Золотое руно
Андрей Белый
Посвящено
Э. К. Метнеру
1
Золотея, эфир просветится
и в восторге сгорит.
А над морем садится
ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца
золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
среди всплесков тоски.
Встали груди утесов
средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
полон крик альбатросов:
"Дети солнца, вновь холод бесстрастья!
Закатилось оно -
золотое, старинное счастье -
золотое руно!"
Нет сиянья червонца.
Меркнут светочи дня.
Но везде вместо солнца
ослепительный пурпур огня.
Апрель 1903
Москва
Андрей Белый
ЦИКЛ СТИХОВ "ЗОЛОТО В ЛАЗУРИ"
2
Пожаром склон неба объят...
И вот аргонавты нам в рог отлетаний
трубят...
Внимайте, внимайте...
Довольно страданий!
Броню надевайте
из солнечной ткани!
Зовет за собою
старик аргонавт,
взывает
трубой
золотою:
"За солнцем, за солнцем, свободу любя,
умчимся в эфир
голубой!.."
Старик аргонавт призывает на солнечный пир,
трубя
в золотеющий мир.
Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
над нами.
На горных вершинах
наш Арго,
наш Арго,
готовясь лететь, золотыми крылами
забил.
Земля отлетает...
Вино
мировое
пылает
пожаром
опять:
то огненным шаром
блистать
выплывает
руно
золотое,
искрясь.
И, блеском объятый,
светило дневное,
что факелом вновь зажжено,
несясь,
настигает
наш Арго крылатый.
Опять настигает
свое золотое
руно...
Октябрь 1903
Москва
Золото в литературе
Золото в литературе – знак необычности, надуманности, фантастики, стремления, мечты, волшебства. Применяя образ этого драгоценного металла в своей литературе, автор как бы сразу говорит о неординарности произведения, о возвеличивании героев, о недосягаемости целей и бесконечном стремлении к ним.
В таких рассказах всегда присутствуют загадка и тайна, решение которых и есть смысл сюжета. Открывая книгу, в названии которой присутствует слово «Золото» в душе читателя мгновенно возникает предвкушение чего-то необычного, на страницах произведения должно произойти что-то чего не бывает в обычных рассказах. Здесь всегда переживания, интерес, которые завораживают и без устали заставляют найти разгадку золота.
Сияющее Золото всегда противопоставляется сору, пеплу, углям, но художественный язык, обыденная речь, фольклор притягивают в себе эти полюса. В фольклоре мир золота становится священным и возвышенным. Скромным отблеском грандиозного величия этого драгоценного металла служат великолепное убранство церквей на Руси, праздничное шитье представителей церкви, золотые купола.
Золото в отношении к человеческому организму действует благоприятно, если металл частично покрывает участки тела: ноги, руки, уши, поясницу. В сказках, стихах, и былинах духовной формулой «по локоть руки в серебре по колени ноги в золоте» наделены святые, избранники судьбы, дети царей или невинно убитые.
Неоднозначное отношение к золоту — символу энергии, жизни, удачи и даже смерти представлено в русской литературе. Если герой вступает в золотые стремена, носит пояс из золота, обедает из золотых блюд, сидит на стуле или в седле из драгоценного металла, это говорит о его счастье, таланте. Герой, пересевший из седла золотого в рабское, утрачивает его, и приобретает злую долю, на него льются несчастья и горе.
Символика золота, объединяется с религиозным возмездием, добро со злом. Металл в древнерусских преданиях о кладах и сокровищах всегда связан с проверкой и испытанием героев, он достается только избранным, и превращается в прах если кто-то не выполняет «правила игры» с в его мистическом мире. Золото уничтожает людей лишенных доброты. Оно живое и может разговаривать, путешествовать и совершать деяния.
Золото в фольклоре выполняет магические функции, оказывает огромное влияние на судьбу человека, его священность сродни языческого культа солнца. По народному поверью золото освещает подземное царство.
Под землей, золото живет своей особой жизнью, и выходит на поверхность в образах различных существ, предметов, искр, огня, света ночью «ибо или серебро, или золото сокровенно будет под землею, то многие видят огонь, горящий на том месте» (из «Сказания о Борисе и Глебе»).
Золото один из первых известных человеку металлов, его солнечный цвет и сияние, неподверженность атмосферному влиянию вызвали огромный интерес у человека. Золотые изделия были найдены при раскопках эпохи неолита, то есть пять тысяч лет до нашей эры. Разнообразные виды золотых самородков золота отличаются большой мягкостью, тягучестью и ковкостью. Данные качества при низкой степени развития отрасли позволяли обрабатывать драгоценный металл и производить украшения из него и предметы быта.
Благодаря древним рукописям, можно увидеть весь процесс добычи золота из быстрых горных рек с использованием шкур животного. Шерсть состригалась с овчины, получалось руно. Его крепили ко дну реки и несомые бурной водой золотые песчинки застревали в ворсинках шерсти. В «золотых» водах руно собирало золота столько, что выглядело как золотое. О золотом руне сложено немало мифов Древней Греции.
Драгоценный металл часто встречается в произведениях: «Илиада», «Аргонавты», «Одиссей», Библия. В древней литературе золото было «царём металлов», а обозначали его с Солнцем одним символом – точка, обведенная в круг.
/По материал Инет, сайт Aurum Info http://aurum-info.ru/
Золотое Руно и Подвиги Геракла с 1 по 9стих
Наталья Солошенко
«Золотое Руно» и "Подвиги Геракла"*
По мотивам мифов древней Греции.
Отрывок из поэмы.
1.
«Фрикс и Гелла»*
Над дивной рощей у реки в Колхиде правит царь.
Руно на дереве висит, под деревом - алтарь
И охраняет его дракон у той реки Фазис.
Там высятся хребты Кавказа, как будто смотрят вниз.
