Как сочиняются стихи...
поделиться опытом сочинения стихов или открыть тайны творческого процесса, вы
ошибётесь. Для этого существуют специальные книги, в которых умудрённые жизнью
учёные, лингвисты, редакторы и т.п. подробно излагают теорию и практику
поэтического дела. Кроме того, в связи с повышенной грамотностью населения и
наличием многообразных поэтических сборников бумажного и электронного вида, ныне
повышается возможность самообразования. Кстати, в дореволюционной России молодые
дворянские девушки и юноши были обязаны к отрочеству, помимо умения танцевать,
знать французский и реже немецкий, уметь вышивать и т.п., уметь сочинять стихи и
рисовать. Именно этим и объясняется на мой взгляд такой всплеск в развитии
русской литературы и художнической школы в России 19-ого века.
Так о чём же тогда автор хочет поговорить? А хочу я поговорить о том,
почему стихи начинают сочиняться и почему у разных поэтов или скажем поэтических
натур- стихи такие разные. Нет не по содержанию, что естественно, а разные по
сложности и глубине, по наличию мысли и по характеру изложения.
Итак, почему стихи начинают сочиняться? На этот вопрос существуют десятки
ответов, и практически все они правильные, но не отвечают на вопрос до конца.
Действительно. Я сейчас перечислю некоторые причины, заставившие или
подтолкнувшие будущих поэтов к сочинительству. Вот перед Вами небольшой списочек,
где фигурируют: несчастная любовь; счастливая любовь; смерть близкого человека
или хорошего знакомого; рождение человека; свадьба, развод; успех; неудача;
победа; поражение и т.д. Короче, получается, что практически любое событие в
жизни будущего автора может сыграть роль детонатора в начале его поэтической
жизни. Допустим, автор может сам назвать точную причину начала его поэтического
творчества. Или это смогут позднее сделать литературоведы или журналисты-эти
пираты духа. Допустим. Но далее следует совсем непонятное. Человек, переживший
трагедию, вдруг начинает сочинять юмористические стихи. Другой будущий поэт,
только что сыгравший свадьбу с любимой девушкой, начинает вдруг свою поэтическую
деятельность с баллады о топоре. А ещё один будущий творец, только что
получивший признание всего учёного мира, начинает сочинять с написания грустных
сонетов о неудачном мироощущении. Ну и так далее и тому подобное. И вот тут-то,
как мне кажется, мы вступаем в область психологии и психиатрии, в эдакий
фрейдизм. Но поскольку лично я с трудами Фрейда не очень знаком, да и не являюсь
специалистом психологом или психиатром, то я попробую поразмышлять вместе с вами
несколько о другом.
Человек, человек мыслящий(homo sapiens) тем и отличается от животного,
что он мыслит. Кто-то из великих людей прошлого сказал:" Я мыслю, следовательно я
существую". Но мыслит человек по разному. Один соображает медленно, другой
быстро; для одного главное простота во всём, а для другого - решение сложных
задач-в самый кайф; кто-то от природы весел, находчив, а кто-то меланхолик и
не инициативен; кто-то образован и умён, а кто-то "образованец" и достаточно глуп;
ещё есть и черты характера- тщеславность и честолюбие, ироничность и
эгоистичность и так далее, и так далее, и так далее. Вот всё это находится в
мозгу человека и называется мозговой деятельностью или мыслительным процессом. У
одного человека может быть несколько таких мыслительных черт, а у другого
человека присутствуют иные эти черты, но главное, что у человека присутствуют
сразу несколько(у одних больше, а у других меньше) таких мыслительных черт. Вот
теперь и можно объяснить изменение характера творчества человека, как в начале,
так и в процессе его поэтической деятельности, объяснить наличием в его мозговом
аппарате нескольких мыслительных черт. Именно поэтому, человек, переживший
трагедию, включает, благодаря деятельности мозговых извилин, защиту в виде юмора,
а другой человек, только что сыгравший свадьбу, страстно любящий свою жену,
представляя возможную её измену в будущем, сочиняет балладу о топоре.
Я перечёл написанное и понял, что если на вопрос о том," почему у поэтов
стихи такие разные по форме и по духу" я более или менее сумел ответить. то на
вопрос " почему люди начинают сочинять именно стихи, поэмы и т.п.", я ответил
недостаточно полно. Приведя всякие примеры, я попытался объяснить на самом деле,
почему люди начинают сочинять и так и не ответил: а почему появляются именно
поэты? Я немного поразмышлял и понял, что ответ лежит на поверхности. Мыслящий
человек мыслит словами,состоящими из букв,озвученных нашими языками. Вот эти
звуки букв и сочетаний(Бэ-Вэ; Жэ-Зэ; эН-эМ и т.д.), эти звуки- шум ветра и
морского прибоя, капли дождя и тишина спящего города, тиканье часов и шуршание
автомобильных шин, а в далёком прошлом и, к сожалению, в настоящем- залпы
артиллерии, автоматная очередь и гул летящих самолётов- всё это создаёт красоту
ритма и музыку. А ритм и музыка- это одни из главных родителей поэзии. Человек,
как антенна, улавливает эту музыку и ритм природно-бытовых явлений и начинает
сочинять в такт дождю, часам, завыванию ветра и т.д. То есть, мыслительный
аппарат человека посредством языка перекладывает принятую музыку и ритм в
поэтические строчки, строфы, стихи и поэмы.
Я снова перечёл написанное и открыл для себя, что я так и не ответил на
вопрос "почему к одним людям приходят эти поэтические способности, а к другим
нет". Я подумал, ещё раз перечёл свою статью, подумал ещё и понял, что я не
знаю, почему так происходит. И я решил, что это хорошо, когда в любом
исследовании остаётся какая-то тайна или загадка, и когда в конце произведения, в
том числе и этой статьи, не стоит точка, а появляется многоточие...
Свидетельство о публикации №117081702852
Сирожа Боцманков 17.08.2017 10:17 Заявить о нарушении
Григорий Варшавский 17.08.2017 10:29 Заявить о нарушении
Сирожа Боцманков 17.08.2017 17:26 Заявить о нарушении