Драпа об Альрике

1  Князь, позволь исполнить песню
   Мне во честь твою и славу.
   Внемли мне, владыка гордый,
   О делах твоих реку я.
   Льется мед Вальгаллы чистый
   Для тебя, правитель фьордов.
   О твоем величьи, вещий,
   Жажду я поведать хёрдам.

2  Громогласный меч твой острый,
   В грозах Гёндуль окропленный
   Рати вражьей влагой вранов,
   Надо всем вознесся. Властный,
   Ты направил змеев водных
   По равнине Ран на Запад,
   Грозный жар твой в громе бранном
   Никому не дал пощады.

3  Вел ты воинов отважных
   За собой в поход, суровый
   Вестник Эгира холодный
   Не хотел, стяжал чтоб славу,
   Рвал он рьяно снасти, волны
   Он дробил о рыси досок,
   Но в бою брат бури гневной
   Волей был твоей повержен.

4  Навий пир ярился буйный,
   Пьяный рдел закат разбитый,
   Конунг Альрик с войском мощным
   Брашно Хель варил обильно.

5  Вороны летели, волки
   Выли, в поисках хмельного
   Непогоды Хрофта яства   
   Рыскали орлы кровавы.
   Собирались девы неба,
   Воинов влекли в Вальгаллу,
   Но ничто не властно было,
   Князь,тебя повергнуть в бегство.

6  Скрежет стали раздавался,
   Стрелы круглых крыш сверкали,
   В струях резких лезвий падал
   Ворог от секир норвежских. 
   Недруга могуч был конунг
   Смело он сражался в битве,
   Но его заставил Альрик
   Северян принять победу.

7  Один зрел прибой булатный,   
   Дым взвивался в выси бездну.
   Конунг Альрик с войском мощным
   Брашно Хель варил обильно.

8  Дар, добытый Трором древле
   В доме Суттунга, медвяный
   Скальд подносит князю сладкий,
   Славит он его деянья.
   Возвращался конунг к хёрдам,
   Дань собрав с врага большую,
   Доблесть ратную владыки
   Восхваляли дубы боя.

9  Урожай долины Фюри
   Ты, колец даритель щедрый,
   Воям жаловал без меры,
   Каждому ты сыпал горсти
   Огненных оков запястий.
   Драупнира дети в блеске
   Падали в шеломы, льдины
   Влажным жаром рук сияли.
               
10 Я воспел тебя, державный,
   Брагой Видура окрасил
   Подвиги твои бессмертны,
   Молвил о тебе лишь правду,
   Мерной речи сей внимал ты,
   Слушал дротт ее твой добрый.
   Пусть в веках не меркнет слава
   Бранных дел твоих, великий.



Кеннинги: Мед Вальгаллы - мед поэзии
Грозы Гёндуль - битвы, Гёндуль - валькирия
Влага вранов - кровь
Змеи водные - корабли
Равнина Ран - море, Ран - морская богиня, жена Эгира
Гром бранный - битва
Вестник Эгира - ветер, Эгир - морской великан
Рыси досок - корабли
Брат бури - Эгир
Навий пир - битва
Брашно Хель - трупы, Хель - богиня смерти
Яство непогоды Хрофта - трупы, непогода Хрофта - битва, Хрофт - Один
Орлы кровавы - вОроны
Девы неба - валькирии
Стрелы круглых крыш - мечи, круглые крыши - щиты
Струи резких лезвий - кровь
Прибой булатный - битва
Дар, добытый Трором - мед поэзии, Трор - Один
Дубы боя - воины
Урожай долины Фюри - золото
Колец даритель - конунг
Огненные оковы запястий - золотые обручья
Дети Драупнира - золотые кольца
Льдины рук - серебро
Брага Видура - мед поэзии, Видур - Один


Суттунг - великан
Дротт - дружина

Властный - хейти конунга Альрика (хейти - одночленный заменитель существительного в скальдической поэзии)


