История создания стиха Неотступный

21 октября 2002г был дома и в Духе, было очень трудно и тяжело Ему внимать.
Как пришло, так и было всё записано сразу и без правок.
Было сильнейшее, непререкаемое и повелительное в высшей степени, вдохновение, сразу излившееся в строки стиха, даже до того повелительное что каждую строчку записывал после «диктовки» высшей силы.
Это было вдохновение именно Духом, не ангелом или святым – вряд ли они имели такое послание и такую власть для этой «диктовки».
Это было что-то вроде пророческого вразумления, не допускающего отказа.
Только слова «камень» не было – в этом месте был пропуск!
Я хотел после записи всего стиха вписать слово «землю», но вдохновение меня остановило, и это место так и осталось не дописано, целых 9 месяцев.
15 июля 2003г пришли строчки второй половины стиха сразу целиком.
Соединил их с первой половиной,  сразу поняв, что они к ней.
Удивительное, это чудо совершённое Промыслом и Провидением Божиим, в том, что я не мог бы написать ничего из этого стиха, не прожив этих 9 месяцев и некоторого времени до начала записи, даже составить, завершить вторую часть, стих бы не было никакой возможности, сделав его полным.
Дело в том, что именно в это время, посещая храм Рождества Христова, часто приходилось быть именно на служении священника с удивительной, аскетической, интонацией голоса, а также слушать его проповеди. Этот голос имеет в себе основание землю, а устремлён прямо в небо (умное сердце) обладая умным воззванием из глубины души к Самому Живому Богу.
Именно этот голос звучал во мне во время написания стиха.
Но этот голос священника имел некоторые особенности черт характера личности, выдавая большого подвижника – аскета и его успехи в молитве и богообщении, содержал в себе, так мне представлялось, некоторый застой в его подвижническом продвижении.
До этого мне пришлось читать Откровение Иоанна Богослова вслух другу, что, скорее всего, повлияло на форму выражения этого вдохновения.
Но не это главное – суть в том, что уже даже записав стих во мне и понятия не было что он о св.Серафиме Саровском, т.к. к моему стыду я совсем ещё не знал кто он такой, т.е. собственно не знал его подвига и жития, т.к. ничего не знал о нём кроме его имени и его святости, а в чём она и за что он прославлен, не знал.
Спустя полгода, прочитав его житие, мне стало ясно о ком этот стих (книги о его житии лежали нечитанными у меня до написания стиха несколько месяцев), так что когда пришла вторая часть, то её уже просто поставил после первой.
История второй части ещё более удивительна. Через 9 месяцев после написания первой части, летом 2003г, будучи в Свято-Троицком Александро Свирском мужском монастыре с паломнической поездкой мне посчастливилось попасть на архиерейскую службу митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского  Владимира. Так вот именно он после потрясающей и неимоверно преобразившей меня духовно службы произнося слово праздника произнёс впервые услышанные мною слова св.Серафима Саровского, в конце речи он пожелал нам чтобы все присутствовавшие на богослужении и он сам попали и встретились в Царствии Божием, и в самом конце, от всей души тихо, но уверенно и радостно сказал: - «Радость моя! Христос Воскресе!»
Все ощутили себя уже на небе. Эти слова были приняты мною настолько лично, что слёзы сами выступили из глаз и к горлу подкатил огромный ком, - душа пела и летала.
Именно тогда, после слов митрополита, меня и пронзила великая сила и что-то «сложилось-уложилось» в голове и сердце, резкое мгновение осенения, которое мне не удалось понять полностью, но запомнилось его ощущение и само осенение, которые вылились через несколько дней в строки второй части, совершенно и потрясающе-грандиозно логически, завершив весь стих и сделав его целым и завершённым.
История этого стиха действительно удивительна, уникальна и невыразимо промыслительна, т.к. не прожив времени необходимого для духовного роста моей личности и не получив за это время определённый опыт, ничего бы не получилось, в этом есть истинный Промысел и Воля Божия.
Чтобы история была совсем завершена, стоит сказать и о том, что этот стих явился неким переломным моментом и возможно не только в моей жизни.
Потому, что показав целый стих священнику и услышав его суждение о нём, а оно было сурово кратким – «надо подождать, чтобы понять, откуда это пришло», мне открылась, с помощью Божией, огромная прелесть в которой я пребывал и уже давно.
А всё было заключено в последней строчке первой части стиха, которую я самовольно прибавил к ранее написанному. Всего через 9 месяцев было прибавлено 3 последние строчки к первой части.  Так вот третью строчку - («и стоял он внутри, - внутри меня самого») мне пришлось с позором и стыдом убрать, т.к. в ней была огромная прелесть, (или это был внутренний смысл стиха для читающего его??? 16.05.2017) не то, чтобы ложь, но именно прелесть.
Этой строчкой я как бы присваивал авторство всего стиха себе (!) обокрав Самого Духа, Самого Бога. И это было для меня громом среди белого неба – я был вором, самым страшным вором на свете.
Это было ужасно и горько осознавать. В других стихах это было замечено тоже, их пришлось править (несколько последних), но в итоге труды 13 лет всё равно оказались в огне, некоторые мне стало жалко через несколько месяцев, но это был решительный шаг ухода от лжи и всего старого. Сейчас, оценивая сборные вещи, вспоминая о ростках нового чистого, но всё было уничтожено именно для того, чтобы Бог, смотря на мою твёрдость и чистоту после времени покаяния и очищения делами мог воздать мне ещё более от своих щедрот, милости и человеколюбия.
От прочтения этого стиха сам священник, по-моему, мнению, получил немалую пользу, т.к. после каждой всенощной в субботу он на протяжении года, который я его знал, всегда говорил одни и те же слова о смерти, и произносил постоянно одну неизменную фразу: «Смерть – это факт вашей биографии, которого никому не избежать». Было безнадёжно скучно это слышать, т.к. в этом не было жизни и духовной радости.
И вот однажды, в первую же субботу после прочтения стиха «Неотступный», он заговорил не о смерти, а о вечной жизни, это было ново и для нас и для него, а закончил он своё слово тем, что сказал нам, что наступило воскресение, воскресение – великий праздник и радость для христианина, воскресение Христово.
Последние слова он произносил уже с таким ожиданием радости и расположением духа, что когда он неожиданно для всех (за полгода до Пасхи) с настоящей и искренней радостью произнёс: - «Христос Воскресе! – весь храм сразу (!) ответил живым радостным возгласом: -«Воистину Воскресе!»
Это так преобразило и зарядило всех духовно, что «созерцательно» слушая своего пастыря меня всего чуть ли не подкинуло от его последних слов, и что-то внутри меня зажглось и стало светить, нет не гордость и не тщеславие, - ожил мой дух. Что-то внутри меня подсказало – это результат прочтения стиха, наверное, это помогло и ему (?), и его «застой» прорвало.
Постоянно слушая о смерти перед воскресным днём, мне всегда подсознательно хотелось услышать о жизни, о вечной жизни и спасении воскресением Христовым.
Вот так в итоге с помощью этого стиха Господь помог и мне и возможно и самому пастырю. Мне, - выйти из глубочайшей прелести, гордости и тщеславия, а ему, как можно предположить, преодолеть «застой» и оживив его словом св.Серафима, которое святой послал ему от его епископа – митрополита Владимира, через меня грешного, с помощью Своего вдохновения и великого и немыслимого Своего Промысла о спасении всех нас и помощи нам на нашем нелёгком пути.
Спаси Господи всех нас и даруй нам велию милость! – Слава Тебе!
 
