Укол 21-й. Главное, чтоб костюмчик сидел...

... или Годар отдыхает

Сегодня у нас на принудительном приеме пациент весьма примечательный. Зовут его (или кличут в литкругах) Виталий Мамай.

Сразу оговоримся, что его случайный заскок к нам на Пристань мы приветствуем безоговорочно и на полном серьезе. Автор сильный и самобытный. Видно, что ему есть что сказать, и делает он это весьма неплохо. Однако за непродолжительное время пребывания на Пристани у автора таки наскреблось на укольчик, который мы ему сегодня и выписываем с величайшим удовольствием. Ибо у нас тут такого еще не был. Ну, чтобы в одном авторе реальная неплохость так органично сочеталась незаконным браком с пофигизмом и выпендрежностью. *)
 
Ярчайший тому пример - вот это стихо:
 

    Годар
    
    Без тебя эта жизнь даже слишком похожа на эпизод
    из дурацкого фильма какого-нибудь Годара.
    Но в назначенный час ты влетаешь в номер,
    роняя сумочку, мокрый зонт
    где-то рядом услужливо раскрывается от удара...
    Крупным планом твое лицо. Неживой целлулоид дней,
    трепыхаясь, дымится, рвется и плавится в этой сцене.
    И минуты бегут, спотыкаясь, всех прочих минут ценней.
    Впрочем, если по правде - то нет,
    ничерта не ценней. Нет, конечно же, нет. Бесценней.
    Через пару часов ты находишь трусики, и кровать
    сиротеет. Прощание шепотом: "Kiss me, honey..."
    Я физически чувствую,
    как начинает медленно раскрывать
    жестяную коробку будней невидимый киномеханик.

 
Написано-то в целом хорошо: образно, легко, технично и, что не самое последнее, со знанием дела. *)
Читатель, особенно женского полу, ах - и обомлел, растаял, а местами и покраснел. Лепота!
И мы его, читателя, в этом не виним. Ибо см. выше - про в целом хорошо.
 
Но. Это вот, например, оно самое и есть - пофигизм и выпендреж:
 

    "И минуты бегут, спотыкаясь, всех прочих минут ценней.
    Впрочем, если по правде - то нет,
    ничерта не ценней. Нет, конечно же, нет. Бесценней."

 
Ибо это не влезает ни в какую тонику. А кто скажет, что тут "более или менее одинаковое количество иктов" - пусть первым бросит в нас камень. *)
 
Нет, коню понятно, что автор тут решил выдержать театральную паузу наоборот. Дабы акцентировать и все такое. Заполнив эту самую паузу балластом чистейшей воды:
 

    "Впрочем, если по правде - то нет,
    ничерта не ценней. Нет, конечно же, нет."

 
Клава, я балдею! (с) Что дал стиху весь этот словесный ... мусор? Что привнес? Да ровным счетом ничего. Хотя нет, извините - привнес, конечно. Тот самый авторский выпендреж. Мол, смотрите, какой я оригинал. Захотел устроить строчке затяжной прыжок с летальным исходом - и устроил! Жесть!
 
А обомлевшему читателю так и надо. Правильно, бей его по ... под дых! Бери голыми руками - романтикой с примесью эротики! И главное - сразу мозг ему отключить. Потому как с включенным мозгом даже у самого лояльно-романтично настроенного по-читателя могут возникнуть вопросы. Например, к этой же самой фразе. Еще раз внимание на экран:
 

    "И минуты бегут, спотыкаясь, всех прочих минут ценней.
    Впрочем, если по правде - то нет,
    ничерта не ценней. Нет, конечно же, нет. Бесценней."