Иллюстрация: Лилия Оружейникова


Рецензии
Добротная драпа. За такую скальд вправе потребовать себе перину змея или огонь моря в изрядном количестве).
Но чтобы сделать её ещё лучше, позволю себе заметить небольшие мелочи, за которые цепляешься, читая "свежим глазом".
2 В грозе Гёндуль окроплённый - не лучше ли сказать "В буре Гёндуль", дабы не читалось "в грОзе"? Впрочем, слово буря фигурирует в следующем куплете, но вот там и можно вместо бури применить грозу:
3 Но в бою брат бури гневной - Но в бою грозы брат гневной. Поскольку скальдическая поэзия допускает и приветствует причудливо заверченные фразы, такая перестановка слов, в обычном стихотворении показавшаяся бы, возможно, не совсем уместной, в скальдической песне будет в самый раз.
И, наконец, 5:
Тебя, князь, повергнуть в бегство.
Опять же, для большей ровности ритма, как и в случае с грозой Гёндуль, не поменять ли местами первые два слова: "Князь, тебя повергнуть в бегство"?

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 01:14     Заявить о нарушении
Спасибо! Перину змея можно)
Догадывалась, что, если прочитаете, найдете неточности ритма. Признаться, я их уже почти не замечаю или наоборот мне начинает казаться, что они есть везде.
В пятой висе исправлю, так действительно лучше. Это так просто, но я не сообразила поменять слова местами). Во второй висе уж очень не хочется разрушать аллитерацию и "грозовой" звон. И у меня почему-то при чтении на "о" не падает ударение. Может, я как-то не так читаю?
Всегда приятно получить от вас отзыв.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 01:30   Заявить о нарушении
Это хорошо, что вы находите огрехи и говорите о них мне, с вами мои висы становятся лучше.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 01:33   Заявить о нарушении
Если вас не смущает повторение слова "буря" (коль поправка будет принята), то третий куплет можно и не трогать, потому что, конечно, "брат бури гневной" звучит лучше, чем "грозы брат гневной". Да вы и сами со временем можете придумать что-нибудь подходящее.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 01:34   Заявить о нарушении
В третьей висе я бы и поменяла, а вот "грозу" не хочу убирать. Нравится это слово). Ещё раз спасибо. Может, придумаю что-нибудь.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 01:38   Заявить о нарушении
А меня почему-то сразу это О во второй висе зацепило. Не сказать, что оно так уж сильно торчит, но это когда вчитаешься. А первое впечатление - что О всё-таки выбивается.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 01:39   Заявить о нарушении
Да, оставьте пока. Придёт что-то удачное - тогда и замените.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 01:40   Заявить о нарушении
Видимо, я как-то не так читаю, у меня на "е" акцент получается. Странно. По идее одинаково должно быть

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 01:42   Заявить о нарушении
Основное ударение там всё равно на ГЁндуль, поэтому можно не заморачиваться. Я ж говорю, что это было первое впечатление. Когда вчитаешься, привыкнешь, то нормально.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 02:06   Заявить о нарушении
Вот, перечитываю. Ежели разобраться, то драпы предназначены не для чтения, а для исполнения вслух. Когда читаешь это как написанный текст - есть маленький сбой. Когда скальд будет исполнять свою драпу перед конунгом, он сам подчеркнёт правильный ритм, и О у него выпирать не будет. Тем более, что основное ударение в любом случае приходится на третий слог, на Ё.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 02:37   Заявить о нарушении
Я не профессиональный поэт и абсолютно не знаю терминологии. Пользуясь обычными словами, а не специальными терминами, назову первое ударение (на первом слоге) "слабым", а второе (на третьем слоге) - "сильным". Как это называется на самом деле, я не знаю; объяснить тоже не умею толком. Руководствуюсь лишь своими ощущениями. Я такие вещи недостатками не считаю, но жизнь на стихушке научила меня, что "профессионалы" любят придираться к подобным "сбоям ритма". Например, не так давно на главной странице висело стихотворение с длинным названием (что-то про жемчужину) Виктора Сосновского (кажется). Вполне симпатичное стихотворение. Там была строчка: "Дремлют холмы, лиловые по пояс". Двое из рецензентов, независимо друг от друга, стали советовать ему: кто - "Стоят холмы", кто - "И спят холмы", чтобы не было "дремлЮт". Автор отвечал, что у него это специальное замедление. Рецензент: "Т.е. вы настаиваете на дремлЮт? Автору виднее, но мы-то читаем то, что видим".
Ситуация такая же, как у нас с грозой Гёндуль. Естественно, читая вслух, всё прочтёшь правильно. А когда читаешь про себя, в голове уже сидит заданный ритм и диктует своё, и такие "слабые" ударения не совсем на месте - как маленькие кочки на гладкой дороге. Эти кочки идти не мешают, просто иногда привлекают внимание, глаз порой на них останавливается.

