Золотые персонажи сказок
Сказка учит, сказка лечит
Педсовет
Лере - Ласточке Стриженовой
Мир устроен очень просто:
море, солнце, небеса.
И Земля – огромный остров,
на котором чудеса…
Ночью прилетит Жар-Птица,
вспыхнет аленький цветок,
Горбунок-конёк промчится,
кукарекнет петушок.
Путь-дорогою волшебной
через море-окиян
к нам плывут царевна Лебедь,
князь Гвидон и царь Салтан.
Лучше всех на свете знают,
как ребятам повзрослеть
Чебурашка, Волк и Заяц,
Герда, Маша и Медведь.
Добрым стать как Буратино,
словно Знайка, быть умней,
стать воспитанной Мальвиной,
как Коза любить детей.
Вдруг у взрослого болезни,
перелом, аппендицит, –
всех излечит, исцелит
самый мудрый и полезный
детский доктор Айболит!
Потому что сказка – лечит,
с нею жить – немного! – легче,
с ней становится добрей
самый юный человечек –
самый страшный Бармалей!
© Педсовет, 2019
Первоисточник: http://stihi.ru/2019/08/29/7726
Золотые персонажи
Издавна золото известно людям своей драгоценностью. Египтяне называли золото диском яркого солнца. А ацтеки считали, что золото – это результат экспериментов бога. Украшения из драгоценного метала – золото – считались оберегающими от сглаза и колдовства. В 16-17 веках была даже такая наука – алхимия, заключающаяся в поиск формулы философского камня – предмета, благодаря которому любую вещь можно было бы превратить в золото.
Как говорится, "сказка ложь, да в ней намек". Что если долго и упорно трудиться, то награда не заставит себя ждать. Или, что богатство приходит и так же уходит неожиданно. Например, в сказке «Курочка Ряба» главная героиня снесла золотое яичко, а мышке достаточно было махнуть хвостиком, чтобы его разбить. Тому, что иногда свалившееся, как на царя Додона, богатство – это происки врагов. Тому, что жадность и алчность могут оставить ни с чем (как старуха из сказки Пушкина), а то и вовсе погубить, как раджу из "Золотой антилопы". А также тому, что дружба, человечность и доброта - дороже золота и "не всё то золото, что блестит".
В сказках о золоте часто фигурируют золотые персонажи. Обычно такие персонажи выступают, как символ справедливости, наказывают отрицательных персонажей за алчность, глупость и тщеславие. Так в индийской сказке «золотая антилопа», жадный раджа, даже оказавшись под золотыми завалами, требует «больше золота». Но если в этой сказке раджа неисправимо алчен, то в арабской сказке "Хлеб и золото" главный герой, увидев сон, где все, к чему он прикасается - становится золотом, понимает, что золото - это не самое главное в жизни.
Говоря о сказках о золоте, невозможно не упомянуть творчество Александра Сергеевича Пушкина. Его незабвенная "Сказка о золотой рыбке" высмеивает алчность и неугомонность старухи. Отсутствие благодарности к рыбке, которая изначально дала больше, чем имела старуха, приводит последнюю к к одиночеству и нищете. Ведь она захотела стать "владычицей морской", а в итоге осталась "у разбитого корыта". Спустя столько лет, выражение "у разбитого корыта" до сих пор используется в народе и означает "остаться ни с чем", "потерять все приобретенное".
Сказки о золоте:
• Золотой конь
• Золотая табакерка
• Золотая яблонька
• Котик-золотой лобик
• Золотая птица
• Золотая рыбка
• Золотой горшок
• Золотой волос
• Сказка о золотом петушке
• Курочка ряба
• Золушка
• Три царства — медное, серебряное и золотое
И многие другие читайте на сайте http://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/zoloto
Наряду с цветами в нашем современном понимании часто затрагиваются значения золота, света и тьмы. В тексте цвет используется как для создания визуального образа, так и для психологической характеристики персонажа. Чёрному и белому закреплено определенное значение, в то время как, например, красный и золотой, остаются двойственными цветами и присутствуют в облике и положительных, и отрицательных персонажей.
_______________________________________________
Три царства — медное, серебряное и золотое
Иллюстрация - Kate Baylay
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.
Сотряслась беда немалая — утащил царицу нечистый дух. Говорит царю большой сын:
— Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку.
Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было.Стал второй сын проситься:
— Батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось мне посчастливится найти и брата и матушку.
Царь благословил; он поехал и тоже без вести пропал — словно в воду канул.
Приходит к царю меньшой сын Иван-царевич:
— Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу; авось разыщу и братьев и матушку.
— Поезжай, сынок!
Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал, ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: “Куда теперь путь держать?”Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы — все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду.Много ли, мало ли они купались — Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.
Искупались девицы, вышли на берег, начали одеваться — одного кушачка нет.
— Ах, Иван-царевич, — говорит красавица, — отдай мой кушачок.
— Скажи прежде, где моя матушка?
— Твоя матушка у моего отца живет — у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди.Иван-царевич отдал ей кушачок и пошел вверх по морю; тут повстречал своих братьев, поздоровался с ними и взял с собою.Идут они вместе берегом, увидали серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную.
— Ну, братцы, — говорит Иван-царевич, — благословите меня вместо отца, вместо матери; опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка.Братья его благословили, он сел на рели, полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало — ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою.Шел-шел, шел-шел, увидал медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами — городками с пригородками.
— Здравствуй, Иван-царевич! — говорит царевна медного царства. — Куда идешь, куда путь держишь?
— Иду свою матушку искать.
— Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он хитер и мудёр, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет!Вот тебе клубочек, ступай к моей середней сестре — что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь.
Иван-царевич покатил клубочек и пошёл вслед за ним.Приходит в серебряное царство; там сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства:
— Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нонче русский дух воочью проявляется! Что, Иван-царевич, отдела пытаешь али дела пытаешь?
— Ах, красная девица, иду искать матушку.
— Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре — что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?
Приходит Иван-царевич к золотому царству; там сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства — такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она:
— Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?
— Иду матушку искать.
— Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина. А ты не бери; проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды — одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хотелося; а делать было нечего — попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.Шел, шел приходит к жемчужному царству. Увидала его мать, обрадовалась и крикнула:
— Мамки-няньки! Подайте моему сыну зелена вина.
— Я не пью простого вина, подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корку.
Выпил трехгодовалого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.
Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича — и сделался мрачней темной ночи; опустился к чану и стал тянуть бессильную воду. Тем временем Иван-царевич пал к нему на крылья; Ворон Воронович взвился высоко-высоко, носил его и по долам, и по горам, и по вертепам, и облакам и начал спрашивать:— Что тебе нужно, Иван-царевич? Хочешь — казной наделю?
— Ничего мне не надобно, только дай мне посошок-перышко.
— Нет, Иван-царевич! Больно в широки сани садишься.
И опять понес его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам. Иван-царевич крепко держится; налег всею своей тяжестью и чуть-чуть не обломил ему крылья. Вскрикнул тогда Ворон Воронович:
— Не ломай ты мои крылышки, возьми посошок-перышко!Отдал царевичу посошок-перышко; сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы.А Иван-царевич пришел в жемчужное царство, взял свою матушку и пошел в обратный путь; смотрит — жемчужное царство клубочком свернулося да вслед за ним покатилося.Пришел в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял повел с собою трёх прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними ж покатилися. Подходит к релям и затрубил в золотую трубу.
— Братцы родные! Если живы, меня не выдайте.
Братья услыхали трубу, ухватились за рели и вытащили на белый свет душу красную девицу, медного царства царевну; увидали ее и начали меж собою ссориться: один другому уступить ее не хочет.— Что вы бьетесь, добрые молодцы! Там есть еще лучше меня красная девица.Царевичи опустили рели и вытащили царевну серебряного царства. Опять начали спорить и драться; тот говорит:
— Пусть мне достанется!
А другой:
— Не хочу! Пусть моя будет!
— Не ссорьтесь, добрые молодцы, там есть краше меня девица.
Царевичи перестали драться, опустили рели и вытащили царевну золотого царства. Опять было принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их:
— Там ждет ваша матушка!Вытащили они свою матушку и опустили рели за Иваном-царевичем; подняли его до половины и обсекли веревки.Иван-царевич полетел в пропасть, крепко ушибся и полгода лежал без памяти; очнувшись, посмотрел кругом, припомнил все, что с ним сталося, вынул из кармана посошок-перышко и ударил им об землю. В ту ж минуту явилось двенадцать молодцев.— Что, Иван-царевич, прикажете?
