вечных ЗАПОВЕДЕЙ: заповедей добра, любви, веры, надежды, смирения (в смысле единения с миром). Кроме того, стихи всегда несут в себе образ самого автора, который в той или иной мере выражает в них своё отношение и к заповедям, и к Миру, и к проживающим  в нём людям, и к событиям, которые в нём происходят. Вот это личное отношение, в котором поэт обнажает перед читателем свои чувства, свою душу, представляет их на суд других людей, называется ИСПОВЕДЬЮ.
Ты, Олег, тоже ищешь свою дорогу в Храм Поэзии, и чаще всего ты заходишь туда, как и большинство других прихожан, с ИСПОВЕДЬЮ. Исповедь - очень важная часть храмовых ритуалов. Потерявшие надежду, веру или любовь люди нуждаются в сострадании и поддержке. Люди, совершившие грех, нуждаются в раскаянии и прощении. И Бог, зачастую, оказывается последней ниточкой последним смыслом связующим отчаявшегося человека с жизнью. Поэтому исповедь, облегчающая душу, приносящая сострадание, утешение и искупление необходима не менее, чем проповедь или отповедь.

Однако, Олег, тебе наверняка известно, что добро всегда нуждается в защите. Поэтому кроме проповеди божественных заповедей поэту нередко приходится давать отпор носителям зла, тем людям, которые нарушают заповеди или тем, кто проповедует ложные истины, приводящие к злу. Говоря иначе, стихи поэта должны содержать в себе и элементы ОТПОВЕДИ. Ведь и на Руси православные храмы издревле служили не только местом для молитвы. Во времена нашествий они становились крепостями, где мирное население находило спасение от врагов, а послушники и монахи превращались в воинов - защитников добра. Однако поэтическая отповедь никогда не должна нести в себе озлобления, ненависти и унижения. Если поэтическая отповедь принимает на вооружение эти виды оружия, она сама превращается во зло и увеличивает его количество на земле.
Ты уж прости меня старика за науку, за то, что познакомил тебя с четырьмя краеугольными камнями, на которых держится храм поэзии: ЗАПОВЕДЬ, ПРОПОВЕДЬ, ОТПОВЕДЬ и ИСПОВЕДЬ. Эти четыре опоры и должны всегда держать фундамент любого храма. Совсем неслучайно все четыре слова, их обозначающие, имеют общий корень ВЕД, берущий начало от глагола ВЕДАТЬ. Ведать или знать, как храмовое действие, означает приобщение к Божественной Истине. Для того и существуют храмы, в том числе и ХРАМ ПОЭЗИИ. Храмы необходимы для того, чтобы, осуществлялся духовный диалог между людьми и Богом. В них осуществляется очень важное действие, необходимое для слияния постигнутой божественной мудрости, с одной стороны, и смиренного покаяния и выражения веры и благодарности к Создателю - с другой. Без этого невозможно ни нравственное становление человеческой личности, ни её духовное развитие.
Того, о чём я тебе пишу, дорогой Олег, ты не прочтёшь ни в одной церковной книге и ни в одном учебнике по стихосложению. Чего греха таить - ведь и сами служители церкви далеко не все и далеко не всегда понимают глубинную сущность храмового действа.
Однако, Олег, ступая на поэтическую стезю, ты должен понимать, что жанр ПРОПОВЕДИ налагает как на священника, так и на поэта громадную ответственность. Для служения этому жанру необходим соответствующий уровень собственного духовного развития, дающий возможность слышать Бога, понимать Его Замысел, чувствовать малейшее отклонение от его ЗАПОВЕДЕЙ. Моя критика в адрес графоманов, занимающихся словоблудием ради стяжания громкого титула ПОЭТ, как правило, не адресована персонально. Она направлена не против тех, кто приходит в Храм исповедоваться, а против тех, кто под видом проповедников приходит туда сеять ложь и лицемерие. Она направлена против фарисеев - торговцев ложными истинами. Именно им адресовано моё стихотворение «Грех словоблудия» http://www.stihi.ru/2013/05/22/3540 как и множество других ОТПОВЕДЕЙ.
Мои критические стихи - это своего рода лекарство, которое лежит себе в аптеке, но если человек хочет выздороветь, он находит и принимает его, если даже у него горький вкус. Таким образом, не обижая и не оскорбляя никого, я стараюсь помочь обрести начинающим поэтам путь истинный. Мы должны беречь чистоту нашего родного языка, беречь искренность человеческих отношений в Храме и взаимное доверие людей друг к другу. Вот, мы и пришли с тобой к пониманию неразделимого единства четырёх понятий, четырёх краеугольных камней храма поэзии: ЗАПОВЕДИ, ПРОПОВЕДИ, ИСПОВЕДИ, И ОТПОВЕДИ. Эти понятия выражают как сущность поэзии, так и назначение любого храмового действия. Всего тебе доброго, Олег, и добро пожаловать в Храм Поэзии!