Кстати, не хотите ли добавить финальную, "вымогательную" вису с требованием награды, как и положено в хвалебных песнях? Ну это я так, шутки ради предлагаю. Драпа воспринимается вполне цельной и законченной.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 11:51   Заявить о нарушении
Да, я тоже вам хотела сказать, что звук "о" в "грозе" у меня получается кратким, поэтому как бы проскакивает.
Объяснять у вас наоборот хорошо получается. А термины скорее для филологов, чем для поэтов. Я бы назвала такие слабое ударение метрически слабым местом, сильное тактом или иктом, но я не очень сильна в терминах стихосложения. Думаю, для написания стихов они не особо нужны, но служат хорошим дополнением.

Любопытное это явление современное - профессиональный поэт. Интересно, это как? Тот, кто печатается? Тот, у кого безукоризненный слог? Почему нельзя сказать просто "поэт"? Странно. Нужно будет поразмышлять над этим.

Оставлю грозу. Гёндуль без нее скучно будет) А вам не нужен никакой профессионализм, у вас настоящие стихи + знание того, о чем вы пишите (форма + содержание). Думаю, и всевозможные термины вы знаете, только скромничаете.

Мне ваша шутка понравилась) "Вымогательная виса" звучит забавно. Но мой скальд не хочет ничего требовать у конунга, он уже доволен тем, что ему служит.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 13:16   Заявить о нарушении
Под "профессиональными поэтами" я, пожалуй, подразумеваю тех, кто как раз разбирается во всей этой мудрёной терминологии, знает и применяет правила стихосложения, в то время как я пишу по наитию, не зная ни терминологии, ни правил. В то же время я считаю, что невозможно "выучиться на поэта". Так что в понятие "профессиональный поэт" я вкладываю отчасти шутливый смысл. Подобный "профессионализм" зачастую сводится к занудству: "А что у вас здесь - анапест? Тогда почему количество слогов такое-то, а не такое-то?" И начинается "поверка алгеброй гармонии" с обилием непонятных терминов. Непосвящённых, конечно, сие наполняет благоговейным трепетом.
А что если "В громе Гёндуль"?
Когда я пишу, что не считаю подобные шероховатости недостатками, я имею в виду, что не считаю их большими недостатками. Я считаю их вполне допустимыми (у меня такое тоже кое-где проскальзывает), но всё-таки там, где можно этого избежать, я стараюсь избегать. Эти вещи приемлемы, но без них всё-таки лучше (и меньше поводов для придирок со стороны "продвинутых поэтов"). Кстати, в народном творчестве, в устной традиции полным-полно таких сбоев, и ничего. Например, в замечательной песне, которую я очень люблю - "Не для меня придёт весна" - есть строчка с неправильным ударением: "Не для меня придёт ПасхА". При чтении текста эта строчка выглядит ужасно корявой. Но при пении данная корявость полностью нивелируется. То есть в глаза она бросается, а в уши - нет.

Да, бескорыстен ваш скальд, не чета коллегам! Никто из них не считал зазорным ввернуть намёк на щедрое вознаграждение в конце песни. (Даже я).

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 14:39   Заявить о нарушении
По мне тоже это выражение выглядит несколько иронично. Пожалуй, таких людей я бы настоящими поэтами не назвала. Просто разбираться и применять правила это одно, а "козырять" этим - другое. Последнее можно применить к так называемым профессиональным поэтам. Только они скучные.
Я согласна с вами, что по возможности следует избегать шероховатостей, для себя в первую очередь.
Но здесь все-таки грозу хочу оставить, гром выравнивает ритм,но при этом что-то теряется, какая-то музыкальная линия.