— Вынесть меня на вольный свет.Молодцы подхватили его под руки и вынесли на вольный свет. Стал Иван-царевич про своих братьев разведывать и узнал, что они давно поженились: царевна из медного царства вышла замуж за середнего брата, царевна из серебряного царства — за старшего брата, а его нареченная невеста ни за кого не идет. И вздумал на ней сам отец-старик жениться; собрал думу, обвинил свою жену в совете с злыми духами и велел отрубить ей голову; после казни спрашивает он царевну из золотого царства:
— Идешь за меня замуж?
— Тогда пойду за тебя, когда сошьешь мне башмаки без мерки.
Царь приказал клич кликать, всех и каждого выспрашивать: не сошьет ли кто царевне башмаков без мерки?
На ту пору приходит Иван-царевич в свое государство, нанимается у одного старичка в работники и посылает его к царю:
— Ступай, дедушка, бери на себя это дело. Я тебе башмаки сошью, только ты на меня не сказывай.
Старик пошел к царю:
— Я-де готов за эту работу взяться.
Царь дал ему товару на пару башмаков и спрашивает:
— Да потрафишь ли ты, старичок?
— Не бойся, государь, у меня сын чеботарь.Воротясь домой, отдал старичок товар Ивану-царевичу; тот изрезал товар в куски, выбросил за окно, потом растворил золотое царство и вынул готовые башмаки:
— Вот, дедушка, возьми, отнеси к царю.Царь обрадовался, пристает к невесте:
— Скоро ли к венцу ехать?
Она отвечает:
— Тогда за тебя пойду, когда сошьешь мне платье без мерки.
Царь опять хлопочет, сбирает к себе всех мастеровых, дает им большие деньги, только чтоб платье без мерки сшили. Иван-царевич говорит старику:
— Дедушка, иди к царю, возьми материю, я тебе платье сошью, только на меня не сказывай.
Старик поплелся во дворец, взял атласов и бархатов, воротился домой и отдал царевичу. Иван-царевич тотчас за ножницы, изрезал на клочки все атласы и бархаты и выкинул за окно; растворил золотое царство, взял оттуда что ни есть лучшее платье и отдал старику:
— Неси во дворец!
Царь радехонек:
— Что, невеста моя возлюбленная, не пора ли нам к венцу ехать?
Отвечает царевна:
— Тогда за тебя пойду замуж, когда возьмешь старикова сына да велишь в молоке сварить.
Царь не задумался, отдал приказ — и в тот же день собрали со всякого двора по ведру молока, налили большой чан и вскипятили на сильном огне.
Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.Говорит царевна:
— Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца?Царь подумал: “Если и я в молоке искупаюся, таким же красавцем сделаюся!”
Бросился в чан и сварился в молоке.
А Иван-царевич поехал с царевной из золотого царства венчаться; обвенчались и стали жить-поживать, добра наживать.
Золушка
Валентин Ирхин
(из новых российских сказок)
В затянувшийся кризисный период организацию настигали проблемы, вдобавок ко всему маячила скорая проверка из центра. Начальница, и раньше злая, теперь совершенно потеряла голову, чувство меры и ответственности и укатила на пару дней на Лазурный берег в Ниццу. Хлопая дверью, она приказала девочке, недавно устроившейся на фирму, разобрать к своему возвращению архив служебной переписки за последние 10 лет и ответить на все претензии заказчиков.
Девочка не вставая сидела за компьютером весь день и весь вечер, но дело почти не двигалось. Усталость застилала глаза туманом, электронные буквы двоились и дымились, кружилась голова, руки болели и отнимались. Вдруг послышались легкие шаги, - в офис зашла кошка (странно, ведь двери и окна в этой каморке были наглухо закрыты, а на первом этаже охрана заперла здание железными замками). Она тихо и жалобно мяукала, видно была голодна. Девочка покормила ее последним бутербродом и разрешила отдохнуть на своем рабочем столе. Кошка замурлыкала, покрутила хвостом, прилегла на клавиатуру и задремала. Девочка уже отчаялась что-либо поправить в своей безнадежной ситуации, прикрыла веки и под чудесные звуки кошачьего пения сама незаметно погрузилась в сон. Она увидела ласковое море, голубое небо, чудесные дворцы и замки…
Наутро девочка проснулась с первыми лучами солнца, вошла в спящую систему Windows 10 и поняла: письма отправлены, файлы разложены по директориям в идеальном порядке, кэши, содержащие компрометирующий фирму материал, зачищены. Кошка сделала всю работу и незаметно ушла. Во входящих было письмо из столицы о назначении девочки руководителем филиала и приглашением на ежегодный бал-корпоратив.
