Драпа об Альрике
Мне во честь твою и славу.
Внемли мне, владыка гордый,
О делах твоих реку я.
Льется мед Вальгаллы чистый
Для тебя, правитель фьордов.
О твоем величьи, вещий,
Жажду я поведать хёрдам.
2 Громогласный меч твой острый,
В грозах Гёндуль окропленный
Рати вражьей влагой вранов,
Надо всем вознесся. Властный,
Ты направил змеев водных
По равнине Ран на Запад,
Грозный жар твой в громе бранном
Никому не дал пощады.
3 Вел ты воинов отважных
За собой в поход, суровый
Вестник Эгира холодный
Не хотел, стяжал чтоб славу,
Рвал он рьяно снасти, волны
Он дробил о рыси досок,
Но в бою брат бури гневной
Волей был твоей повержен.
4 Навий пир ярился буйный,
Пьяный рдел закат разбитый,
Конунг Альрик с войском мощным
Брашно Хель варил обильно.
5 Вороны летели, волки
Выли, в поисках хмельного
Непогоды Хрофта яства
Рыскали орлы кровавы.
Собирались девы неба,
Воинов влекли в Вальгаллу,
Но ничто не властно было,
Князь,тебя повергнуть в бегство.
6 Скрежет стали раздавался,
Стрелы круглых крыш сверкали,
В струях резких лезвий падал
Ворог от секир норвежских.
Недруга могуч был конунг
Смело он сражался в битве,
Но его заставил Альрик
Северян принять победу.
7 Один зрел прибой булатный,
Дым взвивался в выси бездну.
Конунг Альрик с войском мощным
Брашно Хель варил обильно.
8 Дар, добытый Трором древле
В доме Суттунга, медвяный
Скальд подносит князю сладкий,
Славит он его деянья.
Возвращался конунг к хёрдам,
Дань собрав с врага большую,
Доблесть ратную владыки
Восхваляли дубы боя.
9 Урожай долины Фюри
Ты, колец даритель щедрый,
Воям жаловал без меры,
Каждому ты сыпал горсти
Огненных оков запястий.
Драупнира дети в блеске
Падали в шеломы, льдины
Влажным жаром рук сияли.
10 Я воспел тебя, державный,
Брагой Видура окрасил
Подвиги твои бессмертны,
Молвил о тебе лишь правду,
Мерной речи сей внимал ты,
Слушал дротт ее твой добрый.
Пусть в веках не меркнет слава
Бранных дел твоих, великий.
Кеннинги: Мед Вальгаллы - мед поэзии
Грозы Гёндуль - битвы, Гёндуль - валькирия
Влага вранов - кровь
Змеи водные - корабли
Равнина Ран - море, Ран - морская богиня, жена Эгира
Гром бранный - битва
Вестник Эгира - ветер, Эгир - морской великан
Рыси досок - корабли
Брат бури - Эгир
Навий пир - битва
Брашно Хель - трупы, Хель - богиня смерти
Яство непогоды Хрофта - трупы, непогода Хрофта - битва, Хрофт - Один
Орлы кровавы - вОроны
Девы неба - валькирии
Стрелы круглых крыш - мечи, круглые крыши - щиты
Струи резких лезвий - кровь
Прибой булатный - битва
Дар, добытый Трором - мед поэзии, Трор - Один
Дубы боя - воины
Урожай долины Фюри - золото
Колец даритель - конунг
Огненные оковы запястий - золотые обручья
Дети Драупнира - золотые кольца
Льдины рук - серебро
Брага Видура - мед поэзии, Видур - Один
Суттунг - великан
Дротт - дружина
Властный - хейти конунга Альрика (хейти - одночленный заменитель существительного в скальдической поэзии)
Иллюстрация: Лилия Оружейникова
Свидетельство о публикации №117082510491
Но чтобы сделать её ещё лучше, позволю себе заметить небольшие мелочи, за которые цепляешься, читая "свежим глазом".
2 В грозе Гёндуль окроплённый - не лучше ли сказать "В буре Гёндуль", дабы не читалось "в грОзе"? Впрочем, слово буря фигурирует в следующем куплете, но вот там и можно вместо бури применить грозу:
3 Но в бою брат бури гневной - Но в бою грозы брат гневной. Поскольку скальдическая поэзия допускает и приветствует причудливо заверченные фразы, такая перестановка слов, в обычном стихотворении показавшаяся бы, возможно, не совсем уместной, в скальдической песне будет в самый раз.
