Н. Чирвинский. Детская энциклопедия в стихах
(Книжная серия «Знаменитые портреты»)
НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ - УЧЕНЫЙ.
«Николай Петрович Чирвинский (1848-1920) – основоположник экпериментальной зоотехнической науки в России. В конце ХIX века в науке господствовала гипотеза, отрицавшая образование жира в теле животного из углеводов. Считалось, что жир в теле животного образуется главным образом из жира, содержащегося в кормах. Н.Чирвинский, тогда профессор Петровской земледельческой и лесной академии, провел тщательно продуманный опыт на поросятах. Ученый учитывал количество жира в кормах, которые поедали поросята, и количество жира в теле самых поросят. Оказалось, что в теле животных накапливалось жира значительно больше, чем они могли получить из кормов. Это открытие сыграло большую роль в зоотехнической науке и особенно в практике мясного животноводства. Н. Чирвинский установил зависимость роста и развития (в частности, его скелета) от различных факторов. Изучив, как изменяются скелет и отдельные его части под влиянием нормального и скудного питания и т.д., ученый пришел к очень важным выводам. Если животным скармливаются только объёмистые малопитательные корма (сено, солома, силос, корнеклубнеплоды), их желудочно-кишечный канал усиленно развивается, а развитие костяка подавляется. Скудным кормлением вообще можно подавить развитие всего организма. В случае необходимости можно подавить развитие пищеварительного тракта, давая животным концентрированные корма (зерно, жмыхи, отруби, мясо - костную муку) и сокращая при этом количество объемистых кормов в их рационе. Таким образом, человек, умело рассчитав количество концентрированных и объемистых кормов в рационе животных, т.е. сбалансировав их, может регулировать развитие и костяка, и пищеварительных органов животных. Эти исследования в дальнейшем стали научной основой для разработки типовых рационов кормления сельскохозяйственных животных. Н. Чирвинский изучил влияние на рост и развитие животных не только типа кормления (грубые, сочные, концентрированные корма и т.д.), но и его уровня (обильное, скудное или среднее кормление)».
Детская энциклопедия. Том 6. Сельское хозяйство. Москва. Педагогика. 1974. С. 343. 344.
Действующие лица: 1. НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ – видный русский ученый в сфере зоологии;
2. МИХАИЛ ГАВРИИЛОВИЧ – председатель агрофирмы 3.ГРИША – юннат 9 лет; сын агронома Михаила Гаврииловича; 4.ГАЛЯ ЧАМАТА – будущий зоотехник, 14 лет
5. НИНА ЧАМАТА – сестра Гали , 12 лет
6.КЛАВДИЯ – 12 лет; сестра Марфы; 7. МАРФА – молодая свинарка – красавица, 18 лет 8. ПАСТУХИ – сельский хор «Пастораль»
9. ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА – будущий механизатор, 14 лет
10. ВЛАДИМИР ДУДКА - директор сельской школы
12. ВАЛЕНТИНА ДУДКА - супруга директора школы
13. ОЛЬГА КОЗИН - учительница немецкого языка
14. ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК - юнкор, дочь учительницы Ольги Козин, 10 лет
Явление 1. Учёный Николай Чирвинский встретился с учителями сельской школы и юннатами - участниками фольклорного хора "Пастораль").
(Декорации фермы животноводства.
В свинарнике к ученому Николаю Чирвинскому и председателю агрофирмы
Михаилу являются преподаватели сельской школы: Владимир Дудка, Валентина Дудка, Ольга Козин, юнкор Людмила Шевчик; фольклорный детский хор «Пастораль»: юннаты Марфа, Галя, Нина, Владимир Чупилка; несут тазик, зелёный витаминный корм поросятам).
Корм Beta vulgaris saccharifera (Ораторская речь ученого Н.Чирвинского)
«Физиология растений – наука, изучающая жизнь растений,
называется физиологией растений.
Одним из основоположников этой науки в нашей стране был
К.Тимирязев, профессор Московского университета и Петровской
Земледельческой и лесной академии (ныне Московская академия
им.К.Тимирязева). Процесс фотосинтеза играет особенно важную
роль в создании урожая. Необходимы
два условия: достаточное число листьев у растений
и высокая интенсивность и продуктивность фотосинтеза».
Детская энциклопедия. Москва. Педагогика. Том 6. 1974. С.35.