С уважением, Виталий Шкиндер

P.S. А о том, как установить фильтр, т. е. как лучше организовать работу нашего портала «стихи.ру», см. в моём «литературном дневнике» статью «Не троньте музыку руками».

НАПУТСТВИЕ НАЧИНАЮЩЕМУ ПОЭТУ


КАК ХОРОШО, КОГДА РАСТЕТ ПОЭТ

Как хорошо, когда растет поэт,
Одаривая нас кострами песен.
И мир уже не так, как прежде, тесен –
В нем образ, мысль и даже Божий свет.
Уходят воровство и подлость в тень,
До срока в милость рядится жестокость.
И правда возвращается к истокам,
Когда приходит исповеди день.
Вновь кажется смешною бренность лет,
Когда в мишень слова ложатся кучно.
И время снова обретает сущность.
Как хорошо, когда растет поэт!


ОСОБАЯ ПРИМЕТА

Причастие, участие и счастье
Нам так нужны, когда на части рвут
Народ и Родину звереющие пасти,
Когда в цене предательство иуд.
Но верю я в особую примету –
Чем злее век, чем гуще дым и смрад,
Тем больше в мир является поэтов
Рай возродить и уничтожить ад.

ОТ ОБРАЗОВ ДО ОБРАЗОВ

От Образов до образОв,
А, впрочем, может и обратно.
Ты кинешься на чей-то зов,
Да, вот судьба, – она превратна.
Такой вдруг вывернет изгиб –
Заплачешь, губы в кровь кусая,
Поняв, что праведник погиб,
Собой преступника спасая.


ПОЖЕЛАНИЕ ПОЭТУ

Живи, мой друг, в стихии плена
Метафор, ритмов, рифм, стихов,
Чтобы подняться постепенно
От обрАзов до образОв!
Проникнув сердцем в тайны слога,
Учись молитву повторять.
Однажды в жизни встретил Бога,
Молись, чтоб больше не терять!


МЫСЛЬ ОБНАЖЁННАЯ

Мой друг, поэт! Мы душ не прячем,
Мысль, обнаженная, как меч,
Дарует жизнь впередсмотрящим,
И наполняет сталью речь.
Нам дарит силу Русь святая,
Должны свой долг отдать и мы.
Как наши прадеды считаем,
Что надо жить, не зарекаясь,
Ни от тюрьмы, ни от сумы.
Наполни голос словом страстным,
Войди для проповеди в храм!
Пусть станет смысл народу ясным,
Пусть станет жить в стране опасно
Лжецам, тиранам и ворам!


О ШЕДЕВРАХ

«Поэты» двигают словами,
У них весь день идут маневры.
Но, вы ведь знаете и сами –
Так не рождаются шедевры.
И в храм для избранных напрасно
Искать ключи от тайной дверцы;
Шедевры создавать опасно –
В них бьётся птицей Ваше сердце!
За всё, чем счастливы мы были,
Мы умираем, как солдаты.
За то, что сердце раздарили,
И не заметили утраты!


О ЩЕДРОСТИ ГЕРОСТРАТА

Сгорают годы и минуты,
Известен вечный приговор:
Инфаркты – это очень круто!
Инсульты, как вершины гор!
Мы словно загнанные дышим,
Смывая грязь, позор и боль,
Когда ты кровью сердца пишешь,
Принять сей приговор, изволь!
Легко ли в царстве Герострата?
Стихи – не деньги, не товар.
Здесь сердца щедрая растрата,
И смерть, как щедрый гонорар!

СЕРДИТЫЙ ОТКЛИК НА ДАМСКИЕ СТИХИ

Мадам! Что дали вам и Ницца и Марсель,
Когда вы разъезжали по Европам?
Такой "поэии" я не встречал досель,
Как этот жидкий клюквенный кисель,
Политый щедро липовым сиропом.
Конечно, нам Европа не в пример.
Там в их бистро тарелки с шумом бьются,
Когда Верлен, и Рильке, и Бодлер
Над виршами кисельными смеются.
И я, друзья, испытываю стресс,
Когда встречаюсь вдруг со словом пошлым.
Когда от виршей минипоэтесс
На сердце «кюхельбекерно и тошно».
Пусть Бог простит мне тяжкие грехи!
Я голосу Его смиренно внемлю.
Я обожаю ЖЕНСКИЕ стихи,
Но ДАМСКИЕ – душою не приемлю.
И я не стал бы вас критиковать
За вычурность и бред стихов капризных.
Но мне поэзия – и женщина, и мать.
И, стало быть, она дороже жизни!


