Прекрасное 4

(Продолжение работы Чернышевского "Критический взгляд на современные эстетические понятия.".)Конспект. В скобках - № страницы в кн. - см. Прекрасное 1. В двойных скобках - мои комментарии.)

2э. БЕЗОБРАЗНОЕ - ИСКЛЮЧЕНИЕ ЖИЗНИ.
((А прекрасный предмет, шкатулка, гармония функций и формы у топора? - всё это мёртвые вещи. Но по мысли автора - они напоминают о живом, связаны с жизнью и разумом человека.))

2ю. КРАСОТА.
Полное проявление идеи в живом существе. ((Чисто субъективна.)) Живое “прекрасно не само по себе, а как орган, в котором осуществляется идея”.
Но для нас главное, чтобы существо было живым.Главное - жизнь, она лишь проявляется в идее. Прекрасное вполне сущее.
Автор: прекрасное - объективно прекрасно, не есть выражение нашей фантазии.  По обыкновенным понятиям человек видит прекрасное в природе лишь через очки фантазии.
Человек “просто любуется”, эстетик вкладывает в “любование разные свои эстетические идеи. (Отходит от жизни в абстрагирование: подкоп под эстетику. Мы знаем какой вред жизни принесла концепция Ч. - “прекрасное это жизнь”: обыденность стала третировать науку, эстетику, развернулась настоящая война между писателями и критиками; все недостатки “реализма” (прославление труда в искусстве и пр.) - отсюда. А главным представителем и царём жизни оказался обыватель-в-плену-у-власти.Культ жизни привёл к “мёртвому духу”.))

2я. ПРЕКРАСНОЕ  И РОДОВАЯ ИДЕЯ.
Оно - соответствие родовой идее, хорошее в своём роде. ((А у автора это культ человека.)) Но  это определение слишком широко и прилагается не только к прекрасным предметам. В гадкой лягушке хорошо выразилась идея лягушки. Много вещей и существ безобразных. Не во всём выражается идея прекрасного. Нельзя смешивать идею прекрасного с идеей вообще. ((Однако, и идея прекрасного - идея, как таковая она субъективна; мы не можем адекватно воспринять жизнь и отразить её без доли фантазии. Жизнь одно, наше представление о жизни, наша идея жизни и её осмысление - другое.))
По обычным понятиям прекрасное тождественно с понятием существования - проявление идеи -с “деятельностью”...
Но идея не проявляется в предмете вполне, лишь кажется проявленною. Нам кажется, что идея проявилась вполне и этот предмет становится прекрасным. Это самообольщение, призрак. (216-217.) Но это мнение “эстетиков”, которые смешивают прекрасное в частности со всем существующим вообще.И прекрасное становится иллюзией. Нужны новые понятия. ((Но фактически автор застревает на субъективизме, как и эти противные “идеалисты”. ))

3а. ПРАВИЛЬНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ГЕРМАНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Образ.Воплощение.Общее и частное.
В области прекрасного господствует образ.
2 Надо облекать общие понятия в искусстве в живые лица, выражаться посредством событий и ощущений.
3. Не сухие общие понятия, но общая мысль, прикрытая частными примерами.

3б. МЫСЛЬ.
Самая ложная и односторонняя имеет в себе нечто справедливое. Ей поэтому верят, принимают за истину. (=справедливое как опора.)(247.) ((Т.е. “нет дыма без огня”.)) Открыть во лжи истину или показать из какой истины она вышла - уничтожить ложь. Основания ложных понятий о красоте.

3в. ПРЕКРАСНОЕ И ИДЕЯ,
П. есть проявление идеи - вредное сейчас заблуждение. (248.)

3г. ОЦЕНКА ЧУЖОГО. АНТРОПОМОРФИЗМ.
Простой человек хочет чтобы у других всё было как у него. Так судит о чужих нравах и о явлениях природы. Дерево веткой хлестнуло - побило, как он соседа, сердится. И пр. (249.) Вот основание мнения об идее (См. 3в.)

3д. ПРИРОДА И ИДЕИ.
“В природе нечего искать идей”.Разнородная материя с разнородными качествами. Их столкновение.
Стало быть, ложно и мнение о соответствии вещи родовой идее. Нам это “кажется”. (250.)
 
3 е. ПОЛЬЗА. ПРЕКРАСНЫЙ ПРЕДМЕТ- самостоятельный, вне пользы от него.Это не всегда. Польза эстетического удовольствия для человека. Но это не корысть эгоиста. И корыстное чувство может возвыситься  до поэзии, если в нём порыв к жизни., радость от обеспечения своего существования. В Акакии Акакиевиче больше поэзии, чем в статуях Венер…

3ж. ГЕРОЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Вчерашний день. Персонажи - обычные люди (Дикенс, Теккерей). (252.)

3з. ПРЕКРАСНЫЙ ПРЕДМЕТ И ФАНТАЗИЯ. Память. Предмет. Это не от фантазии, а от зрения человека. Материальная сторона вся остаётся при предмете. Пейзаж не декорация.
Она участвует в генезисе оценки. Но не изменяет предмет, - сила воспоминания и сравнения.Сравнение предмета с нашим понятиям о жизни.
Ошибочное - “Фантазия в отдельном предмете собирает всю полноту идеи, рассеянную во множестве вещей.” Этого не бывает. Но часто предмет напоминает о других такого же рода. Видим льва - припоминаем других львов и т.п.  Усиление впечатления. Но это воспоминание может и не быть.(253.) Самое высокое и сильное наслаждение без припоминаний.
Другая ошибка: Фантазия уничтожает материальную сторону предмета”, оставляя лишь его оболочку, поверхность. Так не всегда.  Но больше здесь видим, а не слышим. А зрение видит поверхность, оболочку предмета. (254.)

КОНЕЦ СТАТЬИ.


Рецензии