Как появилось здесь оно, поведаю рассказ,
о том, как юного внука Эола** златой тот Овен спас.
Очень давно меж двух заливов лежала здесь страна,
с названием древним Беотия, что Богом была дана.
Стоял там город Орхомен, где правил Афамант***.
Канаидское рядом с ним сияло, как бриллиант.
И, как-то, Бог Эол решил своего сына женить.
Нефелу**** - облачко ему в жёны благословить.
Хоть Афамант был очень молод, но полюбил жену.
И сделала тогда Нефела счастливой ту страну.
Родились у неё: красавцы Гелла с Фрикс*****.
И плодородила земля, дожди с небес лились.
Любили Нефелу с Афамантом жители страны.
И тем, что вдруг они расстались,все были удивлены.
А случилось это тогда, проще говоря,
когда вдруг встретил Афамант Фивского царя.
Была та красива, молода, стройна и весела,
и с этим сделать ничего Нефела не смогла.
Ушла Нефела навсегда от мужа на Олимп.
И стала чахнуть та земля, горе постигло их.
Не стало в тех краях воды, погиб весь урожай.
Голод и засуха пришли в прежний зелёный рай.
Решил тогда царь Афамант в Дельфы послать отряд.
Узнать о том, что в тех местах жрецы делать велят.
Но подкупила Ино******их, чтоб погубить детей.
Решила мачеха от них избавиться скорей.
Вместо того, чтобы молить Нефелу их простить,
Она убить Фрикса велит; отряд мол так велит.
Горько заплакал Афамант : «За что такой удел,
и почему Великий Бог так сделать им велел?
Но пусть один мой сын погибнет и я спасу страну»,-
сказал об этом, только вдруг он вспомнил про жену.
И стал молить её о том, чтобы простила его,
что перед ней он виноват, да и любит ведь её.
Вдруг над горой раздался гром, и задрожала земля.
Спустилось облако с небес огнём ярким горя.
На жертвенном камне, где уже раздетый Фрикс стоял,
Овен предстал с золотыми рогами и светом засиял.
Раздались возгласы удивления среди стоящей толпы.
И стало слышно, как Нефела позвала с вышины:
«Скорей на Овена садитесь, любимые дети мои.
Теперь от злобной ведьмы Ино вы, к счастью, спасены».
Вскочили дети на барашка, как будто на коня.
И унеслись под облака, взгляд за собой маня.
Вот впереди бесконечная гладь сияет вдалеке.
И крепко Фрикс держит рога Овна в своей руке.
Но не смогла удержаться Гелла, упала на волну,
прямо в море, что синело, и пошла ко дну.
И стали море с той поры Геллеспонтом называть,
или проливом Дарданеллы, как назвала её мать.
А Овен Фрикса принёс в Колхиду, в заморскую страну.
И от слёз мальчика по Гелле, пролив возник в плену.
И носит имя он Босфор - ведёт в Евксинский Понт,
его Чёрным морем теперь зовут и есть там крупный порт.
Над дивной рощей у реки, в Колхиде правит царь.
Руно там на дереве висит, под деревом – алтарь.
И охраняет его дракон у той реки Фазис.
Там ветви платана меж собой у той реки сплелись.
***
Примечания:
*«Фрикс и Гелла» - по мотивам мифов древней Греции
«Золотое руно».
**Эол-Бог ветров.
***Афамант(Атамант) - царь миниев в (Беотии), правитель Орхомена,сын Бога ветров Эола, внук Эллина, возлюбленный богини облаков Нефеллы, которая родила ему Фрикса и Геллу. Дочь Кадма, Ино, став его супругой, возненавидела детей Нефеллы и при помощи колдовства вызвала засуху в стране.
****Нефела- Богиня туч и лёгких облаков.
***** Фрикс и Гелла – внук и внучка Бога ветров Эола.
******Ино- дочь Фивского царя.
- Босфор-пролив между Европой и Азией, соединяет Чёрное
море с Мраморным.
- Дарданеллы - пролив в Турции, между Европой и Азией,
соединяет Эгейское море с Мраморным.
2.
«Тайна о рождении Язона».*
Однажды старый пастух Ферсандр
пас стадо своих коз.
Вдруг разговор он услыхал,
и был в нём странный вопрос.
Взглянул тогда он тихо вниз с вершины того холма.
И то, что он увидел вдруг, могло свести с ума.
Под старым дубом на валуне он юношу узрел.
И понял он, что это Бог его сделать таким велел.
Златые волосы его спадали до самых плеч.
Держал он дротик в своей руке,
чтоб лося с ним стеречь.
Свисала барса шкура вниз с могучего плеча.
И было видно по всему, что кровь в нём горяча.
С ним рядом на траве сидел белый, как снег кентавр.**
Был тихим и весьма спокойным ему присущий нрав.
Спина лоснилась у него, седой была борода.
И было видно по нему - он многие прожил года.
Был у Хирона** мудр и добр его усталый взгляд.
И он продолжил разговор, взглянув слегка назад:
«Хочу, чтобы никто сейчас не мог услышать нас,
о том, кто ты, кто твой отец, поведаю рассказ».
«Но разве ты не мой отец?!»,- вдруг юноша вскричал.
Он гневно дротик обхватил, и взгляд его мерцал.
«Послушай, милый мой Язон , что я тебе скажу»,
а сам легонечко хвостом смахнул свою слезу.
«То было много лет назад, в Иолке правил царь,
брат орхоменского царя, мудрый Кретий – государь.
И умирая, Кретий сказал, что власть он передаст
сыну своему Эсону. Ему ключи отдаст.
Но его пасынок - Пелий ***завидовал ему,
как брата сверг, на трон воссел, известно лишь ему.
Несчастный его брат Эсон скрывался от врага.
