Сказка про белого бычка. Часть I
Продолжение (часть II) тут: http://www.stihi.ru/2017/08/24/10739
150-летию со дня рождения последнего Императора Всероссийского Николая Александровича Романова (8.05.1868) посвящается.
ПРОЛОГ
- Случилось это, дети мои, при Государе Императоре… а, впрочем, какая разница? Во всяком случае, раньше, чем Государь Император Александр II подписал крестьянам свободу от крепости, [1] эта история произойти не могла. Рассказал мне ее один дед, а я второпях, да впопыхах записал ИМЕННО ТАК, как от него услышал. Рассказывал ли он про себя, или про кого-то другого – мне про то неведомо. Так куда же запропастились эти листки? А-а-а, вот, нашел. Ну так слушайте.
ЧАСТЬ I
Пока толстый сохнет, худой сдохнет.
(Русская народная пословица)
В те стародавние времена в нескольких верстах от московской Рогожской заставы в маленькой деревеньке по Владимирскому тракту жили-были дед да баба.
Жили себе, поживали и вроде как не особо тужили. Дед плотничал, столярничал, знатный сад-огород насадил. Бабка тоже без дела не сидела, не менее знатные компоты, варенья, соленья закатывала. И живность у них кое-какая водилась: петух, курица с цыплятами, гусак с гусыней важно ходили, да траву в огороде дергали, а в стойле мычал теленок: Бычок-белый-бочок.
Дак токмо детишек им Бог не дал, и у бабки на старости лет ска́редность, да сварли́вость [2] стали проявляться. Ну а дед, от безысходности да тоски, на рюмочку стал заглядываться, да к ней прикладываться втихаря да потихоньку.
И всё у них вроде бы ничего страшного нет, всё как у людей, дак как на грех, три года неурожайных подряд прокатили. [3] Совсем в нищету впали дед с бабкой и докатились. В один прекрасный день – амба! Хоть шаром в доме покати - куска хлеба не сыщешь, да в стойле остался один Бычок-белый-бочок и жалобно мычал от бескормицы.
Вот бабка к деду приступает и речь таку ему толкает:
- Ты, дед, кончай своей трихому́дией [4] заниматься. Давай-ка, бери за рога Бычка-белые-бочка и топайте с ним в Москву. Там у Рогожской заставы хороший крытый рынок есть, да скотный двор. Продай бычка на скотном дворе, а деньги – сюда принесешь. И не вздумай в кабаке деньги пропить – со свету сживу.
Делать нечего, покряхтел дед, берет бычка и идет с ним на рынок. Глядит – ярмарка действительно большая, на входе - арка с надписью “Смешные цены!”. Дак токмо на скотном дворе за бычка дали такую цену, о которой и говорить смешно. Вот уж действительно “Смешные цены”! Повздыхал дед, да поплелся с Бычком-белым-бочком обратно в свою деревню.
И вот, как на грех, повстречал он у заставы трех подвыпивших штудье́нтов. [5] Один из них, которого друзья прозывали “Вечным”, в мятом картузе, [6] да дырявом зипуне, [7] кривя глазом, да подмигивая собутыльникам, пристает к деду:
- Эй, дед, ты чего такой смурно́й [8] идешь? Али в кабаке тебе мало налили?
Дед ответствует:
- Помилуйте, господа штудье́нты, в рот не беру. Токмо на двуна́десятые праздники [9] стопочку себе позволяю. А смурно́й я оттого хожу, что за бычка на здешнем скотном дворе такую смешную цену предложили, о которой и говорить нехоцца.
Услыхал про то “Вечный Штудье́нт”, еще больше развеселился. Сам от смеха давится, но деду речь толкает сурьезную:
- Ах, торгаши! Ах, прохиндеи! [10] Это ж надобно было так над старым человеком издеваться! Ну ничего, подсобим мы твоему горюшку. Ты вот что, дед, веди-ка своего бычка к нам в юниверпыхте́т, [11] у нас учереждение солидное, научное, там за твоего бычка втрое, а то и впятеро от здешней цены дадут!
Услыхал про то дед, навострил уши, повернули они с бычком обратно и пришли в юниверпыхте́т. Действительно, учереждение сие солидное, казенное, дом каменный, многоэтажный, в кажном окошке огонек светится.
Вот приступает дед к дверям сего дома, стучится. Выходит важный привратник, весь ливреями-портупеями опоясанный и строго вопрошает:
- Вы чего изволите?
Дед замялся, стал пы́кать-мы́кать, [12] дескать, мне надобно бычка продать.
Привратник с еще пущей важностью ответствует, что здесь учереждение солидное, строгое, научное и бычками здесь не торгуют.
- Впрочем, - говорит он, - подождите минутку, я сейчас все узнаю.
Не прошло и минуты, как из двери показался тот, “Вечный Штудье́нт”.