И это ещё не конец истории.
Игумен монастыря в котором на архиерейской службе мне довелось услышать от самого митрополита слова св.Серафима Саровского, о.Лукиан тоже занимает в этой истории заметное место.
Т.к. однажды слушая его проповедь на подворье монастыря в Санкт-Петербурге в храме Рождества Христова, мне удалось услышать очень важные его слова о истине и лжи, а именно то, что враг присоединяет к истине свою ложь выдавая её за своё.
Которые мне помогли уже серьёзно «разобрать» и проанализировать суть проблемы моей прелести – воровства авторства у Бога (Духа) во внешнем проявлении и великой гордости и тщеславия во внутреннем моём состоянии.
В итоге моя настоящая братская любовь к игумену, митрополиту и священнику, имеет корни в моей личной и моей безмерной благодарности к ним за посеянное слово, и за их истинное свидетельство в Духе и о Духе, действию которого только и возможно было совершить это чудо.
Дух говоря через пастырей церкви: митрополита, игумена и священника, свидетельствовал о себе как о Боге, объединив нас этим стихом, а пастыри свидетельствовали о Самом Духе и о Его истине.
И это и есть действие Живого Бога – Жив Господь! И Он с нами!
Эта тайна Пресвятой Животворящей Троицы живёт и проявляется прямо в нас самих, христианах, и во всей нашей жизни.
 
Александр Расторгуев,  10.07.2004г.
 


Рецензии