 
Мы поначалу тоже обомлели. А потом включился мозг. И вот что он нам сказал. Бесценней - это сравнительное прилагательное. По форме. Вообще-то, сравнительной степени у него не может быть в принципе. Но как авторская находка проходит и даже работает. Однако. Эта несуществующая сравнительная степень означает, что минуты, проведенные с возлюбленной, более бесценны, нежели все остальные минуты, так? Отсюда прямо следует, что эти остальные таки тоже бесценны, тем не менее. Спрашивается, зачем было нам забивать баки про будни и все такое? Тут же черным по белому – нетути будней: каждая минута в кайф и бесценна. А уж когда приходит возлюбленная, тут вааще - туши свет! Бесценней не бывает! Вот и получается, что автор сам себя перехитрил. Хотел выдать атомный каламбур, а выдал нонсенс. *)
 
ЗЫ: ни черта, как уже успела заметить Мурр, пишется раздельно *)
 
Но не успел обомлевший читатель с отключенным мозгом не заметить это смысловое «абышто», как тут же не заметил и следующий перл:
 

    2Через пару часов ты находишь трусики …"

 
Какое жыстокое разочарование! Мы-то, грешным делом, думали, что она эти два часа занималась любовью с литгероем, а она, оказывается, все это время … трусики искала! Вот она, проза жизни! А он что делал, фонариком ей светил - стойко, но терпеливо? *) Типа - вот тут, под креслом посмотри еще… *) Воистину, от великого до смешного…
 
Можно было бы привести и другие примеры смысловых и технических натяжек в текстах автора – практически в каждом. Только зачем? Автор уже неоднократно и всенародно заявлял, что на теорию стихосложения он чихал, слоги считать не собирается и смысл стихов своих «разжёвывать» особо тупым читателям не станет ни разу. Приходится констатировать, что автор таки страдает синдромом священной коровы. То есть все написанное им сразу становится окончательным и неприкосновенным. А любые замечания, кроме одобрительных, посылаются далеко-далеко. Мол, я так пишу и идите все лесом.Если стихо, по мнению автора, «читается», то и все. Типа – главное, чтоб костюмчик сидел (с).
 
Правда, пока мы набирали в шприц лекарство, автор таки успел сделать сногсшибательное заявление, а именно:

    "Спасибо, все учту"

Сдается нам, однако, что он лукавит и смеется над оппонентами одновременно, а его уверенность в том, что надо писать, как пишется, осталась такой же непоколебимой, как и до того.
 
Ежу понятно, что спорить бесполезно и «торг здесь неуместен» (с). Поэтому просто наш традиционный душевный отклик:
 
 
Годар отдыхает
 
Даже умник Годар никогда бы не снял такой эпизод.
А я поднапрягся – и что бы вы думали? Вот он!
Ты в назначенный час заходишь лошадкой
в пальто, через черный ход,
И опять кинофильм о любви на знойный момент отмотан.
Крупным планом твое бедро. Аппетитный такой целлюлит,
колыхаясь, готовится быть изжеванным в этой сцене.
Только ты не совсем в себе - слезный голос и бледный вид,
я бы даже сказал - нищасный,
что-то ищешь, ищешь, ползая по комнате на коленях…
Через пару часов ты находишь - трусики, и пальто.
И опять rewind – назад, на будничное начало.
Я физически чувствую,
что сварганил, по-видимому, не то,
ибо невидимого киномеханика рвет - укачало.
*)

 

И еще, до кучи. После драки кулаками, так сказать:
 
Годару
 
Скажи-ка нам, Жан-Люк, недаром
Мамай зовет тебя "Годаром",
А не каким-нибудь « месье»?
Тебя, пока ты был в работе,
Он обошел на повороте,
Хоть ты в кино собаку съел.
Пока ты мудрствовал лукаво,
Он темной ночкой тискал клаву
И стих варганил, про любовь.
И в сцене жутко эротичной
Нанес удар тебе критичный –
С размаху, но не в глаз, а в бровь.
Фемина близости хотела,
Поспешно оголяя тело,
Манила скрипами кровать…
Но вместо таинства соитий
Мамай велел фантазмам выйти,
А даме – трусики искать.
И вот болезная полночи,
Навроде той пчелы рабочей,
Ползет туда, ползет сюда.
Герой тоскует на кровати
И мыслит так: «А может, хватит?»
И исчезает. Без следа.
А наша бедная фемина,
В трусах и полностью невинна,
Бредет одна в рассветный час …
Мораль печальной этой басни:
В любви нет ничего опасней,
Чем проза жизни без прикрас.

*)


---
картинка отюда:


Рецензии