Бойня ос подвинным уксусом на территории стихопато

БОЙНЯ ОС ПОДВИННЫМ УКСУСОМ НА ТЕРРИТОРИИ СТИХОПАТОК

Действующие лица:
Император Гумилёв
Шпротный демон Северянина
Рой ос
Вожак роя
Стихопатки
Девушки в противогазах
Бог-покровитель – Бальмонт
Средневековые орудия труда и обороны: щипалки, свистули, тыкалки, совковые лопатки
Средства массового поражения: эстляндские шпрото-взрыво-камикадзе, подвинный уксус
Воздухоплавательные средства: интернациональный студень, аэростаты воздушного заграждения им. Арсения Тарковского, костелёт

Бездействующие лица:
Чучело Анненского
Палеогеновые устрицы Таджикской депрессии
Тривиальная форма пластика
Языческая форма пластика
Военная форма пластика

СЦЕНА ПЕРВАЯ: Император Гумилёв стоит на вершине горы. Внизу, на огромном поле, усеянном маковыми розами трудятся осы.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ: Император вынимает из штанины консервную банку шпрот с кольцом, изучая страну-производителя, и философствует на тему труда, надзирая за осами.

Император Гумилёв

Какой, однако, это труд
Носить пыльцу туда – сюда.
Как вспомню южного мальца,
Так он по берегу носил
песок
сюда – туда.
/В тоске надавливает пальцем на кольцо консервной банки, и в этот момент появляется шпротный демон Северянина, приветствуя императора/

Шпротный демон Северянина

О, Император,
меня всегда
прельщал Ваш вкус.
/Жадно озирается на шпроты/
Ах, дайте-дайте,
рассмотрю
/Выхватывает консерву из рук императора/
Эстляндские!
«Бархус»,
Как я люблю.
/Пытается достать шпротину рукой, но демонические пальцы останавливает рука императора/

Император Гумилёв

Позвольте!
Демону не треба есть!
Вот Вы пойдите,
натяните сеть
И там ловите Вашу сельдь.
А я в ответсвенном посту
За роем ос без устали слежу.
/Демон всё равно тянет пальцы в банку/
А-ну же,
Фу!
/Император зафыркал, как конь на демона и начал бить каблуками сапог в камни/

Шпротный демон Северянина

Ну, Ваше право, как хотите:
Я Вам услугу сослужить желал,
То, вдруг, производитель –
отравитель.
Я бы по вкусу всё узнал.
Ведь я – Эстляндский Шпротный Покровитель…
/Император прерывает демона/

Император Гумилёв

Да, Вы – эстляндский шпроточный нахал.
Я о таких, как Вы слыхал:
На том же самом берегу,
Где мальчуган носил песку
Сюда –
туда,
Как эти осы, вот – пыльцу.

Взгляните только на их труд!
/Указывает замаслянным пальцем на ос/

Шпротный демон Северянина

Ой, что за блуд!
Летают в розовых полях
и макову вкушают.
Летят обратно –
отдыхают.

Я вот, в своей любимой Эсти
Закидывал все сети раз так двести
И в пятисотый только взял
Консервной банки матерьял.

Ах, баночку так плотно шпиговал,
А Вы её, наверное, едите;
А ос под маком
лишь нахлебник и вредитель!

Позвольте, всё таки, одну мне съесть.
/Император уступает демону одну шпротину. Демон приободряется, смакует шпроту, нежно-поэтично обсасывая пальцы от жиру, и поёт, удаляясь восвояси/
Как хороши,
как свежи были шпроты
Моей страной
мне брошенные
в лоб…
/Императора начинает мучать желудочное расстройство/

Император Гумилёв

Производитель –
отравитель?
/Озадаченно вспоминает слова демона/
Ах, ты же демон, чтоб!
Как мальчик на том самом берегу
Сюда-туда носил песок…
/Удаляется восвояси, т.к. больше не может терпеть боль/

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ: Осы в уединении собираются в круг, обсуждая план восстания. В центре – вожак роя.

Вожак роя

Восстань
Рой
Ос
В бой
курс
свой
Держи!
Жала точи!
Знамя
Алое
Роз!
/В вожака роя вселяется дух Бога-покровителя Бальмонта/
Речей горят
Глаза – азарт
То – выцвела цвелованная вьюга
Подруга радуется другу –
Ржаному кругу.

Мосты Москвы ещё стоят
Но развесёлый Ленинград
Льёт нового Вождя
И без единого гвоздя!

Такую мощь
Ах, Государь, ты не возьмёшь!

Я съел четыре плавника,
Осталось ещё восемь.

Здоровью очень рад!

Какую Нам готовит Осень осень?

Костей кусает кость моя
Костей ломает кости дня
Пока ещё теплы
Кусатые углы!