© Валентин Ирхин, 2017
http://www.proza.ru/2017/08/31/381
***
– Вот хороши у Вас сказки!
очень, очень красиво
и медленно
без всякой пощады ко времени )
верное
– СПАСИБО ВАМ. Я ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТ - ОНИ (СКАЗКИ) ВЕРТЯТ МНОЮ, КАК ХОТЯТ
– и Вы не оставляйте их )
это хорошее писание
хорошее чтение
хорошая встреча для Вас - с Дыханием, для читающего... тоже - с Дыханием )
/Игумен Паисий Савосин и Тинн 07.02.2019г., Рецензия на «Обещанная сказка для рыжей девочки» (Тинн) /
Сюита золотого лягушонка
Автор - Андрей Харламов
Авторская страница - https://proza.ru/avtor/mishaspring
На сочном зелёном листке сидел золотистый лягушонок с блестящими любопытными глазками и смотрел вниз…
… Внизу было пасмурно. Над улицей, в сизой мгле от выхлопов бесконечных машин, нависали серые коробки домов. По дороге, выписывая кренделя, двигался пьяный. Перехватив смешливые взгляды двух девушек возле мороженного киоска, кивнул понимающе, сорвал с головы норковую кепку и отшвырнул её в сторону. Девушки так и покатились со смеху. Старик под козырьком хлебного магазина, тоже наблюдавший за пьяницей, крякнул, поднял, догнал, нахлобучил её обратно на бедолагу. Тот воткнулся в него осоловелыми глазами: - Шиш! – (Чуть не упал от своего возгласа). И уже тише, доверительно: - Не нравится мне, батя, современный дизайн.
Лягушонок пожал плечами и прыгнул в синюю траву до небес, поддёрнутую таинственной зеленоватой дымкой. Из самой травяной чащи, из-за обнявшихся переплетенных стволов-стеблей выпорхнуло переливающееся разноцветное облачко, зазвенело, завьюжилось сияющим ветерком, взмыло ввысь, превратилось в белый шар, шар лопнул, осветил яркой вспышкой салон солнечного троллейбуса, и молодая женщина, зажмурившись от света, почему-то взглянула недовольно на сидящую рядышком дочку, белокурую девочку лет пяти-шести. А здоровенный детина в кожанке, на противоположном сиденье, улыбнулся и умильно спросил:
- Как тебя зовут?
Девочка подумала и важно ответила:
- Меня зовут на букву ж. А ты кто?
- А я дядя Робик.
- А-а… Ты – татара?
Детинушка обрадовано закивал:
- Да-да, я татара. Хочешь, я спою тебе песенку?..
«Хэппи бёфдей ту ю,
Хэппи бёфдей ту ю»…
Все в салоне заулыбались, и даже рыкающий в микрофон водитель ни с того ни с сего повеселел:
- Товарищи, не забывайте про талончики. Садовики могут расплачиваться ягодами и грибами.
Но лягушонку было не до смеха. Он продирался в травяных зарослях и проклинал себя за то, что не слушал старших: «Когда увидишь сверкающие серебристые вихри, несущиеся по воде, прячься, прячься немедленно, ибо захватят они тебя и унесут в неизвестные миры»… Не спрятался… Где теперь искать его чудный голубой пруд, в котором отражаются дневные звёзды?
Внезапно травяные дебри закончились и лягушонок замер прямо на краю обрыва. Внизу расстилались во все стороны огромные цветущие леса, десятки золотистых веретён, дисков, волчков кружились в синем воздухе.
«Зацепиться и улететь в свой пруд».
