Тайная вечеря

     «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
Писал картину 20 лет от старта…
Порой нас удивляет до сих пор,
Как тщательно маэстро Леонардо
Натурщикам устраивал отбор.

Сперва его проблема угнетала:
Он должен выбрать одного из ста,
Да так, чтобы натура излучала
Всю чистоту, добро, любовь Христа.

И чтобы обладал, согласно теме,
Сияющей мужскою красотой.
Вот юношу нашли с чертами всеми, -
Ушёл в работу Мастер с головой.

Потом искал среди вельмож и люда
Одиннадцать  апостолов Христа…
И, наконец, остался лишь Иуда.
Его писать – задача не проста.

Он должен быть уже мужчиной зрелым,
Хранить следы предательства, измен,
Продажным быть, скупцом закоренелым,
Возможно, знатоком тюремных стен.

Нашли типаж. Охрана благосклонно
Представила художнику его.
Сидит в цепях натурщик отрешённо,
Не выражает взглядом ничего.

Закончив труд, растушевав все тени,
Художник пригласил его взглянуть.
Вдруг тот упал внезапно на колени
И разрыдался, сотрясая грудь.

Был озадачен Мастер удивлённый,
Спросил: «О чём Вы?» -  выдержку храня.
Ему в ответ промолвил заключённый:
«Прошу, да Винчи, вспомните меня!

Ведь я - тот самый юноша безусый!
Ужасных двадцать лет прошло с тех пор,
Как Вы с меня писали Иисуса
Для этой же картины, мой синьор!»

                22.08.2017 г.


Рецензии
Вспомнилась цитата Остапа Бендера:
"...как художник художнику: а вы умеете рисовать?"
Как художник, думаю: черты лица и характера Иисуса и Иуды несовместимы ни в каком возрасте. Конечно, чтобы это понять, нужно быть духовным человеком...
Но проводя жизненные параллели... немало и сегодня "святых" в сердце своем "иуды".

Александр Ларионов 60   20.02.2021 21:56     Заявить о нарушении
Речь идёт о натурщиках! Возможно, данный натурщик 20 лет назад имел вид, устраивающий художника для написания образа Иисуса, т.к. ещё не успел погрязнуть в преступлениях, отразившихся впоследствии на его внешности и сделавших эту
внешность пригодной для воплощения образа Иуды через 20 лет. Ведь сказал же он художнику: "Ужасных 20 лет прошло с тех пор...". И мы не знаем, сколько вдохновенных юношей ломает жизнь за 20 лет, и чем была сломлена жизнь этого человека. Вы удивитесь, но меня этот вопрос тоже волновал при написании стиха и я над ним задумывалась, но всё же пришла к выводу, что годы, образ жизни и её обстоятельства могут сломать человека (а мы ведь не знаем, насколько этот юноша был твёрд в своих убеждениях). И Леонардо не мог знать об этом при первой встрече, когда увидел в нём Иисуса, да эта связь времён его и не интересовала
тогда.

Лилия Ким 2   21.02.2021 18:18   Заявить о нарушении
Чтобы говорить за Леонардо... – им надо быть.

Александр Ларионов 60   21.02.2021 22:30   Заявить о нарушении
В этом Вы правы, но я говорю о том, как могли сложиться обстоятельства за прошедшие 20 лет, чтобы мой стих имел право существовать с претензией на правдивость, т.е. обсуждаю возможный вариант взаимоотношений этих двух людей (художника и натурщика) в разные периоды их жизней, не касаясь библейских персонажей.

Лилия Ким 2   22.02.2021 07:58   Заявить о нарушении
Лилия, я Вас понимаю, потому и сказал о "жизненных параллелях".
Но в данном случае речь конкретно идет о портрете Иисуса Христа, по сути, об иконе. Вот почему я большой противник всех православных икон: каждый художник в данном случае всегда будет рисовать "отсебятину".

Александр Ларионов 60   22.02.2021 10:46   Заявить о нарушении
Но если художник талантливый, а по поводу талантливости Леонардо да Винчи сомнений не возникает, то он донесёт до толпы свои убеждения, да к тому же надо учесть состояние зрителя, смотрящего эту картину, - и можно быть уверенным, что ожидаемое воздействие будет достигнуто. Вот и я надеюсь на воздействие моего стиха на прочитавшего.

Лилия Ким 2   22.02.2021 14:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.