Нравственность Пушкина А. С

* * *
«В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса

Ее чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,

Я про себя превратно толковал

Понятный смысл правдивых разговоров,

И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада,

Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;

Я предавал мечтам свой юный ум,

И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,

И белые в тени дерев кумиры,

И в ликах их печать недвижных дум.

Всё — мраморные циркули и лиры,

Мечи и свитки в мраморных руках,

На главах лавры, на плечах порфиры —

Все наводило сладкий некий страх

Мне на сердце; и слезы вдохновенья,

При виде их, рождались на глазах.

Другие два чудесные творенья

Влекли меня волшебною красой:

То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой —

Был гневен, полон гордости ужасной,

И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал —

Волшебный демон — лживый, но прекрасный.

Пред ними сам себя я забывал;

В груди младое сердце билось — холод

Бежал по мне и кудри подымал.

Безвестных наслаждений ранний голод

Меня терзал — уныние и лень

Меня сковали — тщетно был я молод.

Средь отроков я молча целый день

Бродил угрюмый — всё кумиры сада

На душу мне свою бросали тень.»
В начале жизни помню школу я …
Об этом стихотворении много литературоведов и советских историков умалчивало , стихотворение написано в 1830 г в Болдине .
Общество подростков-школьников –это русское интеллигентное юношество;
учительница-это наша Святая Русь ;
чужой сад-Западная Европа ;
два идола в чужом саду-это два основных мотива западноевропейской жизни –гордость и сладострастие .
Достоевский писал о Пушкине как о человеке религиозного ,как о гениальном совместителе национального патриотизма с христианским космополитизмом ,как о человека  раскаявшись с нарушением 7 заповеди .
В стихотворении Пушкин «Борис Годунов» Борис Годунов обращается к сыну Федору :
«Храни, храни святую чистоту
 Невинности и гордую стыдливость:
 Кто чувствами в порочных наслажденьях
 В младые дни привыкнул утопать,
 Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
 И ум его безвременно темнеет.
 В семье своей будь завсегда главою;
 Мать почитай - но властвуй сам собою -
 Ты муж и царь - люби свою сестру,
 Ты ей один хранитель остаешься.»
Также митрополит Антоний (Храповицкий) писал ,что Пушкин имел много друзей  из духовного общества .
Также проблемы веры и смиренномудрия  обнаруживается в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Злая старуха –жена рыбака просила себе :
1)нового корыта ,2)новой избы ,3)дворянского достижения ,4)царского звания ,а когда она захотела стать морской богиней ,то рыбка махнула хвостом и старуха осталась у разбитого
корыта ,т к ее жадности не было предела  .


Рецензии