За жизнь свою он опасался, она ведь дорога.
И вот родился у него маленький сын Язон.
Его кентавру он отдал, чтоб скрыть от всех, кто он.
Тебя Язон я воспитал, будто родное дитя.
Лелеял, над тобой дрожал, играл с тобой шутя.
Но вот пришла тебе пора узнать, кто твой отец,
Вернуть себе твои права, твой трон и твой венец.
От этой вести у Язона померкло вдруг в глазах.
«Так вот кто значит, мой отец!»,-
в ответ он восклицал.
«Теперь я знаю, что мне делать. Тебя благодарю!
Но знай, что я тебя, как прежде, как отца люблю.
Сейчас мне надо собираться и отправляться в путь,
чтоб с обманщиком поквитаться и трон себе вернуть».
Всё это слышал злой пастух, который был в кустах.
И он решил, что ему делать, на риск свой и свой страх.
Решил поговорить с Пелийем, его предупредить,
и, чтобы обогнать Ясона, его остановить.
Хотел за это получить он должность у двора,
и быстро тронулся он в путь, успеть чтоб до утра.
А по дороге встретил он старуху у реки, которая
ему сказала: «Сыночек, помоги.
Подай ты руку мне свою, чтоб одолеть реку.
Идти одна через неё, поверь, я не могу».
«Отстань старуха от меня, ведь мне не до тебя.
Пусть Мойра**** вещая придёт и заберёт тебя»,-
ответил так и был таков, пустился со всех ног.
Ему старуха смотрела в след, а вместе с ней и Бог.
Сидела, бормоча, старуха, кляла того врага,
но вдруг услышала шаги, прислушалась, как могла.
Вот на тропинке показался, идущий по ней Язон.
«Как здесь красавец оказался, и куда спешит он?»,-
старуха у него спросила, и, как его зовут.
«Язон»,- ей юноша в ответ. «А, что сидишь здесь тут?»
«Да, нету сил преодолеть мне этот быстрый ручей.
Подай же руку мне скорей и помоги ей- ей».
На что Язон её схватил и на руки поднял.
И будто с ребёнком на руках реку перебежал.
Но по дороге потерял сандалию свою.
«О, юноша, а ты герой! Тебя благодарю».
Она его благословила, он снова пошёл в путь.
Но по дороге пастуха он встретил, вот в чём суть.
Сидел пастух, не мог идти, чтоб обогнать его.
В пятку его вонзился шип, вот только и всего.
За этим издали наблюдала, держа в руке копьё,
Богиня Афина,***** ведь старуха вдруг
превратилась в неё.
***
Примечания:
*Язон(Ясон)- сын Эсона, наследника Кретия - царя города Иолка.
**Кентавр Хирон - полулошадь, получеловек. Над туловищем коня
над передними ногами вместо его головы был у кентавра
человеческий торс.
*** Пелий - пасынок Кретия.
****Мойра - их было три. Одна из них пряла нить жизни человека,
вторая помогала ей, третья перерезала нить, когда человеку
наступал черёд умереть.
***** Афина - Богиня мудрости. А. покровительница наук, она даровала людям законы, учредила ареопаг и стоит на страже порядка. Покровительница афинского народа, главное святилище в Афинах – Парфенон, в которой стояла покрытая слоновой костью и золотом гигантская статуя А.(работы Фидия). А. изображалась в виде суровой и величественной девы, чаще всего в длинном одеянии и в полном вооружении, с копьём, щитом и в шлеме. У ног А. обычно сидит священная птица - сова, иногда А. изображалась со змеёй ( пережитки тотемизма в культе А.) В Риме с А. отождествляли Минерву, богиню - покровительницу ремесла. Богиня считалась покровительницей врачевания (Минерва Медика - Целительница), ваятелей, музыкантов, поэтов.
***
3.
«Встреча Язона с Пелийем в Иорке».
Долго плутая по дорогам, пришёл в Иолк* Язон.
И в центре города на площади толпу увидел он.
Пелий с купанья возвращался, шёл к себе во дворец.
Но взгляд его остановился: пред ним предстал юнец.
Он был в одной сандалии, и вспомнил Пелий слова
жрецов Бога Аполлона; о том слыла молва.
Что будет царствовать он спокойно, жить в изобилии,
пока не встретит человека в одной сандалии.
«Он тебе гибель принесёт, запомни наш ответ.
Мы все не властны пред судьбой, хотим мы, или нет».
Горбун коварно улыбнулся, бросил взгляд из под бровей.
И стражнику отдал приказ: «Позвать юношу скорей!».
«Скажи нам, кто ты и откуда, куда держишь свой путь?
И может я смогу помочь, сделать для тебя что-нибудь?»,-
спросил он юношу в упор, когда тот подошёл.
И юноша ему ответил, так начав разговор:
«Я сын Эсона**, зовусь Язоном, Хироном*** воспитан я.
В лесах Пелиона я жил сиротою, не видя иные края.
Ищу я Пелийя, кто коварство лелея, отца моего разорил,
присвоил корону, усевшись на троне,
так душу свою погубил.
Хочу отыскать его, и наказать его,
и царство обратно вернуть,
чтоб свергнуть злодея, его не жалея,
вы мне укажите лишь путь».
«Идём же со мною, тебе я открою родные чертоги твои.
Ведь я тот Пелий и ты не робей, мы вовсе с тобой не враги.
По воле Богов я исполнил лишь долг, о том я тебе расскажу.
И то, что пред вами я не виноват, сегодня тебе докажу».
Не знал ещё юноша в жизни коварства, и сразу поверил ему.
По сути, он встретил, пусть сводного дядю,
и, всё - таки рад был ему.
Злорадно Пелий про себя ухмыльнулся,
что юношу перехитрил.
И начал он думать и планы вынашивать,
как бы он с ним поступил.