Н.ЧИРВИНСКИЙ (читает реферат):
Что такое «продуценты»? Это весь зелёный корм:
С сорняками сено,силос.Это учит агроном.
Вы слыхали «продуценты»:свиньям желуди несут?
Продуценты – ветки дуба, поросятам жир дают!
Желудь, листья - продуценты,это витаминный дуб.
Бабы любят листья дуба: для купанья и на суп.
Корм Beta saccharifera- это жмыхи от свеклы. Малоценны продуценты!Вы бы опыт провели! Сорняк сочный - Pastoralis (Cappsella bursa Pastoris ) – есть трава «пастушья сумка»,дарит витамин и жизнь.
ХОР «ПАСТОРАЛЬ»:
Есть кусты Sambucus Nigra,витаминный продуцент.
Наша бузина есть кормом.Изобрел я тут “патент”.
Sorbus aucuparia - поросятам добрый корм!
Черноплодная рябина - продуценты ест народ!
Продуценты – это травы,Barbarea – сорняки.
От сосны корм витаминный, симбиоз: дуб и грибы.
Что такое «консументы»? Поросята – едоки!
Отруби ест потребитель!Потрудитесь в две руки.
Что такое консументы?Потребитель меж людей:
свиньи, козы и коровы.Мы изучим лист-пырей.
Консументы-поросята потребляют сено,рожь.
Свиньи - вегетарианцы едят лепесточки роз.
РОСТ ПОРОСЯТ ЗАВИСТ ОТ СКЕЛЕТА
НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ (читает реферат):
Рост зависит от скелета у подвижных поросят.
Костяк свинки разгружайте.Не давай ей всё подряд!
Если много наедаться поросятам даст народ: Сено,силос,корнеплоды подавляют тварям рост.
Свиньям отруби давайте,костную муку и жмых.
На природу выселяйте, научите всех родных.
Малоценный и объемный,вегетарианский корм.
Корм наполнил весь желудок у животных выше норм.
(Юннаты Марфа и Галя Чамата вручают полевые цветы учёному Николаю Чирвинскому
и председателю агрофирмы Михаилу).
ПРОДУЦЕНТЫ У РУЧЬЯ (Идеологическая ария свинарки Марфы)
МАРФА:
Для учёного России я букеты принесла!
Прочитала Ваши книги: в семинаре для села!
Для знакомства: я свинарка, Марфа имя у меня.
Продуценты – эти травы я срывала у плетня.
Пан профессор,благодарность Вашей матери и Вам!
Помогли учить основы Продовольственных программ.
Продовольственной программы нужно планы выполнять.
Мясо, молоко – народу нужно выработать, сдать!
С зоологией связалась рано песенка моя!
Продуценты – эти травы я срываю у ручья.
Бройлер – куры выше ростом,потребляют концентрат.
Потребитель – консументы**должны кушать виноград.
Консументы – потребитель: это куры, петушки,
Консументы – поросята,едят желуди с руки.
---------------------------
*Продуценты – зелёные растения.** Консументы – потребители
растений (продуцентов), разделяются на две группы.
1) Травоядные консументы –
зайцы, козы. 2) Консументы - хищники, потребители
травоядных консументов – лисы, волки, львы.
Явление 2. Муха - «зеленоглазка» съела овес (Avena Sativa)
ГАЛЯ ЧАМАТА, юннат:
Пан профессор, научите: где вредитель на кустах?
Муха есть «зеленоглазка»,муха съела часть овса!
Консументы – поросята сьели вкусно лист куста!
Вегетарианцы – дети в злаках видят: красота!
Процветает свиноферма, есть целебный кормоцех.
В Институт ребят впишите, потрудились мы для всех.
Консументы ныне сыты, консументы – едоки!
Институт животноводства мы построим у реки.
ххххххххх
*Avena sativa - овес. (Латынь).
CAPSELLA BURSA PASTORIS (Детский хор «Пастораль» с Клавдией)
КЛАВДИЯ:
Я поросятам принесла траву "пастушью сумку".
И поросяток накормлю по книжному рисунку.
ДЕТСКИЙ ХОР "ПАСТОРАЛЬ":
Cappsella bursa pastoris –
трава "пастушья сумка".
Не кислый лист,как барбарис,
и чудного рисунка.
Cappsella bursa pastoris
легко в полях узнаем.
Траву пастушью сумку мы
для поросят срываем.