Но отравилася Весна
И Лета Солнца обняла
Как отнимает Осень.

Ах, Государь, Мы снова просим!

Царь! – выстрел вышли!
Лоб ждёт, ваше величество!
Мы вышли…*

СЦЕНА ВТОРАЯ: Императорские покои, в которых кроме кровати и чучела Анненского, ничего нет.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ: Император вбегает в свои покои, боль разрывает живот. Император на четвереньках, как беременная кошка ласкается к чучелу, взывая о помощи.

Император Гумилёв

О, мой наставник,
друг
учитель
и отец!
В былые времена:
философ
и храбрец,
Вожак Великой Африки всея!
Неугасима добродетеля твоя!

Молю!
на царский герб ладонь свою
кладу
и мудрости твоей
ищу!

Гнилые шпроты мне подсунул тот наглец
/Рассеянно тычет указательным пальцем в воздух, пытаясь определить текущее место нахождения демона/
И проболтался, что изготовитель
Некоей страны на Эст –
Ужасный отравитель!

Что делать?
Как мне быть?
/Чучело немо и недвижимо/
Ах, если смилуется Ваша добродетель,
Сию минуту прикажу для Вас из Норд
Великолепнейшее платье сшить!
/Император теребит подол ветхого платья чучела, отрывает кусок и бьётся в истерике лбом о пол/

Что чучело проклятое молчишь?
Глумиться надо мною изволишь?
/Сокрушается от злости, роняя чучело. На деревянной голове образуется трещина в виде глумливой улыбки/

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ: Перед дворцом императора собирается армия ос. Вожак роя призывает к наступлению.

Вожак роя

Сынами Отечества
Мечется – плещется
Стон!
Стой!
С тон-
кими жилами
жалами
Жили Мы –
Вон –
Наших костей барабан!
Слом
Барским мирам!
/Рой ос врывается во дворец/

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ: Во дворце суетится шпротный демон Северянина, слыша снаружи организованное боевое жужжание. Долго, в панике летает по дворцу, ища императора. Случайно запутывается в занавеске, падает на чучело Анненского и слышит истошный крик.

Император Гумилёв

За что насилие над мной?
Я небу был бы головой,
А бедняков бы мучал тучей!
Но, вот, лежу, как пень простой
И пучит.
Коварный демон меня мучит!
Учитель мой молчит.

Шпротный демон Северянина

Ах, Император, право Ваше
Лежать тут, на полу, и с куклой даже.
Чинам высоким треба отдыхать,
Но я хотел бы Вас к другим делам призвать.

Там, за стеклянными дверями
Рой ос летит за Вами,
И Вам бы треба убегать,
А то, ни то, ать-хвать, хвать-ать!
/Показательно щипает себя/

Император Гумилёв

Я войном Африки вырос
И не пугаюсь жалких ос!
И даже скорпиона научил,
Чтоб он был мил!
/В этот момент влетают осы, жалят сначала демона, но безрезультатно; потом – чучело, но бесполезно; в конце концов, пробуют императора, но тот только держится за живот и не обращает внимания на укусы/

Вожак роя

Поле боли –
Наше горе!
Наш укус
Не приносит врагу боли!
От,
конфуз.

Осы,
Строй!
Оружие держи:
И щипалки
И свистули
И тыкалки
И совковые лопатки.

Император Гумилёв

Бьют
Щипочат
Колят
И гудят –
Это Ад!

Щипалки

Мы – щипалки
А не палки
Губы нашея туги
И укусы так больны!

Свистули

Мы – свистули
А не пули
Глотки нашея громки –
Глухи будут пусть враги!

Тыкалки

Мы – тыкалки
А не палки
Пальцы нашея остры –
В теле вражеском – дыры!
(как голландские сыры)

Совковые лопатки

Мы – совковые лопатки
А не тряпки
Руки нашея больши
Для враждебной головы!

Император Гумилёв
/в отчаяньи/

Пора сдаваться –
Нам не продержаться!

Шпротный демон Северянина

Я – Шпротный Демон, Северянин
/Свирипеет на глазах и становится огромным, как воздушный шар/
А не какой-нибудь Вам няня
И не позволю Вам сдаваться!
В бой, Шпрото-Взрыво-камикадзе!
/Демон посылает отряды на врагов/

Шпрото-Взрыво-камикадзе

Шпэ – шпэ
Буль – буль.

Ах, Вы, щипковые,
Позвольте,
Спинки Вам натрём!

Ба-бах.
Бах в бок –
Огонь!