Да, конечно, скальды не прочь были потребовать вознаграждение за свои висы.Я бы, наверное, тоже не отказалась. А мой скальд не хочет этого делать, если дадут - берет (нельзя выказывать неуважение к властителю), но сам не просит. Все эти висы это часть некой истории,которую, я надеюсь, когда-нибудь допишу в прозе.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 19:15   Заявить о нарушении
Давайте, пишите. Это увлекательное занятие даже в том случае, если пишешь для себя и никому не собираешься показывать. У меня тоже были истории в прозе, стихи из которых здесь выложены. А в прошлом году возник порыв, поддавшись на уговоры, вытащить на свет и сами эти давние истории и выложить их на Прозе. Но порыв благополучно миновал.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 21:24   Заявить о нарушении
А жаль) Я бы почитала. Судя по вашим стихам, проза, написанная вами, тоже должна быть интересной.
Мои прозаические наброски на прозе есть, я их редактирую время от времени, но пусть лежат там, иногда удобно, когда текст остается в интернете. Его можно всегда там взять. Например, если что-то с компьютером, а бумажного варианта нет. Пропадет - жалко ведь.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 21:57   Заявить о нарушении
У меня проблема в том, что всё это, напротив, имеется лишь в бумажном варианте. Перевести в электронный вид руки не доходят (вещи длинные, набирать долго, а мне вечно лень). Это стилизации, и весьма недурные. Но основные и самые удачные вещи (как раз те, что о вымышленной стране) мне почему-то не хочется обнародовать. Это как показывать дорогу всем подряд (иными словами - кому попало) в некий сокровенный, потаённый мир. Эта страна появилась у меня ещё в детстве и "взрослела" вместе со мной, превращаясь в нечто большее, чем просто игра. Я её слишком люблю, чтобы открывать в неё ворота нараспашку. Так что дело тут не только в моей лени и безалаберности, мешающей набрать тексты. У меня большие сомнения, стоит ли публиковать то, что сочинялось исключительно для себя, а не для читателей.
А вообще, в идеале, мне хотелось бы писать прозу в стиле исландских саг. Для меня это высший образец для подражания. Романтические сочинения XIX века на исторические темы грешат пафосом (порой - каким-то наивным пафосом, если можно так выразиться), красивостями, многословием и искусственностью. Герои - какие-то ходульные. И современные авторы сплошь и рядом, если берутся писать о Средних веках, скатываются в какой-то пошловатый романтизм. Он может быть как мрачным, так и слезливым (если речь идёт о любовных историях), но в любом случае пошловатость присутствует. Плюс куча шаблонов. Все эти рыцари, дамы, пажи, менестрели (любимое словечко многих авторов), зачастую разочарованные, жизнью побитые - и непроходимо, невыносимо пошлые! Бр-р, не дай Бог мне когда-нибудь написать подобную дребедень.
Одним словом, моё глубокое убеждение, что ориентироваться в своём творчестве (коль любишь Средние века) нужно на подлинную средневековую литературу, а не романтическую ерунду нового времени. Трудно, но можно и нужно проникнуться её стилем, вжиться в этот стиль и усвоить его, сделав своим.
Удивительно: в исландских сагах нет ничего лишнего - ни описаний, ни эмоций, ни рассуждений, ни пейзажей, никаких вообще украшательств и плетения словес. Голые факты и действие в чистом виде. И тем не менее это настоящая литература, притом такого высокого уровня, что нам до неё расти и расти, и то вряд ли дорастём.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 23:10   Заявить о нарушении
P.S. Простите за болтливость, просто иногда тянет потрепаться на любимые темы, а особо не с кем. А ужо я если сяду на свово конька, так и удержу не знаю, держите меня семеро! Надо уметь вовремя остановиться - говорю я тогда себе.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 23:29   Заявить о нарушении
Я вас понимаю. Раньше тоже были тексты только на бумаге, очень долго приходилось перепечатывать, поэтому перешла на электронный вариант, не могу сказать, что он мне больше нравится, но так удобнее. В наше время.
Да, конечно, есть такие вещи, которые не хочется выносить на всеобщее обозрение, потому что в них много личного, это и не нужно.
Искусственный романтизм тоже не люблю, хотя раньше грешила подобным, только вычурность стиля и пристрастие к замысловатым словам куда-то улетучились, и сейчас меня интересует древняя, преимущественно средневековая литература, лишенная всевозможных надуманных украшений. Литературу Средневековья знаю не очень хорошо, к сожалению. В университете этот курс прошел как-то мимо меня, теперь наверстываю. Простое, но живое слово куда лучше сложного и "вывернутого". Из исландских саг читала только одну, поэтому не смогла оценить их в полной мере. Но в скором времени я до остальных доберусь, надо только закончить то, что читаю сейчас.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 23:33   Заявить о нарушении
Ничего страшного! Я не против поговорить на данные темы. Это интересно. При том, что не всегда есть возможность. Люди не особо любят такое слушать.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 23:42   Заявить о нарушении
Вы какую читали? Моя самая-самая любимая - Сага о Греттире. Хотя и многие другие очень нравятся.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 23:44   Заявить о нарушении
Сага о Гуннлауге Змеином Языке. Помню я ее плохо, читала между делом, буду перечитывать.