И лягушонок попытался поймать слюдяную спицу, пролетающую рядом, но промахнулся и упал вниз… Мягкий густой мох, чёрно-зелёным ковром устилающий землю, смягчил падение. Фу-у… Лягушонок встал, отряхнулся… Какой странный лес. Рядом с цветками на ветвях румяные наливные яблочки, тут же – чудные длинные макаронины, правда-правда, - повисли до самой земли. Слева тускло поблёскивала большая сизая лужа, а справа, между деревьями, растянулась огромная серебристая паутина, только вот дела, - вместо гадких пауков по ней ползали крохотные жёлтые собачки с висячими ушками. Одна из них уставилась на лягушонка тёмными булавочными глазёнками и забавно, тоненько тявкнула. Лягушонок отскочил от неожиданности и угодил – ай! – провалился – помогите! – прямо в сизую лужу.
Шлёп!
Он сидел уже, вот – на обшарпанном белом пианино в тесной комнатке, заваленной нотами, и книгами, и всяким хламом.
Щупленький взъерошенный человечек, музыкант, композитор Оладушкин вздрогнул от неожиданного странного звука, но лягушонка, конечно, не увидел.
«Совсем нервы расстроились», - подумал Оладушкин.
Настроение у него было прескверное. На днях он случайно подслушал разговор двух коллег-преподавателей на музфаке пединститута, где сам вёл сольфеджио: «Никто у нас в институте ничего не делает, - сокрушался один, - разве что Оладушкин работает, - хоть музыку дерьмовую пишет»…
Комплимент был уничтожающий. Оладушкин хотел сначала идти бить коллеге морду, потом расплакаться, а потом написать нечто гениальное, чтоб всем доказать, чтоб все, все поняли… Беда заключалась в том, что гениально писать-то Оладушкин похоже и не умел.
- Хлоп, шлёп, топ! – в сердцах воскликнул Оладушкин, ударяя по клавишам, лягушонок аж подпрыгнул.
- А что? Возьму и напишу что-нибудь детское…
Он снова взял несколько аккордов.
- Эдакое изящное, тонкое… Никто для детей у нас писать не может, а я возьму и напишу. Гм…
Оладушкин зажмурился.
- И назову, например… Ну, к примеру, - «Сюита лягушонка». А?
«Неплохо задумано», - хотел было ответить лягушонок, но вдруг откуда ни возьмись сверкающий вихрь налетел, закружился вокруг Оладушкина, и композитор услышал в сердце волшебную мелодию… А лягушонок сиганул в окно, - ведь это был смерч, подобный тому, который вырвал его из родного озера, ещё и этот не ведомо куда занесёт, - хватит, и чего имеем вполне достаточно.
Извиваясь в воздухе, словно летучая ящерица, лягушонок опустился на арбузный холм. Смуглый человек в чёрной вязаной шапочке покривился:
- Бабушка, я тэбэ всэ арбуз показал.
Бабуська затрясла тряпичной авоськой:
- Нет, не этот. Найди другой, самый маленький.
- Самый малэнький это я! – закричал продавец.
«А вот и врёшь» - пробормотал лягушонок и скакнул на спину кудлатому дворовому псу, пробегающему мимо.
«Отвяжись», - буркнул тот.
«Ну надо же мне как-то добраться домой» - возразил лягушонок.
«Отвяжись, говорю! – лязгнул зубами пёс, и бросился навстречу какому-то парню: Дай, дай поесть!»
Парень испуганно подался назад, схватил валявшуюся на дороге пустую бутылку из-под пива и запустил в пса. Тот взвизгнул и понёсся прочь. В этот же момент в кармане у парня истошно запиликал мобильник.
- Да. Кто? Альберт, это ты, баран?!
«Загадчивый человек, - подумал лягушонок, - собак не понимает, а баранов понимает… Однако надо поразмыслить, как домой доехать».
Лягушонок устроился на поребрике тротуара и некоторое время наблюдал за снующими во все стороны машинами.
«А на какую сесть? Одни туда, другие сюда»…
И тут раздался вой сирены. По дороге мчался белый автомобиль с красным крестом, все остальные притормаживали, пропускали его…
«Должно быть эта машина самая главная», - предположил лягушонок, - на ней и доеду».
Он ловко запрыгнул на крышу, прямо возле синего мигающего маячка, однако карета Скорой помощи, а это, понятно, была именно она, вскоре остановилась. Из неё выскочили две женщины в бело-голубой форме…
- Ну и где тут плохо с сердцем? Кто вызвал? Алкаш самый натуральный.