***
Примечания:
*Иолк - город, где царём был Пелий, сводный брат Эсона.
** Эсон-сын царя Кретия, чьё царство захватил Пелий.
***Хирон - кентавр, воспитавший Язона.
4.
«Язон даёт клятву».
Но шумно и радостно в доме Эсона, в него возвращается сын.
На встречу с ним едут все братья Эсона,
явившись к нему, как один.
Узнав, что Пелий зовёт в гости Ясона,
решили пойти вместе с ним.
Сказали: «Язон, ты ещё слишком молод,
с ним рискованно быть на один».
И вот, что сказал Пелий юноше смелому,
когда тот пришёл во дворец:
«Я отдам тебе в руки Иолкское царство,
и нашим спорам положим конец.
Но получишь ты трон и корону наденешь,
лишь исполнив, что хочет Творец.
И тогда, может быть, обвенчаешься скоро и жену
поведёшь под венец.
В Колхиду Язон ты отправиться должен,
Руно Золотое там взять,
привести в местный храм и для поклонения
священникам нашим отдать».
«Ну, что же клянусь это выполнить с честью,
чтоб волю исполнить Богов».
На что Пелий усмехнулся коварно,
в ответ, не сказав иных слов.
Надеялся он, что Язон не вернётся,
погибнет он в долгом пути.
Ведь так далеко то расположено царство,
к нему по морю надо идти…
***
5.
«Как строился корабль «Арго…».
Наконец, чтоб исполнить своё обещание, и Руно Золотое добыть.
он решил корабль строить, большой и величественный,
чтоб на нём за трофеем отплыть.
Закипела в Иолке активно работа, отовсюду стекался народ.
Ради этого важного, смелого дела все стремились, кому повезёт.
Сюда прибыли плотники из Пирея, кормчие с Эвбеи* и Саламина.*
Ну, а старый Эсон лишь грустил об одном,
что быть может, не дождётся он сына.
Прибежал к ним, как быстрый лесной олень победитель вепря Мелеагр**,
и покоритель того Минотавра*** -Тесей****,
а с ним друг его, а не враг.
Все собравшиеся были не сказано рады,
что отправятся с ними Анкей,*****
дети северного Бога Борея, а так же с ними Пелей****** и Линкей.
Да и тот, кто искусно рулём управлял,
и соперник Линкея, Тифий,
а также известный фракийский певец, несказанно прекрасный
Орфей.
Близнецы от великой Богини Леды*******: Кастор и брат
Полидевк.
В руке каждый из них держал копьё,ухватив его крепко за древко.
Позже, к ним присоединился могучий и сильный Геракл.********
Он отправиться в путь с ними тоже решился:
не мог горе забыть он никак.
Но раньше, ещё задолго до этого, зазвучали в лесу топоры.
То известный строитель по имени Агр, стал использовать леса дары.
Лесорубы валили огромные сосны, собирали в полях коноплю.
Из неё, чтобы судно затем конопатить, изготавливали тут же пеньку.
На кострах ароматные смолы варили, чтобы ею заделывать дно.
Все старались и очень,очень спешили, так как времени мало дано.
Наконец завершили люди строительство,
и предстал перед ними корабль.
Он такой был огромный ,такой был величественный,
будто сам предлагал плыть с ним вдаль.
***
Примечания:
*Эвбеи и Саламин – названия греческих островов.
**Мелеагр – герой этолийских сказаний, сын царствовавшего в Калидонии Ойнея и Алтея, участник похода аргонавтов и Калидонской охоты. Согласно одному из древнейших мифов, Алтее было предсказано, что её сын умрёт, как только догорит пылавшее в это время в очаге полено. Алтея вынула головню из пламени, погасила её и спрятала в ларец. Так М. остался жив и достиг зрелого возраста. В калидонской охоте против чудовищного вепря посланного оскорблённой Артемидой, которой Ойней забыл принести жертвоприношение перед жатвой, участвовали дядя М., брат его матери Плексипп, братья Ид и Линкей, Диоскуры, Тессей, Пейритой, Адмет, Ясон, Пелей, Ификл, Амфиарай, Теламон и охотница Аталанта, в которую влюбился М. После того как Аталанта первая ранила звер , вепрь был убит М. Между охотниками разгорелся спопр о том, кто из них должен получить награду победителя – голову и шкуру чудовища. М. присудил награду Аталанте, но Плексипп отнял её у охотницы.Разгневанный обидой, нанесённой его возлюбленной, М. убил Плексиппа и его брата. Алтея, мстя за гтбель братьев, умертвила М., бросив в огонь головню, от которой зависела жизнь М. В последствии Алтея, охваченная раскаянием, покончила жизнь самоубийством. Безутешные сёстры М. не переставали оплакивать его гибель до тех пор, пока сжалившись над ними Артемида не превратила их в цесарок.
