Творчество как необеспеченность
Творчество - приподнимает и ведёт... Отсюда я делаю вывод, что это подлинно человеческое состояние. Есть множество похожих на него псевдодействий - что-то навроде Ивана Бездомного, писавшего стихи - ни себе, ни другим. Когда человек имитирует моменты творчества, пытаясь приобрести момент значимости в собственных глазах или считая, что это правильно - творить и действовать, а не творить и не действовать неправильно. Но это, конечно же, не так. Иначе, великие люди, гениальные творцы не бросали бы в определённые моменты творчества, а "производили" бы безостановочным потоком, становились бы "машинами производства", но так почему-то не происходит, кого мы ни возьмём, всегда увидим периоды кризисов, вынужденного молчания, смены деятельности. Про Пушкина, например, говорят, что когда он писал прозу, то отдыхал от стихов. Следовательно, с творчеством не бывает прямого отношения, люди, пытающиеся выстроить это прямое отношение - "записываются" и себя записывают, но не творят.
Находиться в процессе творчества по подобию - также распространённая черта человека, пытающегося нащупать основания для спонтанного творчества. Тот, кто творит по подобию - ещё лишен своей собственной идеи и заимствует её у других - он находит Красоту уже готовой, а не производит её сам и для него задачей является уподобиться этой найденной Красоте. Так мы обучаемся, следуя в кильватере понравившегося нам искусства, приобщаемся к нему и как бы немного "творим", но это не значит, что мы уже творим в подлинном смысле слова.
Подлинное творчество начинается с самостоятельных идей. И продолжается в сферу мучительного или же моментального их воплощения. Кому уж как повезёт.
Творчество, дающее себя захватывать уже готовым человеческим образцам Красоты - творчество под влиянием - это вторичное творчество по подобию. Им окрашено бывает почти всегда и первичное творчество, которое редко встречается в абсолютно чистом виде. Первичное творчество имеет дело не с готовыми произведениями искусства, а с действительностью как таковой, с миром, с жизнью, чьё несовершенство, но и совершенство одновременно, "толкают" в грудь художника - художник "разрешает" противоположные стороны в Красоту. Вот почему не только философ - повивальная бабка, о которой говорил Сократ, но и любой творец.
И вот почему ни один крупный философ не продолжает другого крупного философа прямо, он - не продолжатель вообще, даже если испытывает большое влияние, он - ещё одна, новая точка образования истины и красоты, ещё одна вершина, а вершины перекликаются часто одна с другой, но никто не продолжает никого прямым натуралистическим образом. Порой даже сам философ, оказывается не в состоянии себя продолжать линейно, испытывает кризис, а затем появляется на сцене словно новое лицо. Тоже самое происходит и с художниками, и с поэтами. Ткань непрерывности, которую они плетут, - во внешнем мире и для внешнего подхода, представлена дискретно. Потому что мы видим, что они проваливаются незнамо куда, точно исчезают для нас, но на самом деле каждый из них ныряет на глубину действительности в это время, и отталкивается прежде всего от неё, а не от ума другого. Только имея жизненное основание, он разговаривает и с другими умами. В этом кроется и разгадка того, почему для великого человека смешны всякие авторитеты, хотя значимы влияния, пристрастия и увлечения.
Творцы - узоры одной и той же ткани и каждый узор вполне самостоятелен, хотя и переплетается с другими. Мы же, как правило, творим по подобию целого определённые красивые части.
Итак, продолжает как раз вторичное творчество - оно распространяет копии, словно волны. В философском мире это представлено школами. Но запомните, у гениальных мыслей нет школ и нет течений, они - сами по себе. А где есть школы или течения, или направления - там ищите вторичное творчество - комментирования, популяризации, продолжения, пояснения. Но следующая яркая звезда, которая загорится на небосклоне не будет последователем никакой школы.
Свидетельство о публикации №117082000717