Блондинка сунула под нос лежащему какую-то склянку. Тот замычал, открыл глаза, сел, обалдело уставившись на врачей. Затем мутным взором обвёл столпившихся вокруг ротозеев и остановился на уборщице парка, поодаль с мешком мусора выдёргивающую с газона редкие полуувядшие стебельки полыни и лебеды. Нахмурился. Поднял глубокомысленно палец к небу:
- Вот почему у нас в городе ёлок нет!
Лягушонок вздохнул:
«Нет, мне с ними до дома не доехать».
Соскочил с автомобиля и один попрыгал по бульвару, огибая хмурых, озабоченных прохожих. Неожиданно дорога сорвалась ступеньками вниз. Что это за грохот из-под земли? Лягушонок спустился чуть-чуть… Плохо освещённое грязное подземелье, толпы людей, стеклянные ларьки вдоль стен – ножи, цепочки, какие-то непонятные фигурные бутылочки с разноцветной жидкостью… И ревущая тяжёлая ритмичная музыка – бьёт, рвёт, втаптывает, вплющивает в ледяные бетонные плиты…
«Вот он, ад», - с ужасом подумал лягушонок и брызнул, взвился – прочь! высоко! Прямо на ветку дерева рядом с мокрой ссутулившейся галкой.
- Я сейчас ад видел, - выдохнул лягушонок.
Галка покосилась на него и ничего не ответила.
- А вот скажи, - продолжал лягушонок, подвигаясь к ней ближе, - почему ты меня видишь, и слышишь, и пёс меня видел и слышал, а люди – нет?
- Потому что они считают себя очень умными, - пояснила галка.
- А разве это не так?
Галка мотнула головой:
- Сильные – это да. Сильней нас. А умные – вряд ли.
«Какую мудрую особу я, кажется, повстречал», - обрадовался лягушонок и тут же рассказал ей о всех своих злоключениях.
Галка слушала его молча и угрюмо. Когда он закончил, она минуты две что-то обдумывала.
- К композитору тебе надо возвращаться. Он тебе поможет. А я полетела. Мне надо ещё свалку в овраге проверить.
- Подожди, почему именно к нему?
Но птица уже сорвалась с ветки в глубь тёмной аллеи парка.
«К композитору… А как я теперь его найду? Тут все дома, все окна одинаковые»…
Лягушонок долго плутал среди унылых каменных коробок – соты пчелиные, а не дома! И, кажется, наконец отыскал нужный адресат… Нет! Это оказалась другая квартира. Круглолицый румяный карапуз в красной рубашке в цветочках теребил мать, накрывающую на стол.
- Сынок, не шали.
Тогда карапуз подкатился к отцу – тот спал, на диване, лицом вниз. Схватил его за уши и с силой заколотил головой об подушку.
- А? Что?! – вскинулся тот.
- Сынок, - укоризненно протянула женщина, - ну ведь папе больно.
Карапуз озадаченно глянул на неё, потом погладил мужчину по голове и проговорил басом:
- Ляля…
«Хорошее имя, - отметил лягушонок и спросил, на всякий случай: - Уважаемый Ляля, вы не подскажете, как мне добраться домой или к композитору Оладушкину?»
Разумеется, мужчина проигнорировал его вопрос. Щурясь, посмотрел на настенные часы:
- Ого, вон уже сколько время…
Лягушонок изумился – время? Прыгнул на висящую на стене штуковину, и долго, пока не остановил маятник, изучал, трогал колёсики затейливого механизма.
«Ну если люди считают, что этот забавный ящик и есть время, то они действительно ничего не понимают в жизни», - печально проконстатировал про себя лягушонок, - и уж конечно ничем не смогут помочь ему.
Он опять выбрался на улицу, сел на кучу опавшей листвы и загрустил. Сыро, серо, тоскливо! Неужели и вправду он останется навсегда в этом ужасном, холодном и глухом мире? Впервые в жизни лягушонок готов был заплакать. И уже первые слезинки блеснули в его чёрных блестящих глазках, как – о чудо! - далёкий гордый звон колоколов донёсся до его слуха, да, он слышал уже: эти прекрасные величественные звуки плыли, разносились не раз по сверкающему небу над его родным озером!
И не лягушонок – золотая молния зачертила зигзаги по улицам города… И вот – это, он – величавый белокаменный храм с сияющим звёздным куполом. Не мешкая, лягушонок скользнул в щелку двери… Внутри храма пахло ладаном. Тихо звучал хор. И лягушонку вдруг стало хорошо-хорошо… Вот тут-то ему наверняка помогут. Подскажут.