***Минотавр - полубык - получеловек, рождённый женой критского царя Миноса от связи со свящ. быком бога Посейдона.
****Тесей – аттический герой, сын Афинского царя Эгея( вариант Посейдона) и
трезенской царевны Этры. Воспитывался в доме деда, трезенского царя, среди его наставников был кентавр Хирон. Когда юноша возмужал, его мать открыла ему, кто его отец.Т. легко поднял скалу, достал меч отца и сандали, который тот ему оставил, и отправился в Афины, избрав не морской, а более опасный сухопутный путь. По дороге герой испытал ряд приключений:1.Около Эпидавра он умертвил сына Гефеста, разбойника Перифета, прозванного Коринетом (Дубиноносцем), который дубиной убивал путников.2.Проходя Истмийским перешейком ,Т. убил разбойника Синнида, по прозвищу Питиокампт (Сгибатель сосен).Синнид ловил путников, привязывал их к верхушкам согнутых деревьев и , отпустив сосны, разрывал людей пополам.Герой разорвал разбойника таким же способом.3.На границе Мегариды и Аттики Т. убил Скирона, грабившего путников. Разбойник заставлял их мыть ему ноги и затем сталкивал несчастных с утёса.4.В Эвлевсине Т. победил великана Керкиона.5.У реки Кефис герой убил Дамаста, по прозванию Прокруст(Вытягиватель).Разбойник укладывал путешественников на кровать и, если ложе было длинным, растягивал своих гостей, ломая им кости; если же ложе оказывалось коротким, отрубал путникам ноги . Когда Тиссей прибыл в Афины, жена Эгея, Медея, опасаясь, что у её сына Меда будет отнята власть, уговорила мужа, не узнавшего в юноше своего сына, отравить Т. Однако на пиру Т. снял отцовский меч, и Эгей узнал сына. Медея с сыном бежали в Колхиду. Эгей объявил Т. наследником царства. В Аттике Т. совершил ряд подвигов. Он поймал марафонского быка( перевезённого Гераклом с Крита) и принёс животное в жертву Аполлону Дельфийскому. Важнейшим подвигом Т. было уничтожение Минотавра. Он отправился на остров Крит на съедение к Минотавру в числе обречённых на смерть семи юношей и семи девушек, которых ежегодно посылали в качестве выкупа, афиняне царю Миносу. Дочь
Миноса, Ариадна, полюбила Т., и с её помощью герой убил Минотавра. Афины были избавлены от страшной дани. Т. увёз Ариадну, но покинул её на о-ве Наксос, где она вскоре стала жрицей и супругой Диониса. Эгей увидел с высокого берега приближающийся корабль с чёрными парусами( сын обещал ему в случае победы поднять белый парус, но забыл об этом) и в отчаянии, думая, что его сын погиб, бросился в море.Т. стал царём. В античные времена Т. считался историческим лицом, его биографию написал Плутарх.
*****Анкей – друг Мелеагра в борьбе с Минотавром.
******Пелей (Пелевс) – фессалийский герой, имя которого, по- видимому, связано с названием горного хребта Пелион, сын эгинского царя Эака и Энтеиды, брат Теламона, вместе с которым они убили их брата Фока. Изгнанный отцом из родной страны, П. поселился в Фессалии у царя Фтии Еврита, на дочери которой он женился. Участвуя в Каледонской охоте, П. нечаянно убил Еврита, после чего вынужден был покинуть Фтию и перебраться в Иолк к своему другу, царю Акасту. Наиболее известен миф о женитьбе Пелей на Фетиде, от этого брака родился Ахилл.Принимал участие в походе
Аргонавтов, в походе Геракла на Трою. Пережил Троянскую войну и умер глубоким старцем на Косе, изгнанный из Фессалии.
*******Леда - супруга спартанского царя Тиндарея. Зевс, пленённый
красотой Леды овладел ею, обратившись в лебедя. От этой связи родились близницы Кастор и Полидевк.
********Геракл - сын Зевса и смертной женщины Алкмены.
Переживал горе от того, что одурманенный богиней безумия Атэ, убил своих детей.
6
«Отплытие Аргонавтов».
Ещё не успела румяная Эос*
подняться над гладью морской,
и звёзды с небес вместе с яркой Селеной**
уж гасли над грешной землёй,
спустили на воду огромный корабль,
как лебедь он был на воде.
Смотрела с кормы на них грозно Афина,***
чтоб быть с моряками везде.
А на борту судна под парусами алело названье - «Арго».
Взошли на корабль аргонавты с молитвой
к Нефеле****, чтоб им повезло.
А на носу впереди, стал весёлый и отважный Линкей,
А сзади него за рукоятку кормила взялся упрямый Тифий,
И вот закипела под ударами вёсел и вспенилась вихрем вода.
А с берега, уходящему судну, призывно кричала людская толпа.
С высокой скалы смотрел на гладь моря,
туда, где виднелся корабль,
старый Эсон, со слезами от горя,
рукой благословлял сына в даль.
Внезапно над морем послышались звуки,
они плавно над морем плыли.
И были они и нежны и божественны, и на души тоны легли.
С мелодией вместе послышался голос, от него присмирела волна.
И чайка устало спустилась на волны, забыв, что в полёте вольна.
От этого пения и игры на кифаре, что
исполнял для них юный Орфей,*****
все аргонавты были словно в ударе, позабыв, что плыть надо скорей.
И пел им Орфей, чтоб они в путь отправились,
чтобы подвиг великий свершить.
Золотое Руно отыскать и доставить, путь к
родимой земле не забыть.
Что придётся им много пройти испытаний,
посетить и узнать много стран.
Обойти все моря, переплыть океаны, так как Богу обет ими дан.
***
Примечания:
*Эос – Богиня утренней зори.
**Селена-Луна
***Афина – Богиня мудрости, и покровительница всякого искусства.
****Нефела- властительница туч и облаков.
*****Орфей- Орфей - фракийский певец, сын музы Каллиопы, спустившийся за своей женой Эвридикой в ад.
7.
Встреча аргонавтов с Кизиком.
Наступило уже новолуние.
Ночи стали, как чёрный топаз.
И не видно ни зги здесь повсюду,
сколько бы не смотрел со всех глаз.
Только зоркий Линкей* в упор смотрит.
Вот в дали показалась земля.
За скалою - уютная бухта, а за ней - городок и поля.
Правил городом юный царевич.Его звали - мудрый Кизик.
И гордились им здешние долионы, хотя народ и был невелик.
Дело в том, что у самого города
возвышалась большая гора.
Вдоль - ущелье покрытое лесом, но оно не сулило добра.
Жили в нём чудища великаны.По шесть каждый из них имел рук.
И у жителей они похищали
то их жён, то любимых подруг.
