Квалификация, необходимая для того, чтобы жить на

   Шрила Рупа Госвами говорит, что высшим совершенством преданного служения является жизнь на Радха-кунде, что всего лишь однажды омывшись в ней, можно обрести чистую любовь к Богу. Может возникнуть превратное понимание этого высказывания: зачем следовать правилам и предписаниям, если всего самого высшего можно достигнуть таким простым путем. Однако в том же самом тексте «Упадешамриты» Шрила Рупа Госвами говорит, что этот метод совсем не простой, потому что даже великие мудрецы и полубоги очень редко достигают берегов Радха-кунды. Кроме того, недаром же этот текст стоит в конце всего произведения. Если рассматривать его не в отдельности, а в контексте всей книги, нетрудно понят, что жизнь на Радха-кунде – это не универсальный самодостаточный процесс, а лишь последняя ступень на длинной лестнице бхакти.
   Этапы, с которых начинается путь развития любви к Богу – это вера в духовный процесс, принятие истинного духовного учителя и следование принципам вайдхи-садхана-бхакти. Следствием этого является утверждение на духовном пути и появление вкуса к служению Кришне. С этого начинается рагануга-садхана-бхакти. Преданный начинает чувствовать привязанность к кому-то из приближенных Кришны и начинает медитировать на этого преданного  (эту преданную). В процессе медитации раскрывается понимание своего места в служении Кришне в духовном мире и своей сварупы. Таким образом, в преданном начинают проявляться любовные эмоции по отношению к Кришне, что является характеристикой стадии бхавы – одного из необходимых условий для того чтобы поселиться на Радха-кунде.
   Однако не всякий, достигший уровня бхавы, может принять это наставление. Превосходство Радха-кунды над всеми святыми местами высоко оценивается Гаудия-вайшнавами, поскольку Господь Чайтанья считал самыми возвышенными взаимоотношениями взаимоотношения Кришны и Радхарани, а самые сокровенные Их игры проходили именно на Радха-кунде. Поэтому ценность Радха-кунды может быть понята только теми, кто развивает в себе настроение приближенных служанок Шримати Радхарани. Представители других сампрадай отдают приоритет другим взаимоотношениям с Кришной, поэтому жизнь на Радха-кунде не входит в их практику. Привязанность к ней испытывают преданные, следующие по стопам наших ачарьев. Такие преданные занимаются служением под руководством кого-нибудь из приближенных Шримати Радхарани и ежедневно омываются в Радха-кунде.


Рецензии