КЛАВДИЯ: Траву я поросятам дам: улучшить кормоцех.
По мясу выполню я план, державный план для всех.
Cappsella bursa pastoris всё стадо исцеляет.
И всякий маленький пастух траву в полях срывает.
ДЕТСКИЙ ХОР "ПАСТОРАЛЬ":
Cappsella bursa pastoris –
трава "пастушья сумка".
Не кислый лист,как барбарис,
и чудного рисунка.
Cappsella bursa pastoris
легко в полях узнаем.
Траву пастушью сумку мы
для поросят срываем.
Явление 3. ПРОДУЦЕНТЫ - РАСТЕНИЯ
(Декорации свинофермы. Около свинофермы председатель Михаил, дети Владимир Чупилка, Людмила Шевчик, Нина
и Марфа с полевыми цветами, с детским хором “Пастораль», с учительницей Ольгой Козин благодарят учёного Николая Чирвинского, дарят ему букеты; несут зеленый корм поросятам и положили в кормушки).
ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА, ЮНКОР:
Я слыхал, есть «продуценты»:
свиньям желуди несут!
Продуценты – ветки дуба, поросятам жир дают!
Расскажите,пан профессор,в Академии Петра
Позволяют дать водицы поросятам тут с утра?
Или лучше: витаминной воды мятной свиньям дать?
Иль голодных поросяток хворостом во поле гнать?
ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК: Что такое «продуценты»? Весь зелёный кормоцех?
Даст ли свиньям пропитанье
кукуруза, соя, лес?
Что такое «консументы»? Потребитель-воробей?
Зайцы - едоки капусты,консументы меж людей!
Явление 4.
ТИМИРЯЗЕВА УЧИТЕ
(Декорации свинофермы.
На научный совет к учёному Н. Чирвинскому и председателю агрофирмы Михаилу Гаврииловичу являются юннаты фольклорного детского хора «Пастораль», преподаватели сельской школы - Владимир Дудка, Валентина Дудка, Ольга Козин с цветами; юнкор Людмила Шевчик; дарят цветы учёному Николаю Чирвинскому).
НИКОЛАЙ ЧИРВИНСКИЙ:
Тимирязева учите! Фотосинтез выполняй!
И по мясо - заготовкам наши планы воплощай!
Подрастайте вы, ребята, посадите виноград!
Коню дайте, поросенку: в бытии утехи дать.
ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК:
Вам спасибо, пан профессор, научил про кормоцех!
Буду поступать в сельхозы, кормоцех создам для всех.
ВЛАДИМИР ДУДКА, учитель:
Выполним большие планы наших бабушек, отцов.
С зоотехниками в дружбе,сделать план: «Всегда готов».
Всякий эллинский патриций и плантатор, пан рабов
Вёл на солнце для закалки; каждый эллин был здоров.
ВАЛЕНТИНА ДУДКА:
Что такое «консументы»?
Это - козы, едоки!
Отруби ест потребитель!
Потрудитесь в две руки!
ОЛЬГА КОЗИН:
Arvum - поле по латыни!
И гербариум учить
Все обязаны юннаты,
Вишенку водой полить.
МЫ ПОСТРОИМ ИНСТИТУТ
(Полилог)
ЮНКОР ЛЮДМИЛА ШЕВЧИК:
Мы построим Институты лучших всех агронаук.
Окормляем свиноматок с добротою детских рук.
ЮННАТ ВЛАДИМИР ЧУПИЛКА:
Поросят ведём во поле: травы добрые искать!
Фотосинтез будет в мышцах; укрепляем поросят.
ЮННАТ ГАЛЯ ЧАМАТА:
Мы построим Дом юннатов, как Чирвинский нас учил!
Мой отец стал агрономом, в корма силы воплотил.
НИНА ЧАМАТА:
Я прошу Вас, пан профессор: запишите в Институт!
Выражаю благодарность за ученый ясный труд!
ХОРОМ:
Вам спасибо, пан профессор, научил детей с добром.
Наши козочки, коровы напоили молоком!
Зоология - наука, нужно выучить латынь!
Фотосинтез изучаем - солнца свет и неба синь.
(Дети с учителями совершают хоровод с зелёными венками, с полевыми цветами, с колосьями).
(1974-2017).
Научный консультант АДОНИС, студент-агроном.
Свидетельство о публикации №117082110734