Только воля Богов их спасала, не давая их всех истребить.
И долины всё время гадали,как бы чудища им победить.
Когда судно они увидали, то послали навстречу гонца.
С радостью аргонавтов встречали,
улыбался Кизик им с крыльца.
Долго вместе они пировали, ублажая гостей и подруг.
Лишь к утру веселиться устали
и пошли прогуляться на луг.
А когда заря засеяла,
аргонавты отправились в путь.
Но как только они вышли в море,
им обратно пришлось повернуть.
На скале чудища показались,
они камнями бросали им в след.
Так проход в бухту загромождали,
а другого из неё выхода нет.
Тогда взял Геракл, лук и стрелы
и осыпал тех чудишь "дождём".
Вслед за ним встали все агронавты,
чтоб сразиться щитом и мечом.
Победили в бою они чудишь, ликовал от восторга народ.
Наконец снова с ними простившись, они мирно
покинули город.
К вечеру ,только месяц проснулся,
их корабль повернуло вдруг вспять.
Ветер в море переменился и "Арго" вдруг вернулся опять.
Но как только причалили к берегу,
на них войско напало во мгле.
Не смогли разобраться, в чём дело,
плохо видели в кромешной той тьме.
И решили, что те великаны, снова
в схватку стремятся вступить.
И пришлось в том сражении кровавом
много ворога им погубить.
А когда над землёй взошло солнце,
то сердца охватила их боль.
Вместо чудишь убили часть долинов.
Этим самым сыграв злую роль.
А те приняли из за пиратов,
что внезапно вошли через порт.
В битве Кизик сражён был Язоном
и скорбел по нему весь народ.
И супруга Кизика – дочь Меропа*
не смогла горе то пережить,
и кинжал себе в сердце вонзила,
чтобы мукам конец положить.
Распрощались наконец арнонавты,
справив тризну по прежним друзьям.
Снова в путь они направлялись к
неизвестным и далёким краям.
***
Примечания:
*Линкей – 1.Мессенский герой, сын Афарея; отличался необычайно острым зрением, его взор мог проникать сквозь землю и камни. Л.и его брата Ида мифы частот называют Афареидами. Братья принимали участие в Калидонской охоте и в походе аргонавтов. Наиболее известен миф о битве Афеидов с Диоскукрами из-за похищения последними невесты Л., Гилаиры. Во время этой битвы Л. был убит Полидевком.
2.Сын Египта, муж данаиды Гипермнестры, единственной из данаид, пощадившей своего супруга.
**Мероп(Меропс)-отец Евмела. После неожиданной смерти своей жены,
Нимфы Эвхемии, М. хотел покончить с собой. Гера поместила М. на небе как созвездие Орла.
8.
"Геракл покидает Аргонавтов"
Всё дальше и дальше уносит "Арго" по волнам
шумящего моря.
Но меньше всего ожидали друзья,
что снова настигнет их горе.
Вот остров Мизик показался в дали,
и склон его каменистый.
Внезапно о камни сломалось весло,
но и виден берег лесистый.
Геракл вместе с воином отправился в лес,
чтоб сделать весло им в дорогу.
Но сколько не ждали его, он исчез,
как будто отправился к Богу.
Пытались они их следы отыскать, только было всё
бесполезно.
Пропали они, их нигде не видать,
как будто растворились бесследно.
Язон был в печали, в глубокой тоске и ждал вестей,
хоть откуда.
Решиться не мог вновь отправиться в путь,
оставить в беде не мог друга.
Но вдруг из воды показался Бог Главк*,
рукою схватил за борт судно.
Сказал:" Не погиб ваш Великий Геракл,
понять, что случилось с ним трудно...
Исчез он отсюда по воле Богов, чтобы служить царю Эврисфею**,
двенадцать подвигов чтоб совершить,
об этом поведать вам смею.
Он в Греции снова, ликует народ, его никогда не забудут!
В историю мира навек он войдет и люди гордиться им будут".
Узнав о той вести, что жив их Геракл,
Язон приказал отправляться.
И верный и преданный ему Теламон*** тоже стал улыбаться.
***
Примечания:
*Главк- 1.Беотиское божество рыбаков и мореходов(обычное прозвище Понтий).Подобно Пртею и Нерею,Г. Предвидел будущее и мог открывать его людям.Миф связывает Г. С походом аргонавтов( он один из строителе корабля «Арго», его рулевой и т.д).По одному из мифов, Г. – беотийский рыбак, который, отведав волшебной травы, бросился в море, где Океан и Тетия сделали его морским божеством.
Позднейшие мифы рассказывают о любви Г. К нимфе Скилле, которую ревность волшебницы Кирки превратила в морское чудовище(Овидий).Г.изображается в виде получеловека- полурыбы,
Со старческим лицом, длинной бородой и волосами до плеч.
2. Сын критского царя Миноса и Пасифаи; ребёнком попал в сосуд с мёдом и утонул. Прорицатель Полиид оживил мальчика при помощи
чудесной травы.
3.Коринфский царь, сын Сисифа и Меропы, отец Беллерофонта, разорванный своими конями; считался божеством, пугающим коней на бегах(Тараксипп).
4.Предводитель ликийцев, внук Беллерофонта, один из храбрейших союзников троянцев в войне.
**Эврисфей(Еврисфей)-царь Тиринфа и Микен, сын Стенела и дочери Пелопа, Никиппы, которому служил Геракл.
***Теламон- сын Эака, брат Пелея, супруг Главки, затем Перибеи и Гесионы, отец Эанта Большого, участник похода аргонавтов, спутник Геракла в войне против Трои и против амазонок, принимал участие в Калидонской охоте. Когда Геракл взял Трою, Т. досталась Гесиона, ставшая матерью Тевкра.
2.Прозвище Атланта, поддерживающего небосвод.