И, наконец, 5:
Тебя, князь, повергнуть в бегство.
Опять же, для большей ровности ритма, как и в случае с грозой Гёндуль, не поменять ли местами первые два слова: "Князь, тебя повергнуть в бегство"?
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 01:14 Заявить о нарушении
Догадывалась, что, если прочитаете, найдете неточности ритма. Признаться, я их уже почти не замечаю или наоборот мне начинает казаться, что они есть везде.
В пятой висе исправлю, так действительно лучше. Это так просто, но я не сообразила поменять слова местами). Во второй висе уж очень не хочется разрушать аллитерацию и "грозовой" звон. И у меня почему-то при чтении на "о" не падает ударение. Может, я как-то не так читаю?
Всегда приятно получить от вас отзыв.
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 01:30 Заявить о нарушении
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 01:33 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 01:34 Заявить о нарушении
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 01:38 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 01:39 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 01:40 Заявить о нарушении
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 01:42 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 02:06 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 02:37 Заявить о нарушении
Ситуация такая же, как у нас с грозой Гёндуль. Естественно, читая вслух, всё прочтёшь правильно. А когда читаешь про себя, в голове уже сидит заданный ритм и диктует своё, и такие "слабые" ударения не совсем на месте - как маленькие кочки на гладкой дороге. Эти кочки идти не мешают, просто иногда привлекают внимание, глаз порой на них останавливается.
Кстати, не хотите ли добавить финальную, "вымогательную" вису с требованием награды, как и положено в хвалебных песнях? Ну это я так, шутки ради предлагаю. Драпа воспринимается вполне цельной и законченной.
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 11:51 Заявить о нарушении
Объяснять у вас наоборот хорошо получается. А термины скорее для филологов, чем для поэтов. Я бы назвала такие слабое ударение метрически слабым местом, сильное тактом или иктом, но я не очень сильна в терминах стихосложения. Думаю, для написания стихов они не особо нужны, но служат хорошим дополнением.
Любопытное это явление современное - профессиональный поэт. Интересно, это как? Тот, кто печатается? Тот, у кого безукоризненный слог? Почему нельзя сказать просто "поэт"? Странно. Нужно будет поразмышлять над этим.
Оставлю грозу. Гёндуль без нее скучно будет) А вам не нужен никакой профессионализм, у вас настоящие стихи + знание того, о чем вы пишите (форма + содержание). Думаю, и всевозможные термины вы знаете, только скромничаете.
Мне ваша шутка понравилась) "Вымогательная виса" звучит забавно. Но мой скальд не хочет ничего требовать у конунга, он уже доволен тем, что ему служит.
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 13:16 Заявить о нарушении
А что если "В громе Гёндуль"?
Когда я пишу, что не считаю подобные шероховатости недостатками, я имею в виду, что не считаю их большими недостатками. Я считаю их вполне допустимыми (у меня такое тоже кое-где проскальзывает), но всё-таки там, где можно этого избежать, я стараюсь избегать. Эти вещи приемлемы, но без них всё-таки лучше (и меньше поводов для придирок со стороны "продвинутых поэтов"). Кстати, в народном творчестве, в устной традиции полным-полно таких сбоев, и ничего. Например, в замечательной песне, которую я очень люблю - "Не для меня придёт весна" - есть строчка с неправильным ударением: "Не для меня придёт ПасхА". При чтении текста эта строчка выглядит ужасно корявой. Но при пении данная корявость полностью нивелируется. То есть в глаза она бросается, а в уши - нет.
Да, бескорыстен ваш скальд, не чета коллегам! Никто из них не считал зазорным ввернуть намёк на щедрое вознаграждение в конце песни. (Даже я).
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 14:39 Заявить о нарушении
Я согласна с вами, что по возможности следует избегать шероховатостей, для себя в первую очередь.
Но здесь все-таки грозу хочу оставить, гром выравнивает ритм,но при этом что-то теряется, какая-то музыкальная линия.
