О хлебе насущном
В давние времена школьников и студентов отправляли на уборку урожая :в Алма-Ате старшеклассники собирали яблоки,малину и другую ягоду, студентов отправляли в табаксовхоз и на хлопок. Очень весело работалось на помидорах: бегали по полю, бросались спелыми помидорами.Забавно,когда попадаешь в цель. И в голову не приходило,что это - труд людей,нелёгкий труд, а трудодень зависит от собранного урожая.Весело приехали,что-то собрали и-весело уехали. Лишь бы не учиться.
Однажды мой первый курс университета отправили на картошку . Нудненькая работа: идёшь следом за трактором и выбираешь из земли клубни,особо не копаешься. И так весь день,согнувшись в "три погибели" . С нами поехал преподаватель истории.Он был без обеих кистей рук. Все знали, что он сам водит машину,вцепившись культями в руль. На поле он не руководил нами, а просто шёл "в хвосте" и выбирал , выковыривал культями из земли клубни,которые мы якобы не замечали. Мы все приумолкли.Олядываясь назад, старались тщательнее выбирать,облегчать работу историку, а тот,не говоря ни слова ,не призывая к совести,молча с нами отработал смену на поле, а в перерыве ненавязчиво рассказал,как в войну детьми собирали мёрзлую картошку и ели,кормили семью-выживали
Если бы этот рассказ прозвучал перед работой, то мы бы восприняли его , как агитацию. Всё сказано к месту и вовремя,потому что у нас возник немой вопрос: "Зачем ему это надо?" Образ этого человека и его рассказ остались в памяти . Я,как учитель, не раз делилась этой историей с учениками,чтобы услышанное можно было и "увидеть."
В уборочную страду на целине не пошутишь. Она короткая, но выжимает все силы и у взрослых, и у детей Дело в том, что местные школьники наравне со взрослыми работают на току,перекидывая зерно лопатами,а машины подвозят и подвозят зерно, Ночью валились без рук-без ног. Хлеб имеет свойство гореть,если гурты не разбрасывать...Как горит хлеб? Огня не видно, но над гуртами с зерном видна дрожащая дымка,облако.
Мы,учительницы-холостячки, тоже работали во время страды.Моё рабочее место было на весовой.Сколоченная на скорую руку конторка,обшитая толем на случай дождя,ужасно душная внутри,а за дверью 40 градусов "в тени". С первыми лучами солнца и до темноты принимала машины с зерном от комбайнов-с одной стороны весовой,а с другой стороны уходили дайманы в город на элеватор .Потом часов до трёх ночи разносила в журнале количество бункеров на каждого комбайнёра.Не дай бог ошибиться:у механизаторов каждый бункер на счету-всё должно сходиться. На сон оставалось совсем ничего,чуток "прикорнуть" В одну из ночей подъезжает ко мне директор совхоза с мольбой:поднять детей -на току хлеб горит,не хватает рук,лебёдки не справляются. Это не шутка-разбудить спящих без памяти ребят.Поднялась к ним на чердак.Кто куда встал,там и упал.Лидером и заводилой была у них рыжая бойкая девочка Надюшка .Я подбирала какие-то слова совсем не про "должны-обязаны",уже не помню,думаю,про горящее зерно на току и разбитые в кровь руки старших.Надя понимала важность вопроса. Встала и звонким голосом подняла ребят
Это надо видеть,как в темноту ,разобрав большие деревянные лопаты, друг за другом,согнувшись, шла вереница ребят к освещённой лампами огромной площадке с зерном, над которым вовсю стелился волнистый горячий дымок. И разгребали...разгребали...раскидывали. Директор шагал рядом, обещал привезти баню (такая машина с парилкой)Привёз-не обманул. Городские не приезжали помогать. Всю страду начинали и заканчивали жители совхоза,благо этот процесс недолгий ,но изматывающий.
По телевизору говорили и писали в газетах про "битву за хлеб". Так оно и было..
Я при случае во все времена,где бы я ни жила, рассказываю ученикам "в картинках"о маленьких хлеборобах,которые о хлебе знали всё и теперь о хлебе насущном рассказывают своим детям и внукам Многие из них уехали из совхоза,да и Илийского зерносовхоза-миллионера уже нет.
Свидетельство о публикации №117081806758
Владимир Ангарский 16.11.2017 16:05 Заявить о нарушении
Владимир Ангарский 21.08.2017 10:27 Заявить о нарушении