9.
"Финей* и аргонавты".
Пришлось испытать множество злоключений:
то в схватку вступал Полидевк**,
то яростно буря бросала на скалы, и море было будто вертеп.
Но вот показался вдали берег Фракии, и к ней устремился
корабль,
пополнить запасы, узнать, кто живёт в ней,
и кто ждёт их, друг, или враг.
Увидели дом, что стоял на возвышенности,
но было пусто кругом
И в полном от этого недоумении,решили узнать, кто есть в нём.
Навстречу к ним вышел глубокий старик едва на ногах он держался.
Он так изнемог и так исхудал, один лишь скелет и остался.
Спросили его: " Как с ним это стряслось,
и кто довёл его до такого?"
В ответ старик на них лишь взглянул и поскорей призвал Бога.
Затем попросил приготовить еду и посмотреть, что с ней будет.
Тогда аргонавты устроили пир такой, что никто не забудет,
Лишь только они уселись за стол, как гарпии вдруг прилетели.
С когтями и крыльями, будто у птиц, на них девы гневно смотрели.
Набросились жадно они на еду, и та вся исчезла мгновенно.
Всё это было словно в чаду, что трудно понять совершенно.
Покончив с едой "птицы" ринулись прочь,
но их догнали Каланд*** с Зетом.***
И стали мечами они "птиц " рубить, в союзе с отцом своим
Ветром.
Но вдруг заиграли лучи в облаках, окрасив их радужным цветом.
Богиня Ирида**** спешила им вслед от Зевса с горящим приветом.
Для гарпий приказ она принесла, чтоб больше не трогали старца.
Чтоб больше не ели чужую еду, и велено им с ним расстаться.
Исчезла Ирида и гарпии с ней, и смог, наконец, поесть старец.
Пришёл его мукам долгожданный конец, и больше он не скиталец.
За это Язона он благодарил и дал совет на дорогу:
"Чтоб сразу, как только прибудут в Колхиду,
молитву направили к Богу.
Но только одна вам может помочь добыть Руно Золотое,
прекрасная будто звёздная ночь и пенное море прибоя.,
Её Афродитой***** люди зовут и воздают хвалу Богу.
Скорее друзья собирайтесь вы в путь, вам ветер укажет дорогу".
***
Примечания:
* Финей- царь Салмидесса во Фракии, сын Агенора(или Феникса), получил от Аполлона дар предвидения.Разойдясь с женой Клеопатрой( дочерью Борея,Ф. женился на Идее( дочери Дардана).По наветам новой жены Ф. ослепил своих двух детей(вариант:жестоко истязал детей), за что Зевс покапал его, предложив избрать смерть или слепоту.Ф. избрал лишение зрения.Гелиос, раздражённый тем, что смертный добровольно согласился никогда не видеть солнца, послал к Ф. Гарпий, которые похищали и грязнили его пищу, и вечный голод терзал несчастного.По другому сказанию,Ф. ослепили аргонавты Калаид и Зет(Бореады), братья отвергнутой им Клеопатры.По распространённому мифу, Бореады прогнали гарпий и освободили Ф. Эсхилл и Софокл написали трагедии о Ф.( не сохранились).
**Полидевк(Диоскуры)- брат - близнец Кастора, сын Тиндарея и Леды. По позднейшему мифу, лишь Кастор- сын Тиндарея, отцом Полидевка считался Зевс, даровавший сыну бессмертие, по другому сказанию, оба близнеца- сыновья Зевса.Наиболее распространённые мифы говорят о трёх подвигах Диоскуров: освобождении их сестры Елены, похищенной Тесеем,участие в походе аргонавтов, в котором Полидевк победил Амика, и битве с сыновьями царя Афарея., Идом и Линкеем. У последних Д. похитили невест, Фебу и Гилаиру, дочерей Левкиппа( вариант: похитили стада).В схватке от руки Ида погиб Кастор,Полидевк убил Линкея, а затем Зевс молнией испепелил Ида.Не желая пережить брата, Полидевк просил Зевса послать ему смерть.Зевс позволил ему уделить половину своего бессмертия брату, и с тех пор Д. день проводили в подземном царстве, а день на Олимпе, среди богов.(По другому мифу, в то время как один из них находится на Олимпе, другой пребывает в Аиде.)По некоторым преданиям, Зевс в награду за братскую любовь Д. сделал их созвездием Близнецов( или утренней и вечерней звездой).
***Каланд(Калаид,Калаис)- один из Бореадов, участник похода аргонавтов.
***Зет -1.Брат Калаида - один из Бореадов, участник похода аргонавтов.
2.Брат Амфиона.
Бореады: крылатые сыновья Борея и Орейтии, освободили слепого Финея- мужа своей сестры Клеопатры от Гарпий.По позднейшему мифу, Б. убиты Гераклом на острове Тенос, герой отомстил им за то, что в походе аргонавтов они посоветовали покинуть Геракла,отправившегося на розыск Гила.
Борей - бог северного ветра, сын Астрея( звёздного неба) и Эос ( утренней зари),
брат ветров Зефира, Евра, Нота.Обиталищем Б. считался Салмидесс(Фракия).Б. унёс дочь Эрехтея, Орейтию, и женился на ней; их дети- Каланд и Зет(Бореады),Клеопатра(жена Финея) и Хиона(возлюбленная Посейдона).Как супруг афинской царевны,Б.считался "зятем афинян".После гибели части персидского флота от бури у о-ва Евбеи афиняне воздвигли Б. алтарь. Б. изображается в виде сильного мужчины, летящего на огромных крыльях.В переносном смысле Борей- порывистый, холодный ветер.