Да, конечно, скальды не прочь были потребовать вознаграждение за свои висы.Я бы, наверное, тоже не отказалась. А мой скальд не хочет этого делать, если дадут - берет (нельзя выказывать неуважение к властителю), но сам не просит. Все эти висы это часть некой истории,которую, я надеюсь, когда-нибудь допишу в прозе.
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 19:15 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 21:24 Заявить о нарушении
Мои прозаические наброски на прозе есть, я их редактирую время от времени, но пусть лежат там, иногда удобно, когда текст остается в интернете. Его можно всегда там взять. Например, если что-то с компьютером, а бумажного варианта нет. Пропадет - жалко ведь.
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 21:57 Заявить о нарушении
А вообще, в идеале, мне хотелось бы писать прозу в стиле исландских саг. Для меня это высший образец для подражания. Романтические сочинения XIX века на исторические темы грешат пафосом (порой - каким-то наивным пафосом, если можно так выразиться), красивостями, многословием и искусственностью. Герои - какие-то ходульные. И современные авторы сплошь и рядом, если берутся писать о Средних веках, скатываются в какой-то пошловатый романтизм. Он может быть как мрачным, так и слезливым (если речь идёт о любовных историях), но в любом случае пошловатость присутствует. Плюс куча шаблонов. Все эти рыцари, дамы, пажи, менестрели (любимое словечко многих авторов), зачастую разочарованные, жизнью побитые - и непроходимо, невыносимо пошлые! Бр-р, не дай Бог мне когда-нибудь написать подобную дребедень.
Одним словом, моё глубокое убеждение, что ориентироваться в своём творчестве (коль любишь Средние века) нужно на подлинную средневековую литературу, а не романтическую ерунду нового времени. Трудно, но можно и нужно проникнуться её стилем, вжиться в этот стиль и усвоить его, сделав своим.
Удивительно: в исландских сагах нет ничего лишнего - ни описаний, ни эмоций, ни рассуждений, ни пейзажей, никаких вообще украшательств и плетения словес. Голые факты и действие в чистом виде. И тем не менее это настоящая литература, притом такого высокого уровня, что нам до неё расти и расти, и то вряд ли дорастём.
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 23:10 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 23:29 Заявить о нарушении
Да, конечно, есть такие вещи, которые не хочется выносить на всеобщее обозрение, потому что в них много личного, это и не нужно.
Искусственный романтизм тоже не люблю, хотя раньше грешила подобным, только вычурность стиля и пристрастие к замысловатым словам куда-то улетучились, и сейчас меня интересует древняя, преимущественно средневековая литература, лишенная всевозможных надуманных украшений. Литературу Средневековья знаю не очень хорошо, к сожалению. В университете этот курс прошел как-то мимо меня, теперь наверстываю. Простое, но живое слово куда лучше сложного и "вывернутого". Из исландских саг читала только одну, поэтому не смогла оценить их в полной мере. Но в скором времени я до остальных доберусь, надо только закончить то, что читаю сейчас.
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 23:33 Заявить о нарушении
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 23:42 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 23:44 Заявить о нарушении
Сигрун Фьельстад 27.08.2017 23:47 Заявить о нарушении
Замечательное занятие - читать саги вслух. Особенно зимой. У нас дома это практиковалось. Мне удалось увлечь сагами маму.
Саня Со Штрамповки 27.08.2017 23:53 Заявить о нарушении
Сигрун Фьельстад 28.08.2017 00:03 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 28.08.2017 00:10 Заявить о нарушении
Сигрун Фьельстад 28.08.2017 00:17 Заявить о нарушении
А переписывать саги, действительно, было даже приятно. Во всяком случае, не в тягость. И запоминались они, конечно же, лучше. (Но всё равно помню плохо, пора перечитывать).
Саня Со Штрамповки 28.08.2017 00:37 Заявить о нарушении
Конечно, когда что-то переписываешь, это лучше запоминается. Иногда специально что-то конспектирую, чтобы толк был.
Сигрун Фьельстад 28.08.2017 00:50 Заявить о нарушении
Сигрун Фьельстад 03.09.2017 00:43 Заявить о нарушении
Саня Со Штрамповки 03.09.2017 12:55 Заявить о нарушении