Жозеф Артюр де Гобино

Арийцы или арийская раса (термин происходит от слова «арии» , что означало «достойный, уважаемый, благородный» на древнем санскрите) — лженаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами расовых теорий и широко использовавшийся немецкими национал-социалистами.

Первоначально под арийской расой понимался подтип европеоидной расы, более известный как «нордическая раса». Термин был введён Жозефом Гобино в его «Эссе о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855).

Лженаучность термина выводится из смешения лингвистической и антропологической характеристик, так как в языкознании арийскими ныне называются индоиранские языки, а во времена возникновения термина — индоевропейские языки вообще; но носители как тех, так и других не обладают общими физическими свойствами и не образуют какой-либо расы. Так, носителями арийских языков являются такие разные в антропологическом отношении народы, как иранцы и индийцы. Антропологическое разнообразие среди носителей всех индоевропейских языков гораздо выше.

Согласно модным на рубеже XIX—XX веков теориям, впоследствии легшим в основу нацистской идеологии, прародиной «арийцев» (индоевропейцев) является Северная Европа, и именно там сохранился наиболее «чистый арийский расовый тип», тогда как жители других стран являются плодом смешения «арийцев» с аборигенами. Отсюда следовал вывод о расовом превосходстве жителей Северной Европы, якобы являющихся наиболее чистыми и совершенными носителями «арийского духа» (которому, в свою очередь, приписывались все достижения европейской культуры). Так, Адольф Гитлер писал:

"Вся человеческая культура, все достижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся, - плоды творчества арийцев… Он [ариец] — Прометей человечества, со светлого чела которого во все времена слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний, освещающий мглу мрачного невежества, что позволило человеку возвыситься над другими существами Земли!"

«Арийская раса» противопоставлялась «семитской расе» в лице прежде всего евреев, откуда и термин антисемитизм. При этом «семитской расе» приписывались сугубо отрицательные качества, делавшие её, в представлении расистов, прямой противоположностью «арийской расы».

В лингвистике под ариями (или индоиранцами) имеются в виду только две группы индоевропейцев: все народы, говорящие на языках индоарийской группы, и все ираноязычные народы.

В Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhava; (Семиречье, реки Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turva;a и P;ru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну, где возвышаются племя Bh;rata. Значение слова ;rya- всё больше связывается с ведийским религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.
В более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты («страна ариев»), сердце брахманистской цивилизации. Согласно Законам Ману, Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного, то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны.

Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира неясна и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племён относились скорее к близкородственным иранским народам, то в эпоху смрити западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии.

В буддистской литературе пали ariya в значении «благородный», «святой» употребляется даже чаще, чем в индуистской. Буддистское учение часто именуется ariyassa dhammavinayo «благородная дхарма и виная», четыре благородные истины — catt;ri ariyasacc;ni («четыре арийские истины»), восьмеричный путь — ariyamagga («арийский путь»), сами буддисты — ariyapuggala («арийские люди»), а их противники — an;rya («неарии»). В некоторых текстах говорится, что ;rya dharma (учение Будды) было проповедано всем: ариям (;rya), дасью, дэвам, гандхарвам и асурам.

Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии»  — о мидийцах, «арийский  род» — о магах и их пастве. Из греческих источников известно также прилагательное  «арийский», «ариец»:  — народ, к которому принадлежал Зороастр, — Ариана (страна ариев, Иран), например у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями»
В среднеперсидском языке этноним ариев развивался с эпитезой: *arya- > *airya- > ;r (;yr), множ. числ. ;r;n (;yr;n) «иранцы», «благородные». При этом к этнической коннотации добавляется религиозная, ;r по сути становится синонимом слову weh(d;n) «следующий Благой (Вере)», «зороастриец», противопоставленным термину an;r «неарий», «незороастриец». Ранние Сасаниды именуют себя ;r m;zd;sn (;yr m;zdysn) «арий, почитатель Мазды».

В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ — аланы (*al;n < др.иран. *ary;na-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.

Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.