Сигрун Фьельстад   27.08.2017 23:47   Заявить о нарушении
О, это тоже замечательная сага! Хотя я тоже помню уже плохо, пора все перечитать.
Замечательное занятие - читать саги вслух. Особенно зимой. У нас дома это практиковалось. Мне удалось увлечь сагами маму.

Саня Со Штрамповки   27.08.2017 23:53   Заявить о нарушении
Читать саги вслух зимой? Звучит очень здорово! Сразу камин представляется и кресла. Приятно, когда близких увлекает то, что нравится тебе.

Сигрун Фьельстад   28.08.2017 00:03   Заявить о нарушении
Камина, правда, не было. Но саги вслух долгими зимними вечерами мы читали, и с огромным удовольствием. А некоторые из них (если книга была библиотечной) переписывали от руки, ибо происходило это в те незапамятные времена, когда услуги ксерокопирования были ещё малодоступны. Так, например, Сагу об Эгиле (а она очень длинная!) мы сперва переписали, а уже позднее мне удалось её купить. Но рукописная тетрадка с нею до сих пор у меня хранится.

Саня Со Штрамповки   28.08.2017 00:10   Заявить о нарушении
Мне кажется, что времена до возникновения всяких машин были лучше. Вот даже текст переписать - нужно было потратить время, за это время, думаю, текст становился ближе. А сейчас как-то все стало проще, быстрее, бессодержательнее.

Сигрун Фьельстад   28.08.2017 00:17   Заявить о нарушении
Да, всяческая техника, с одной стороны, облегчает жизнь, но с другой - упрощает и жизнь, и самого человека. Как-то примитивнее всё становится, проще и площе. Настоящее заменяется искусственным. Даже еда - и та становится всё более искусственной. Иллюстрации в книгах сплошь и рядом нарисованы с помощью компьютерной графики, абсолютно не живые, с неестественно яркими красками, смотреть тошно. Суррогаты кругом какие-то, в том числе и в литературе.
А переписывать саги, действительно, было даже приятно. Во всяком случае, не в тягость. И запоминались они, конечно же, лучше. (Но всё равно помню плохо, пора перечитывать).

Саня Со Штрамповки   28.08.2017 00:37   Заявить о нарушении
Как сказал Бодрийяр, вокруг одни симулякры (цитата не прямая).
Конечно, когда что-то переписываешь, это лучше запоминается. Иногда специально что-то конспектирую, чтобы толк был.


Сигрун Фьельстад   28.08.2017 00:50   Заявить о нарушении
Гроза Гёндуль не дает спать) Кажется, я нашла выход. В грозах Гёндуль окропленный. Как вам этот вариант?

Сигрун Фьельстад   03.09.2017 00:43   Заявить о нарушении
Отлично! Я ж говорю, что рано или поздно подходящий вариант придёт.

Саня Со Штрамповки   03.09.2017 12:55   Заявить о нарушении
Да, обычно так и случается)

Сигрун Фьельстад   03.09.2017 20:05   Заявить о нарушении