Яматомистика, или Открытое Письмо Японцам

   1

   Это было, когда - в ожидании Будды Майтрейи* -
   двадцать девять земных тысяч лун миновало
   и мелькнуло еще девятьсот двадцать восемь.
   Это было весною, в начале цветенья,
   я услышал: глубины Великого Океана
   возмутившись наслали большую цунами
   на восточный берег страны Ямато.
   Еще в памяти жив был Мальдивский ужас,
   триста тысяч убитых морской волною;
   а глубины земные Идзу Бонина
   потрясли на Хонсю городища японцев.
   Фукусима... В те дни это имя селенья
   в новостях мировых повторялось часто,
   облетела весь мир по сетям-паутинкам
   весть о ядерном взрыве, не зримом глазу,
   на высоко мудрёной и сложной постройке,
   земнородным и свет и тепло приносящей,
   той, что "атомной электростанцией" кем-то
   названа была в недрах учёного мира
   и предъявлена как рукотворное чудо...

   2

   Я в те дни был встревожен. Мне в голову лезли
   строки мрачных стихов - или грозных пророчеств? -
   древнерусская речь Голубиной Книги,
   предрекающей то, что "приидет Суд Божий,
   загорится земля, вся земля поселенна
   со востока до запад, с полдён до полнощи..." -
   то есть "реки огня" будут... с Юго-Востока?
   
   И тогда, чтоб развеять тревожные мысли,
   я пытался сложить киндайси... Чем-то схожи,
   словно вольные волны единого моря,
   киндайси и былины...
                Слагал я посланье:
   "О Ямато! Страна восходящего солнца!
   Ты позволь по-соседски к тебе обратиться,
   я ведь тоже рождением островитянин
   и наверное мог бы родиться японцем.
   Полночь. Март. Спит посёлок морской Терийоки,
   или Зеленогорск, занимая к востоку
   градус двадцать девятый от Гринвич и сорок
   три минуты, а к северу - шестидесятый
   и двенадцать минут... В прежней Финской округе
   я не сплю; подо мною Гондвана-Пангея,
   как тут спать!.."
                Ах, тогда не сложилось посланья!
   Так почти тридцать лун (!) с той поры миновало,
   как задумался я о посланье японцам;
   но и в августе сотого года с начала
   той Великой войны киндайси не сложил я,
   хоть и несколько строк набросал этой вязи.

   3

   Ах, Опоньское царство! Мечта крепостная.
   В стародавние дни русаки землепашцы
   пуще жизни в раю воздыхали о землях
   без князей и бояр, без темниц и оброков;
   мужики высылали калик перехожих,
   и они возвратясь толковали о царстве,
   где тепло круглый год, где все ходят босыми,
   где зерно что яйцо, где злачёные шишки,
   где блаженный народ солнцеликих рахманов
   год как день проживает... О русские грёзы!
   Бегуны всех мастей, самосвяты, изгои,
   по какой-то нетутошней Правде тоскуя,
   шли на звон колокольный, а чей он - не знали,
   ждали гласа Христа, но безмолвствовал Будда.

   4

   Через сто двадцать лет после высадки Русских
   под началом Геннадия Невельского
   на неведомый остров - на том Сахалине
   появился на свет мальчуган кареглазый,
   нареченный в семье "Предоставленный Богу" -
   я, надкушенный плод, что царапает нёбо...
   Он был русский гуран, она - русская коми :
   Славный Ладом с Волною, отец мой и матерь,
   эти двое людей мне, тщедушной колючке,
   не одну только бренную плоть подарили,
   мне  я з ы к  подарили... Весь смысл человечий!
   Был крещён я в купели Охотского моря
   и, ветрами воспринятый, вышел пиитом;
   я смотрел на кораблик, сияющий в небе,
   на крупинку сверкающей соли, - и грезил:
   "мать-каланиха держит на брюхе младенца
   и плывёт на спине..."
                Ах, луна со звездою!


   5

   Ах, еще две луны... Этот маленький мальчик
   так стоит и поныне. И грезит. И плачет
   о покинутом береге бурного моря.
   И над бездной дрожит колокольчиком тонким
   память, тщетно катящая волны обратно.
   Что с того - сорок лун с той беды миновали
   или лун сорок пять!
                Разум всё исправляет.
   Человек может многое в тяжбе со смертью.
   Память, вспять перекатывай многие воды!
   О, хайдзин*, не печальтесь о сакуре бедной!
   Гонит снежные тучи арктический ветер,
   перелётные птицы на юг улетели,
   и опали цветы, и уснула природа,
   ей соткала зима свой покров погребальный...
   Что с того? Южный ветер опять возвратится,
   перелётные птицы на север примчатся,
   и цветы зацветут, и проснётся природа,
   и воскреснет весна... Это всё поправимо.
   Так о чём я грущу?
                О Банановой хатке*?
   О Плаще из соломы*? О Тысячах Листьев*?
   О Вороне, присевшей на голую ветку*?
   О богах? Может быть... Ведь никто в них не верит.
   О великие боги, простите Японцев!
   Знаю: Аматэрасу, владычица солнца,
   и, владыка луны, Цукуёми - Сусано,
   богу водных глубин, повеление дали
   наказать за невинную кровь идзанаки -
   кровь невинных дельфинов, морских человечков -
   этих алчных убийц, рыболовов двуногих.
   О великие боги, простите японцев!
   
