где Погост
О Синеве не всякий знает.
Когда-то мы пришли со Звезд…
Не зря ли вы-пали из гнёзд?
Теперь то мы лишились грёз,-
В лице с припухлостью от слёз
Недоуменен наш вопрос:
Вы это мыслите всерьёз?
Вы жить способны - без угроз,-
Без ухабов, без борозд?
С чего же всё на-перекос,-
Всё сикось-накось да в-разнос?
Коррупционный есть при-рост,-
Индивидуйно и в-нахлёст
На кой нас Бес сюда занёс,
Поставив к краю на утёс,-
Среди осин, рябин, берёз,
Где доступ есть для бурь и гроз,
Где люто ледяной мороз,-
Все предпосылки - на допрос,-
Гастрит, грибок, педикулёз,
Ангина, ревматизм, склероз,
Радикулит, к нему – невроз,-
Нефрит да остеопороз,
Еще забыл туберкулёз.
То аденома, то некроз*...
Паршивый видится прогноз:
Упокоительный обоз.
Где были сёла, стал погост*.
Так не построить Звёздный Мост.
*- ПОГОСТ - в современном обиходном понимании, в среде разговорного стиля, погостом могут назвать любое кладбище. Это будет ошибкой.
До конца 10-го века в Древней Руси погостами называли места, где князь и его свита встречались с народом, обсуждали некоторые текущие проблемы и собирали дань с граждан.
- в центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
Сёла, которые мы выше назвали погостами, были по иной административной сути своей приходами. Обязательным признаком села (не путать с деревней) был храм. В непосредственной близости от храма возникало кладбище, которое тоже называли погост. Это название прихрамового кладбища активно распространилось с 18-го века. Вероятно, это было связано с двумя вещами:
1. Быть похороненным у храма, в освящённом и намоленной земле, означало определённую благодать и возможность быть посещённым и вспомянутым в дни посещения церкви. Логично предположить, что из окрестных деревень также были посетители, поскольку деревня - это дворы без храма.
2. Где отпевали, там же и хоронили. Это было рационально по причине необустроенности сельских дорог и отсутствия подходящего транспорта для того, чтобы перевозить покойника с места на место.
Погост (прицерковное сельское кладбище) выглядел как площадь, усеянная крестами. Рядом с каждым крестом - небольшой холмик. Если траву рвали или косили, то погост считался ухоженным, не заброшенным. Многие могильные кресты имели как бы "крыши". Они предотвращали быстрое гниение креста и раскачивание его перекладин. Треугольники, которые вы видите на фото - это те самые "крыши", которые добавляли конструкции крепости и сухости.
Фактически, чуть ли не все жители России того времени были захоронены на погостах. Ведь крестьянство составляло чуть менее 85% от всего населения.
Интересно, что слово "погост" в значении "кладбище" возникло как эвфемизм. Оно связано с очень "живым" словом "гость". Такое название рассеивало грусть и предполагало успокаивающие оттенки.
Кстати: в языческий обряд тризны на погостах появилось его рационализированное отражение. Посетители деревень, пришедшие пешком из-за нескольких вёрст в храм и к могилкам, не находили иного места для перекусывания, кроме как у могил своих родственников и знакомых. Ведь им предстоял долгий путь обратно. Грубо говоря, в лаптях да по грязи. Таким образом, холмик стал выполнять роль стола, на котором обедали и одновременно поминали усопшего. В том числе и разговлялись на Пасху. Это можно увидеть на кладбищах в сельских районах и по сей день.
С конца 10-го до 18-го века любой относительно крупный населённый пункт на Руси и в Российской Империи сельского типа (так называемое селение, в дальнейшем - село), который являлся центром податного округа, назывался погостом. Этим же словом называли и территорию, в которой были несколько населённых пунктов, один из которых - погост. Схематично это явление можно изобразить приблизительно так (погост внутри погоста):
Начиная с XVIII века слово также используется в значении «сельское кладбище».
Пого;ст — административно-территориальная единица на Руси[1].
Впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 года, когда было отменено.
*- Некро;з (от греч. ;;;;;; — мёртвый), или омертве;ние — это патологический процесс, выражающийся в местной гибели ткани в живом организме в результате какого-либо экзо- или эндогенного её повреждения.
Свидетельство о публикации №117082206747