По-прежнему, глазом косит, давится от смеха, но опять-таки речь деду в уши толкает сурьезную:
- А-а-а, дед, здоро́во! Молодец, что пришел. Вот смотри, дед, учереждение сие прозывается “юниверпыхте́т”. Почему? Дак потому, что здесь из зеленых юнцов-балбеса́нов важных прохве́соров делают. А те, медленно, пыхтя, но вперед науку Российскую двигают.
И еще я тебе, дед, скажу, что здесь из обезьянов людей тоже делают. Только одних обезьянов из Африки за большие деньги выписывают, да сюда везут, Государеву казну в убыток ставя, а иные из обезьянов, кто посмышленей, да посообразительней будут, сами сюда едут, да людьми здесь становятся. Дак неужели наука наша Российская, именем славного ученого Михайлы Васильича [13] освященная, из твоего бычка человека не сделает?! Ты вот что, дед. Оставляй-ка своего бычка здесь, а годика через три топай сюда за результатом.
Дед не верит своим ушам. А потом думу думает: “А вдруг бычок по обратной дороге околе́ет [14] с голодухи и чево я тогда с ним, сердешным, буду делать? Эх, была-не была, оставлю-ка я его здесь, а через три годика погляжу, будет ли с него толк или нет, да какой именно.”
Простился дед со своим Бычком-белым-бочком. У того глаза сразу сделались грустные-прегрустные. Сунулся Бычок-белый-бочок в дедову ладонь, да облизал всю. У деда ажно слезы на глазах навернулись...
И вот, поплелся дед обратно, в свою деревню. Бабка как увидала его без бычка, да без денег, дюже здо́рово позеленела от злости. А как услыхала, какую гишторию стал плести ей дед, дак ее визг на всю деревню слышен был, да еще маленько околицы соседней прихватил:
- Ах, ты, старый дуралей! Дак лучше бы из тебя, дуралея дремучего, в твоем “пыхтете” осла бы с длинными ушами сделали. А еще лучше – сивого мерина, эдак больше бы пользы в хозяйстве от тебя, чучела горо́ховецкого, остоло́па ту́пицкого, да кру́тицкого, было бы!
Дед кряхтит, молчит. Дак только после этого дня не проходит, чтобы бабка его своим визгом не донимала. Чести́т [15] деда и так, и сяк, и у́держу никакого не знает. И с односельчанами-то отношения в разлад пошли, гиштория сия мигом по всей деревне разлетелась. Деда кто увидит – дак руки в бо́ки, хохотать начнет, да пальцем в деда тычет, всяко его обзывая.
А кто повоспитаней, да посмышленей чуть будет – тот молча пальцем у своего виска крутит, глядя на деда, да ду́ли ему из трех пальцев исподтишка показывает, ухмыляясь втихаря, а то и явно.
Дед опять кряхтит, молчит, мимо поскорей проходя. А чево тут поделаешь? Вот все три года в эдакой адовой жизни и прожил дед. Поседел ажно весь, сморщился, да погнулся с досады и горюшка.
______________________________________________
Примечания и комментарии к первой части:
1. …свободу от кре́пости – имеется ввиду отмена крепостного права в 1861 году.
2. ...ска́редность и сварли́вость (устар.) – скупость, жадность и склонность к ссорам, скандалам.
3. Здесь намек на ситуацию 1891-1893 годов, когда в России вследствие трехлетнего неурожая случился продовольственный кризис. Меры российского правительства в данной ситуации оказались совершенно недостаточными. Народ и правительство Североамериканских Соединенных Штатов (так называлось тогда это государство) выслали 10 кораблей в Россию с гуманитарным грузом общим весом 10 тыс. тонн и общей стоимостью свыше 1 млн. долларов в ценах того времени.
Однако, Государь Император Александр III, дав согласие принять помощь от Североамериканских Соединенных Штатов, все же прокомментировал ситуацию так:
"У меня нет голодающих, есть только пострадавшие от неурожая".
Подробнее см. здесь: http://boltologiy.ru/blog/43870502109/
4. …трихому́дией (простореч.) – ерундой.
5. ...штудье́нты - здесь: студенты.
6. …карту́з – разновидность головного убора, неформенная фуражка.
7. …зипу́н – телогрейка, разновидность кафтана.
8. …смурно́й (устар.) – печальный, хмурый.
9. …двуна́десятые праздники (устар.) – имеется ввиду годовой цикл из 12-ти основных христианских праздников.
10. ...прохинде́й (простореч.) - плут, обманщик
11. ...юниверпыхте́т - здесь: университет, учебное заведение.
12. ...пы́кать-мы́кать (простореч.) - заикаться от смущения или нечленораздельно говорить.
13. …Михайло Васильич – Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский ученый (1711-1765).
14. ...околе́ет (устар.) - падёт (применительно к домашним животным).
15. …чести́т (устар.) – сильно ругает.
Свидетельство о публикации №117082410617
С теплом,
Агния Андреева 15.04.2022 17:05 Заявить о нарушении
К тому же, ряд "дореволюционных оборотов речи" взят из старых газет, в том числе из "Киевлянина". Который издавался тем же Василием Витальевичем.
:)
Сергей Гавин 16.04.2022 12:32 Заявить о нарушении