/Первый отряд идёт в атаку/
Лежат!
/Второй отряд идёт в атаку/
Скользят!
/Третий отряд идёт в атаку/
И… загораются!
/Все отряды в бою/
Ак дети милые купаются,
Да в собственной щепи!
Ну,
разом всех
Вра-
гов –
на! –
Пли!
/Льётся много масла, все средневековые орудия труда и обороны скользят, падают и воспламеняются. Сцена загорается. С одной стороны, выбегают из дыма император и демон; с другой – вылетают уцелевшие осы и их вожак. Чучело Анненского сгорает вместе со сценой/

СЦЕНА ТРЕТЬЯ: Маковое поле. Вожак роя с треугольными бровями летает взад-вперёд, обдумывая новую стратегию ведения боя.
ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ: Вожак роя разрабатывает конструкцию воздушного гигантского средства поражения, спресованное из тел павших ос и склеенное шпротным материалом. Призывает собирать тела павших.

Вожак роя
/вспоминая и скорбя/
Чумой в мел
Чумовел
Но вылез через вырезь
Как рысь –
Лис.
Лес
тел
Горел.

Хруст
жал
тих.
Жал-
ких
Жалко!

/Собравшись с мыслями/
Теперь, я для Вас – судостроитель
Воздухоплавательных. Соберите
Прах
тел
пав-
ших.
Страх
дел
пад-
ших –
неразорванных шпрот.

/Размышляя/
Влагой собираться
Город задыхаться
Влагой собирался
Город задыхался.

Рой ос

Тела склеены мёртвых будень
В Интернациональный студень!
За братьев и павших сестёр
Воздушную смерть мы врагу понесём!
/Осы выдвигаются вновь, теперь в сопровождении огромной летящей баржи из интернационального студня/

ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ: Небо. Летит Интернациональный студень и слогает оду будущей победе.

Интернациональный студень

Студнем улыбаться
В поле искупаться
Вражеской крови.

Студень что корми –
что не корми:
Сам себе я студен и силён!
Студень на посуде палок и знамён.

Во мне в заливку – латыши,
Эстляндцы, русские и…
/студень-разведчик кричит/
К Югу по курсу демон бежит!
Пикируем братцы за лучшую жизнь!

ДЕЙСТВИЕ ВОСЬМОЕ: Император Гумилёв и Шпротный демон Северянина бегут по полю. Император видит впереди странных существ женского пола.

Император Гумилёв

Что за место странных загадок:
На телах их не платья
А возгласы лиц
Буквами кто родились?

Шпротный демон Северянина

Это территория стихопаток.
Как на все женские особи
На них я тоже падок!

Хоть тела их чумны,
Но Богини Чумы
Страстны и верны!

Сладость их уст –
Ананасы,..
нет! Лучше,
в шампанском арбуз!

Император Гумилёв

Ты – бредишь!
Ты – демон,
Ты бредом ведом!
/В сторону/
Спрячусь, пускай, я пока в водоём!
/Прячется, только уши, глаза и нос торчат на поверхности воды/

Шпротный демон Северянина

Стихопатки, стихопатки,
Стихопаточки мои:
Ножки не целованы,
Рученьки в пыли!

Дай-ка, приголубю Вас
Куртизаночки мои!

Стихопатки

Буквы пляшут по телам:
По соскам и по ногам;
Буквы заползают в рот,
Буквы – птичьего полёт.

Буквам букова рубашка
Я из ять и я милашка
Буквам букова юбчонка
Я из щи и я котёнка.

Буквам буковый платочек
Я из му, Чин мой – листочек.
Буквам буковый чулочек
Я из у стихами точек…

Шпротный демон Северянина
/подпевая и танцуя со стихопатками/

Из ять ищи узмученных уст
Муками чувств!
Изъять изученных уст
Право нести слова.

Из мученных мельниц месите слова
Молотых букв
болотных звуков…
/Мгновенно, в сцену врезается Интернациональный студень. Всё превращается в дым. Дым исчезает, появляются испарения/

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ: Деформированное от взрыва поле боя.
ДЕЙСТВИЕ ДЕВЯТОЕ: С неба спускаются аэростаты воздушного заграждения им. Арсения Тарковского. Из аэростатов выходят девушки в противогазах и осматриваются.

Девушки в противогазах

Осоньки милые
Не Вы-ли ли
От краю до края Земли
Цветы нам несли,
Косы плели,
Строили лето?..
/Часть ос начанает шевелиться, девушки приободряются, стряхивая с ос испарения/

Вожак роя

Ухами нем
Речами глух

Помнишь, на палочке сладкий петух
Детствами ели?
Или Сибирские Ели
Зубами хрустели?

Помнишь, как Ранняя Веста
Из Зимнего теста
Пекла колобок
В подражании ульям?