СЕРДЕЧНЫЙ ОТКЛИК НА ЖЕНСКИЕ СТИХИ

О, Муза Сердца! Ваше соло
По нервам, как смычок по скрипке!
И, независимо от пола –
Поэт вы? Или поэтесса?
Плыву по Вашим Высям зыбким,
Как пьяный от вина повеса.
Каноэ вам – не плоскодонка,
Простят ли волны сбои ритма?
Здесь все так вычурно, так тонко!
Как профиль юной амазонки,
Как крылья бабочки, как бритва!
Здесь все на грани, и за гранью.
Стихи так остро откровенны,
Что могут прямо в сердце ранить,
Что ими можно резать вены!

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГРАФОМАНУ

Если нет ничего за душой,
То о чем ты поведаешь миру?
И зачем с тривиальной лапшой,
Ты выходишь, как тать на «Стихиру»?
Вешать на уши будешь снопом,
Жить весь век болтовней и обманом.
Нет таланта – живи ремеслом,
А лапшу сбереги для лагмана!!!
Пролетишь ли ты пыльной грозой
С тройкой муз впереди колесницы,
Иль украсишь сопливой слезой
Пожелтевшую с горя страницу.
Все равно  не оставят века
Тебя в памяти юных потомков!
Будь здоров! Побирайся пока,
Словно нищий с дырявой котомкой!

ГРЕХ СЛОВОБЛУДИЯ

Рожать детей ответственное дело.
Пред Богом нам придется отвечать
За их судьбу, за души их и тело –
За все, на чем оставили печать.
Но, если стать поэтом захотела,
И здесь присягу Богу приноси!
Коль на стихах случайно «залетела»,
Молись, как инок – Господи спаси!
Когда в стихах обрывки и фрагменты,
Невнятный лепет, пустота речей,
Платить придется Богу алименты
На выкинутых походя детей.
Строг Божий суд, и будешь ты напрасно
Просить о снисхождении, кричать.
За злоупотребленье Словом Красным
По высшей мере будешь отвечать!

СВЕЧА ПОГАСЛА НА СТОЛЕ
(Рецензия на бездарные претензии)

Живу бессмысленно во мгле,
Пишу хреново.
Свеча погасла на столе,
Погасла снова.
Ну, кто подал мне этот знак?
Кто там проснулся?
В гробу, наверно, Пастернак
Перевернулся!
Не злись, Борис! Лежи себе,
Имею право,
Наперекор твоей судьбе,
Писать кудряво!
Чтобы гирлянды и шары
Кругом повисли.
Чтобы в стихах от сей игры
Исчезли мысли.
И пусть пирует ночь во мгле,
Темна как масло.
Свеча погасла на столе,
Свеча погасла.
Ругает Шкиндер за грехи,
Бранится всуе.
Не знает он, что я стихи
Пишу вслепую.

10.05.2017


ЗАБРОНЗОВЕВШЕМУ ПОЭТУ

Поэт стал бронзовым. Увы! - Такое дело
порой случается – гордыня подвела.
И стало непослушным его тело,
И твердым, и холодным как скала.
Не может ни кричать, ни улыбаться.
Подруги не обнять, с врагом не биться.
Твердел, чтоб пред тираном не сгибаться,
Теперь не может Богу поклониться!

О ПОЭТИЧЕСКОМ ПРИЗВАНИИ
      
                Два века Михаилу Юрьевичу

История на подлости щедра,
Но подвигами наша жизнь согрета,
Как в зимний день дыханием костра.
Не потому ль героика сюжетов,
Как бабочек влечет к себе поэтов,
Чтоб славили защитников добра?
Погиб поэт во цвете юных лет.
И траур наш так горек, так безмерен!
Но Миша, как Вселенная бессмертен –
Ей нет конца, и края тоже нет.
Бессмертным стать к концу короткой жизни
Увы, мой друг! Не каждому дано.
Но мы должны свой долг отдать Отчизне –
У каждого свое Бородино!

Ноябрь 2014.


Рецензии
Ваше стихотворение "Как хорошо, когда растет поэт" просто потрясающее! Очень понравились сравнения про костры песен и что мир становится не так тесен, и, главное, что в нем появляется божий свет! Именно это и греет сердце!
Такие стихи помогают не останавливаться, творить дальше.
Спасибо.

Юлия Набатова   28.12.2017 09:25     Заявить о нарушении
Удачи Вам на тернистом пути Поэзии!

Виталий Шкиндер   28.12.2017 09:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.