   6

   А быть может, и вправду гигантский годжира*,
   подымаясь со дна, всколебал бездну моря?
   Или то были злые дела человечьи -
   испытанья оружия тайною властью?
   Или эта беда лишь одна объективность,
   ах, одна "объективность" природных законов,
   та, какую "субдукция" мы называем
   или проще - подвижкою материковой ?
   Нынче все мы умны... Так скажите, К о м у  же
   предъявить скорбный счёт наш?
                Единому Дао?
   Или нашей Земле, колыбели-купели,
   что с водою выплёскивает... и ребёнка?
   А Чернобыль - звезда, огорчившая воды -
   человечья ль вина, рок ли неотразимый?
   
   7

   О великие боги! Простите японцев!
   Люди-нэцкэ виновны... А  к т о  не виновен?
   И меня эти люди ничем не виновней,
   если я на железной спине черепахи
   бью кита и слонёнка в раба обращаю,
   если я, привязав на дельфина взрывчатку,
   шлю его уничтожить сородичей судно,
   если я эту землю и воду и воздух
   отравил и бездумно травить продолжаю...

   Если мост я над пропастью перерубаю, -
   рвётся ветер... Над бездной дрожит колокольчик.


                Август 2014 - Январь 2016


   --------------------------

   Примечания:

   *1) "В ожидании Будды" - по некоторым верованиям различных японских
   толков Буддизма, в частности, по воззрениям приверженцев Амида-
   Буддизма, "в конце времени должен явиться Будда-Майтрейя", свое-
   образный Мессия и Спаситель Человечества; известно, что Сиддхартха
   Сакьямуни, как лицо историческое, ушёл из жизни в 483 г. до н.э.;
   примерно в то же время ветхозаветный пророк Даниил получил свыше
   откровение о том, что "через 69 седьмин (то есть через 483 года)"
   произойдет Пришествие Сына Божия на Землю, что и произошло тогда,
   когда родился Иисус Христос; таким образом, современные японцы,
   исповедующие веру в Христа-Мессию, "не ждут" второго пришествия
   Будды, справедливо полагая Христа Воскресшего Спасителем мира ;

   *2) хайдзин (японское) - стихотворец, сочинитель хайку ;

   *3) "Банановая хатка" - имеется в виду мемориальный домик знаменитого
   стихотворца Мацуо Басё (1644-1694) в Осака ;

   *4) "Плащ из соломы" - перифраз названия сборника трёхстиший Басё
                "Соломенный плащ обезьяны" ;

   *5) "Тысячи Листьев" - перифраз названия средневековой японской
                антологии стихов "Мириады Листьев" ;

   *6) "О Вороне..." - намёк на знаменитые строки Басё:
                "На голой ветке
                Ворон сидит одиноко,
                Осенний вечер..." ;

   *7) "годжира", или "годзила" (японское + общемировое) - намёк на легенду
    о динозавре, который якобы является причиной стихийных катаклизмов
    в Тихом океане; легенда стала достоянием мировой массовой культуры
    благодаря японскому и американскому кино;

                Г.В.Маринов (с)

 


Рецензии
Глебушек, все очень хорошо. Много сложных коннотационных ходов, интересных слов, дающих повод для культурной экскурсии. Очень гладко нанизал личную историю, необычную, можно сказать даже странную, на линию странного острова с необыкновенными людьми. Хорошая русская история. Но гуманистический пафос в духе советпрома за мир смазывает финал.Я смотрел в черный колодец с холодной водой, а там - этикетка от конфетки. Может как то пожестче с Ямато. Она была и будет. С уважением, И.Ф.

Игнат Филиппов   29.08.2017 14:47     Заявить о нарушении
Друг мой, наверно ты прав. Гуманистический пафос действительно смешон, особенно в наши дни - после глубочайшего кризиса гуманизма. Но я-то кто? Дитя советского гуманизма, воспитанный в духе "все народы - братья". А Япония? Она - как государство, сотрудничавшее некогда с гитлеровской Германией, - получила своё по заслугам: японскими фашистами были уничтожены два миллиона мирных маньчжур и китайцев, а демократические США обрушили "удары возмездия" не только на Хиросиму и Нагасаки, но и на военные объекты Квантунской армии. Короче говоря, Возмездие совершилось. Но... в этом своём "Письме" я, если заметил, не мягок по отношению к Японии (и хотел выразить чувство протеста против того, что японские рыбаки убивают дельфинов); однако, в моём тексте звучит беспокойство и тревожность за дела человеческие вообще, в целом, к какому народу кто бы ни принадлежал. Моя мысль проста: МЫ ВСЕ В ОДНОЙ ЛОДКЕ. Большое спасибо тебе за внимание, уделённое этому произведению, которое четыре с половиной года не давало мне покоя. Г.М.

Глеб Маринов Тегма   25.08.2017 21:36   Заявить о нарушении