Прекрасное 2

(Продолжение изложения работы Н.Г. Чернышевского "Критический взгляд на современные эстетические понятия. См. Прекрасное.)

1мм. ПРЕКРАСНОЕ.ИДЕИ.
Идея может включать в себя прекрасное и не включать, множество разных идей. Прекрасное лицо человека и прекрасное здание - не одно “прекрасное”.

1нн. ПРЕДМЕТ. ИДЕЯ.
Идея связывает единством все его стороны. Но идея низшей жизни слаба: почти нет в горе. Высокое развитие идеи-единства в характере существ.

1оо. РОД И СУЩЕСТВА, Красота.
Одинаково прекрасные существа одного рода могут не иметь сходства. (Телесная красота европейки и негритянки и т.п.)

1пп. ДУХОВНОЕ И ПРЕКРАСНОЕ.
Большое разнообразие второго в первом.

1рр. ВИНКЕЛЬМАН. КРАСОТА, ХАРАКТЕР, ОБРАЗ, ДУХ, СТРАСТЬ.ЕДИНСТВО.
Единство высокой красоты требует образа. Но если бы он выражал состояние духа, страсть, то вносил бы в идею красоты ей чуждое и разрушал бы единство. Высшая красота бесхарактерна. (Работа “История искусств”.)

1сс. КАНТ. ПРАВИЛЬНОЕ ЛИЦО НЕ ПРЕКРАСНО.

1тт. ИДЕЯ, ОТДЕЛЬНОЕ, ОБРАЗ, СЛУЧАЙНОСТЬ.
Идея в отдельном предмете - ёё образ. Случайно идея имеет в образе  черты, чуждые самой идее.Но нет и ничего сильно противоречащего.

1уу. СВЯЗЬ ЭЛЕМЕНТОВ В ЖИВОПИСИ.ИСКЛЮЧЕНИЯ.
Облако с пейзажем, долина с атмосферой и пр.
Но животное, человека можно изобразить отдельно. (230.)

1фф ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ТИПИЧНОСТЬ.
Совместимы друг с другом в человеке. В каждом что-то от героя, от Хлестакова и пр.

1хх. ЛЮДИ-ОРИГИНАЛЫ. Существенная черта народного характера, представители общего характера своего народа.

1цц. ТИПЫ ЛЮДЕЙ.
Обычные не люди. Прозябают. Великий-редкий человек - человек вполне.
Гений - настоящий человек. (231.)

1чч. ИДЕЯ В ОТДЕЛЬНОМ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.УРОДСТВО.
Посторонние обстоятельства способствуют проявлению родовой идеи в отдельном: разнообразие проявлений идеи; основные качества её не скрыты.Но есть и враждебные идее обстоятельства. Тогда предмет противоречит своей сущности, уродлив. нелеп. Героя убивает трус и пр.

1шш. СЛУЧАЙНОСТЬ. ИДЕЯ.
Случайность полезная идее и вредящая ей.

1щщ. . ОТДЕЛЬНОЕ И ПРЕКРАСНОЕ.
Ряд предметов, подходящих выражению прекрасного.

1ээ. ФАНТАЗИЯ. ИДЕЯ В ПРЕДМЕТЕ -
Сильно выраженная и без случайности.
Это происходит в фантазии.

1юю. СЛУЧАЙНОСТЬ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
(Влияние внешних обстоятельств.)

1яя. ПРЕДМЕТ В ФАНТАЗИИ. ИДЕЯ. ОТНОШЕНИЯ.ПРЕКРАСНОЕ.
Вне всяких отношений, вне связи с окружающем. Различия идеи и её проявления нет. Изменение внешних отношений, не внутренних.(232.)
Прекрасное не реальный предмет, а его образ в фантазии.

2а. ПРЕКРАСНАЯ ФОРМА. МАТЕРИЯ.
Действие лишь поверхности предмета.  Наружный вид тела человека на картине.
Предмет освобождён от посторонних случайных примесей.
Предмет (= прекрасное) - чисто формальное существо.
Это отделение формы от материи. (Уч. Гёте, Шиллера.)

2б. ИДЕЯ=СОДЕРЖАНИЕ. ФОРМА.МАТЕРИЯ.
Уничтожение материи, слияние содержания с формой, форма получает своё значение от идеи. (Форма здесь вовсе не главнее идеи-содержания.) Но идея должна вполне выразиться через форму и быть ясной. (233.)

2в. ИДЕЯ. ФОРМА. НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО.
Безнравственная идея сама себя изобличает, погибает от своей ложности и губит форму.  Не может быть хороша форма и плоха идея.

2 г. ИДЕЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
Несовременная. Но такой идеи нет в истинно талантливом произведении.

2д. ДОБРОЕ И ПРЕКРАСНОЕ.
Добро: главное сущность, внешность не важна.Недовольно миром, борется с его недостатками.
Прекрасное: ценит внутреннее содержание по его проявлению во внешней форме. Успокаивается, удовлетворяется своим предметом. Бескорыстно, без личного интереса.


Рецензии