В Индии сохраняется книжное («учёное») употребление санскр. ;rya- в религиозном значении «благочестивый», «придерживающийся дхармы», иногда используемое (под западным влиянием) в националистическом смысле, например, в названии основанного в 1875 г. общества Арья-самадж.

С конца ХХ в. тема о «древних ариях» часто развивается в стиле фолк-хистори в рамках неакадемических исследований и неофашизма
Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино, который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.
Наиболее обоснованным можно считать разделение индоарийских языков прежде всего на островную (сингальский и мальдивский языки) и материковую подветви.

Классификации последней разнятся между собой в основном в вопросе о том, что следует включать в центральную группу. Ниже языки в группах перечислены при минимальном составе центральной группы.

Островная (сингальская) подветвь
сингальский язык
мальдивский язык
Материковая подветвь
Центральная группа
минимальный состав
западный хинди
урду
В разных классификациях может также включать восточный панджаби, восточный хинди, фиджийский хинди, бихари, всю западную и северную группы.
Восточная группа
Ассамо-бенгальская подгруппа
ассамский язык
бенгальский язык
раджбанси
бишнуприя (бишнуприя-манипури)
Ория
Бихарский язык (бихари): майтхили, магахи, бходжпури, садри, ангика
Тхару
Халби (халеби)
Восточный хинди — промежуточный между восточной и центральной группами
Северо-западная группа
«Панджабская зона»
восточный панджаби (пенджаби) — близок хинди
лахнда (западный панджаби, ленди): сараики, хиндко, кхетрани
гуджури (годжри)
догри
западный пахари
думаки
Синдхи
Западная группа
гуджарати
бхили
кхандеши
ахирани
паври
саураштра
раджастхани — близок хинди
ламбади
Юго-западная группа
маратхи
конкани
Северная группа (пахари)
Западный пахари относится к северо-западной группе
центральный пахари: кумауни и гархвали
непальский язык (восточный пахари)
Цыганская группа
европейско-цыганский
ломаврен (язык армянских цыган боша)
домари
парья — в Гиссарской долине Таджикистана
В то же время языки раджастхани, зап. и вост. хинди и бихари включаются в т. н. «Пояс хинди».


Рецензии
Индоари́йские языки (индийские) — группа родственных языков, входящих (вместе с иранскими языками и близкородственными дардскими языками) в индоиранские языки, одну из ветвей индоевропейских языков. Распространены в Южной Азии: северная и центральная Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская Республика, Непал; за пределами этого региона — цыганские языки, домари и парья (Таджикистан). Общее число говорящих около — 1 миллиарда чел. (оценка, 2007).
Древнейший период развития индоарийских языков представлен ведийским языком (языком культа, функционировавшим условно предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его литературных разновидностях (эпическим (3—2 вв. до н. э.), эпиграфическим (первые века н. э.), классическим санскритом (расцвет в 4—5 вв. н. э.)).

Отдельные индоарийские слова, принадлежащие диалекту, отличному от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвидетельствованы начиная с XV века до н. э. в т. н. митаннийском арийском несколькими десятками глосс в хурритских документах из Северного Двуречья (царство Митанни). Ряд исследователей относят к вымершим индоарийским языкам также касситский (с точки зрения Л. С. Клейна, он мог быть тождественен митаннийскому арийскому). Кроме того, существует ряд гипотез, согласно которым к индоарийским языкам относились говоры некоторых народов северного Причерноморья эпохи античности, в частности, диалекты тавров и меотов.

Анфиса Третьякова-Федина   13.08.2017 03:41     Заявить о нарушении
Индоари́йцы (также индоа́рии) — общность народов, разговаривающих на индоарийских языках, наряду с иранцами одна из двух основных арийских ветвей. Проживают преимущественно в Индии, Пакистане и Шри-Ланке, Бангладеш, Непале и на Мальдивских островах, также распространены в Афганистане (пуштуны), носители цыганских наречий распространились по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Европы.

Анфиса Третьякова-Федина   13.08.2017 03:42   Заявить о нарушении