****Ирида - богиня радуги. По представлениям древних, радуга соединяла небо и землю, поэтому Ирида считается посредницей между богами и людьми, передающей волю богов. В отличае от Гермеса, И. выпоняет приказания Зевса и Геры, не проявляя своей инициативы. По Гесиоду, И.- дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Гарпий. И. изображалась обычно рядом с герой в виде крылатой девушки, держащей в руках кружку.Этой кружкой И. доставляла воду облакам. Иносказательно - вестница.
*****Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы. Вариант: А. возникла
Из морской пены; отсюда прозвище А. Анадиомена (Выныривающая).
С оформление олимпийской религии А. становится богиней чувственной любви, красоты и любовного очарования. Культовые
прозвища А.: Киприда,Пафия, Пафосская богиня, Киферия (Цитера).
Постоянный атрибут - её чудесный пояс, в котором скрыта тайна её о обаяния. Рассматривается, как супруга Гефеста. Изменяла ему с богом
войны Ареем. Мифы приписывают А. пятерых детей от Арея: Гармонию, Эрота, Фоба и Дейма.Два последних божества не имели отношения к культу А., но, как спутники Арея, были признаны его сыновьями от А. Сыном А. от Гермеса считался Гермафродит. От героя Анхиса у А. был сын Эней. А. постоянно сопутствовали Оры, Хариты и её сын Эрот. В сказаниях о Троянской войне она выступает на стороне троянцев. В Риме культ А. сливается с культом Венеры,
местной богини плодородия и растительности.
р
© Copyright: Наталья Солошенко, 2014
http://www.stihi.ru/2014/06/12/3438
____________________
Золотое руно
Я вечерней порой прохожу по дороге.
В простынях облаков задремала заря
И деревья мне щедро бросают под ноги
Золотое руно ноября.
А по осени воздух душистей и ярче,
Откровенней и слаще печали томят
И недаром, наверное, что-нибудь значит
Золотой ее поздний наряд.
Позолоту, клянусь, никогда не любила.
Мне милей серебристая лунность воды,
Полумрак тишины и небес сизокрылость,
Да костра фиолетовый дым.
Этим листьям понравилось под ноги падать,
То ли в грусть, то ли в радость явления суть…
Золотою казною осенняя память
Обозначила пройденный путь.
Вот и выдался мой листопадовый вечер,
Позволяющий думать: что было – не зря!
Как заботливый друг, он накинул на плечи
Золотое руно ноября.
Изба-чит.
© 18.07.2013 Элеонора Татаринцева
___________________
Золотое руно
Джон Магвайер
Июль безгрешен и слезлив,
с восхода тучи, караваном,
идут за солнечным бараном
и льют молочные дожди.
И я иду за ними, вслед,
за золотым руном охотясь,
локтями рассекаю плоть их,
готовлю призракам обед.
Грохочет старый барабан,
сверкают молнии в капканах,
даль отзывается варганом,
бросая дань в закатный чан.
Омытая рекой луна
ночь стелет на полях лебяжьих,
покуда отдыхает стража,
скользну с небес с куском руна.
© John Maguier
© Джон Магвайер, 2017
http://www.stihi.ru/2017/07/04/5998
___________________________
Женский идеал поэта
Сергей Жигалин 12
Прекрасна женщина! При этом
мы жаждем чистоты, тепла...
и чтоб нарядная была!
Тепло и свежесть. Бабье лето.
Вот женский идеал поэта...
© Сергей Жигалин 12, 2017
http://www.stihi.ru/2017/08/28/3314
СТИХИ
О. Э. Мандельштам
***
Я вздрагиваю от холода, —
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото,
Приказывает мне петь.
Томись, музыкант встревоженный,
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты брошенный,
Подхватывай легкий мяч!
Так пот она, настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась!
Что, если, вздрогнув неправильно,
Мерцающая всегда,
Своей булавкой заржавленной
Достанет меня звезда?
1912
***
На перламутровый челнок
Натягивая шелка нити,
О пальцы гибкие, начните
Очаровательный урок!
Приливы и отливы рук, —
Однообразные движенья,
Ты заклинаешь, без сомненья,
Какой-то солнечный испуг,
Когда широкая ладонь,
Как раковина, пламенея,
То гаснет, к теням тяготея,
То в розовый уйдет огонь!
1911
ЗОЛОТОЙ
Целый день сырой осенний воздух
Я вдыхал в смятеньи и тоске.
Я хочу поужинать, и звезды
Золотые в темпом кошельке!
И, дрожа от желтого тумана,
Я спустился в маленький подвал.
Я нигде такого ресторана
И такого сброда не видал!
Мелкие чиновники, японцы,
Теоретики чужой казны.
За прилавком щупает червонцы
Человек, — и все они пьяны.
«Будьте так любезны, разменяйте, —
Убедительно его прошу, —
Только мне бумажек не давайте —
Трехрублевок я не выношу!»
Что мне делать с пьяною оравой?
Как попал сюда я, боже мой?
Если я на то имею право, —
Разменяйте мне мой золотой!
1912
Золотистого меда струя из бутылки текла
О. Э. Мандельштам
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела.
«Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем», — и через плечо поглядела.
Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь — никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни,
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы — на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: «Виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке,
В каменистой Тавриде наука Эллады, — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки».
Ну, а в комнате белой как прялка стоит тишина.
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена, другая, — как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
1917
Источник https://wysotsky.com/0009/416.htm#002
***
В начале было… Мы в каждой теме форума последовательно рассматриваем, излагаем объекты и явления того или иного царства, а понимание сути? Понимание сути без целого восприятия, без других тем-царств невозможно. То и дело, из каждого пункта-сообщения идут многочисленные ответвления и смысловые связи ко всем другим. Начала и конца нет. Нет первого или последнего «царства» (части). Есть смысловой объём. С первого прочтения мало что понимаешь, возвращаешься вновь и вновь…
Свидетельство о публикации №117081709483