Он запрыгнул на столик церковной лавки и спросил прихожанку, торгующую иконами и свечками:
«Вы не могли бы помочь мне вернуться домой?»
Увы, она не услышала его. Лягушонок замельтешил, засуетился между молящимися: «не подскажете?» «вы не подскажете?»… Всё было тщетно.
Лягушонок обречённо рухнул возле толстого серого кота, дремавшего лениво у батареи, и ткнул ему лапкой в бок:
- Подвинься что ли.
Кот фыркнул и пошёл жаловаться какому-то молоденькому священнику перед иконостасом. Зацарапал, затрепал краешек его ризы. Тот не сразу понял, что происходит, затем нагнулся, легонько шлёпнул, толкнул разбойника в сторону. Обиженно помахивая хвостом и бросая на лягушонка косы взгляды, кот поплутал в ногах прихожан к противоположной батарее.
Лягушонку стало смешно. И вдруг недалеко тоже кто-то рассмеялся. Лягушонок обернулся и увидел девушку. Она одна не молилась и смотрела на него. И он понял – она видит, слышит!
Лягушонок вскочил, вытянулся стрункой:
- Прекрасная девушка! Я потерялся. Вы не подскажете, как мне вернуться домой, в моё голубое озеро с изумрудной осокой?
Девушка хотела ответить, она знала, знала! Но – у-у-у-х-х-х! – сияющий серебристый вихрь налетел внезапно на лягушонка, закрутил, поднял, и он услышал удивительную музыку, и это действительно была музыка – та, которую услышал и записал композитор Оладушкин, и которая полетела вслед за лягушонком, и обняла его, и повлекла, и скрыла, и растворилась в воздухе вместе с ним.
Девушка ещё долго смотрела, задрав голову, под купол, где исчез сверкающий ветерок, унёсший лягушонка. А к концу службы перед ней грозно предстал один сердитый батюшка, он всегда делал ей замечания, и сурово объявил, чтоб она даже не думала вставать на помазание. Девушка вздохнула и отошла в сторонку. Что ж, возможно, он прав: вместо того, чтобы думать о Боге и молитве, она наблюдала за смешным золотистым лягушонком, которого вдобавок и не видел больше никто.
А лягушонок летел между тем в поющем серебряном вихре, и смеялся, и радовался, и знал – что летит домой. Он уже забыл и про девушку, и про церковь, и про своё путешествие, вот оно – блистающее золотыми огнями, голубое озеро, в котором отражаются дневные звёзды, вот он – звенящий лес изумрудной осоки…
- Дома! Дома! – закричал лягушонок.
«Дома», - повторила девушка, услышав его далёкий голос, и не выдержав, опять улыбнулась. Если б она сейчас обратила внимание на батюшку, отстранившего её от помазания, и продолжавшего исподтишка наблюдать за ней, то к удивлению своему обнаружила б, что на её улыбку улыбнулся и он. Впрочем, батюшка, как уже говорилось, был человеком весьма серьёзным и даже суровым, и всё-таки успел вовремя спрятать улыбку в своей густой бороде.
А вот то, чего не видели ни батюшка, ни девушка, ни наш лягушонок, было то, что всем им в этот момент улыбнулся Сам Господь Бог. Автор, записавший всю эту забавную историю, уверен в этом наверняка. И, кто знает? – наверное, не без Божественного умысла спустя некоторое время девушка и священник улыбнулись друг другу вновь. И улыбнулись открыто, встретившись случайно в концертном зале музфака. Она была студенткой, а батюшку затащила сюда супруга, меломанка, поклонница классики, не пропускавшая ни один, даже самый захудалый концерт, проходивший в их городе. Среди прочих произведений они слушали в тот вечер и прелестную фантазию для скрипки и фортепиано местного композитора Оладушкина, вещь совершенно непохожую на его прежние невыразительные сочинения. Называлась она – «Сюита золотого лягушонка».
© Copyright: Андрей Харламов, 2016
Первоисточник https://proza.ru/2016/06/24/1703
Свидетельство о публикации №117082404576
Сергей Жигалин 12 29.08.2019 21:11 Заявить о нарушении
Ирина Петал 29.08.2019 22:45 Заявить о нарушении