Или, как Терра,
Измазавшись углем
Лепила Шар Земной
Наподобие ульям?..
/На этом речь вожака роя обрывается и он падает без сил на ладони девушки в противогазе/

Девушка в противогазе

Бедный! Он бредит
Чувствами сил
Его недуг лишил.

Девушки, милые, ос соберите
И в аэростат унесите.
/Уносят всех ос с поля бойни, потом, замечают другие тела/

А это что за странные тела?
От шеи и до пят укутаны в слова,
Но буквы, словно, расплылись
И изо рта сочится слизь.

Сожжём их бренные тела
До тла!
/Собирают все тела стихопаток в огромный стог и поджигают. Из огня доносятся голоса/

Голоса стихопаток

Демон наш, милый,
Эстляндский певец
Кожею нашею вышивший Имя
Своё. Теперь, ты – мертвец!
Кожею нашею сытится пламя!
Огнь, огнь, огнь…
/Слова обрываются дикими воплями тел, покрытых пламенем/

ДЕЙСТВИЕ ДЕСЯТОЕ: Девушки в противогазах вокгур погребального костра. Вдруг, из костра вырывается ядовитое пламя и лижет языком очковый узел противогазов, расплавляя стёкла. Вслед, вылетают электромухи.

«Гной сосём мы, мухи,
Всё ты отдашь нам,
Пищу – во рту, свет – в глубине глаз…»
Жан Поль Сартр. Мухи

Электромухи

Зыбь-зэ-зэо по щекам,
Чтобы дёсны обдувало
Быз-бэз-бзэо по векам,
Чтобы око осушало!

Хлам
Твоего нежного личика!
Войди к нам, сестричка!

Сердце гнилое твоё обсосём
Лакомое!
В чреве твоём произрастём
Злаками!

Мы обернёмся взглядом домов
Пристальным,
Жадным жужжанием над головой
Истовым,
Шелестом мрачных лесов
Лиственных,

Свистом и треском,
Воем и плеском
Жалкой никчёмной души!

Быз-бзэ-бзэо по глазам,
Чтобы свет
в них
тух!
Зыб-зэ-зэо по зубам
Чтобы рот
был
пуст!

Будь, сестричка, с нами милой:
Подготовим для могилы
Твоё тело – для гостей:
Плоти жаждущих червей!

Быз-бзэ-бзэо, бзэй!
/Внезапно появляется Бог-покровитель Бальмонт, опрыскивает электромух подвинным уксусом/

Подвинный уксус

Металломалинными дробями мят
Вновь вылетает снаряд
Жимолости!
/Электромухи замертво падают на землю/

Бог-покровитель Бальмонт

Девушки, хватит,
Снимите наряд
Боеннокожаный
Смените
На новую форму от губ и до пят
Белорумяненной нежности!
/Девушки в противогазах повинуются, снимают тлеющие противогазы и кожаные костюмы и остаются белоснежно голыми с румяными щеками; и лишь затем узнают в очертаниях дымки подвинного уксуса Бога-покровителя Бальмонта/
Будем, как Солнце
Танцевать Молодость!
/Все танцуют в окружении поправившихся и вернувшихся на сцену ос/

СЦЕНА ПЯТАЯ: Небо. Земля внизу – крохотная.
ДЕЙСТВИЕ ОДИННАДЦАТОЕ: Один из аэростатов воздушного заграждения замечает, как что-то выползает из водоёма и пытается бежать.

Аэростат-разведчик

Ах,
Император побежал:
Бежит, бежал
И в щель могильную упал –
Сам!

СУПЕРСЦЕНА В ОДНОМ ДЕЙСТВИИ: На сцене натянуто большое полотно, на которое проецируются изображения палеогеновых устриц Таджикской депрессии вместе с останками императора. По сцене начинают летать пластиковые военные каски.

«Направь к могиле верной путь…
Умри, воскресни и забудь…»
Александр Блок

Тривиальная форма пластика

За лесом звучат взрывы пластика:
Это город встречает Апрель:
Размороженных диких зверей
Убивает во власти царей!

Языческая форма пластика

За городом звучат взрывы праздника:
Это Мы встречаем гостей:
Замороженных лица царей
Лепим слепки осколками пластика!

Военная форма пластика

Костелёт ломает прочность:
Толи кость,
А, толи капелька воды.
Толи кость теряет прочность
Ради капельки еды.

Одной капельки воды
Хватит выжить до зари!

Но у пластика есть прочность –
Кости менее хрупки,
Как удобно каской черпать
Капли хрупкие воды.
/Внезапно потолок сцены пробивает костелёт, зал рушится и заливается водой. Зрители, в панике, выбегают из театра/

КОНЕЦ

Декабрь 2015 – август 2017 гг.
Приморский и Московский районы. Санкт-Петербург

*Строки из «Прачки» Велимира Хлебникова.


Рецензии