Вернадская ноосфера
Безусловно, французские философы предложили понятие ноосфера для описания разума как особого природного феномена. Но наибольший вклад в разработке учения о ноосфере внёс российский учёный, имя которого неразрывно связано с этой концепцией, Владимир Иванович Вернадский.
«В точном смысле слова Вернадский не был и геологом, как не был он биологом, химиком, почвоведом, историком, хотя мог бы быть и тем и другим. Он не был просто натуралистом –он был натуралистом-мыслителем», -пишет об этом великом учёном один из его биографов
В современной массовой культуре гипотеза ноосферы Вернадского относительно востребована у писателей-фантастов и у создателей компьютерных игр.
Действительно, возможность существования сферы разума, окружающей Землю, даёт множество возможностей для переосмысления и различных трактовок ей функций, значимости, самой системы действия, что является плодотворной почвой для фантастов. В первую очередь стоит вспомнить о серии компьютерных игр «Сталкер», в игровую вселенную которой переосмысленное понятие «ноосфера» активно используется и, более того, служит одной из сюжетообразующих составляющих. По сценарию игры после научных экспериментов на месте Чернобыльской АЭС (Чернобыльской зоны отчуждения) возникла так называемая Зона –населённая монстрами территория и являющаяся основным местом действия в игре. Появившаяся в итоге экспериментов ноосфера начала осознавать себя как мыслящую личность и научилась затрагивать человеческое сознание. «Родилось сознание ноосферы и её логика находится за пределами человеческого понимания —это супер-интеллект, однако в то же время она напоминает новорожденного ребёнка».
По замыслу создателей игры (компании GSC Game World), если устранить, например, все негативные эмоции из ноосферы, они станут недоступны и людям. Посему была создана команда «О-Сознание», цель работы которой –влияние на ноосферу. Учёные из этой команды попытались, по сценарию игры, штурмовать ноосферу, что и привело к незамедлительной Второй катастрофе в 2006 году, после попыток на глобальном уровне воздествовать на ноосферу посредском некоего пси-излучения. «Вторая катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла в 2006 году. 12 апреля в 14:33 эксперимент вышел из-под контроля. Произошёл так называемый «пробой»,аномальная энергия ноосферы хлынула на поверхность планеты. Из-за этого определённая область на Земле перенесла изменение физических законов, топографии, появились странные явления, необъяснимые современной наукой. Впоследствии территория стала известна как Зона».
Истинное понимание того, что есть ноосфера в мире «Сталкера», каковы настоящие цели команды «О-Сознание» и методы их работы не раскрываются создателями. Разобраться в этом запутанном мире Зоны и информационной оболочки этого мира, трансформировавшегося во время вымышленной Второй катастрофы, могут только истинные поклонники этой игры.
Об отражении гипотезы ноосферы в каком-то масштабном и значимом литературном произведении говорить сложно. Тем не менее, писатели-фантасты прибегают к использованию интересной мысли Вернадского о существовании разумной сферы Земли в своих произведениях. Одним из ярчайших примеров обращения к гипотезе ноосферы и её переосмысления является рассказ Альберта Шатрова «Есть контакт!» Это небольшое литературное произведение о том, как землянам удалось вступить в контакт с разумной цивилизацией, живущей на одной из планет в созвездии Близнецов. Двум столь далеко отстоящим мирам удалось найти друг друга благодаря неизвестному ранее умению ноосферы Земли контактировать с ноосферами других планет.
«Мол, разумные оболочки обитаемых планет, как сложные для простого человеческого и гуманоидного понимания системы, каким-то образом между собой контактируют, что и выражается в феномене контактантов. А если учесть, что причисляющих себя к таковым предостаточно, то получается, что всякая ноосфера имеет контакт и стаковым же количеством иных цивилизаций, что, конечно, не могло не радовать».По мысли фантаста, ноосферы использовали в качестве трансляторов-контактёров случайных людей –по одному на Земле и на планете гуманоидов –Терре. Прислушавшись к контактёру на своей планете, инопланетяне смогли не только получить данные о Земле, но и добраться до неё, благодаря своим высокоразвитым технологиям. Таким образом, по писать-фантаст Альберт Шатров переосмысляя гипотезу ноосферы присваивает ей новые свойства –способность транслировать себя через человека и контактировать с ноосферами других планет, на которых есть разумная жизнь.
Интересен и подход писателя Дмитрия Глуховского, автора романа «Метро 2033», который лёг в основу компьютерных игр. Он тоже придал новое звучание гипотезе ноосферы, переосмыслив её по-своему: именно в ноосфере находился ад и рай, в которые попадали души живых существ после смерти. По роману, после глобальной катастрофы, которая привела к разрушению информационной оболочки Земли, души умерших остались запертыми в тоннелях московского метрополитена.
В некоторых фантастических произведениях, в которых так или иначе отображена гипотеза о существовании и развитии разумной оболочки Земли, эта оболочка не названа напрямую ноосферой.
Например, можно говорить о том, что идея Вернадского о сфере разума и фантастический мир планеты Пандоры, созданный в известном фильме Джеймса Кэмерона «Аватар» во многом сходны главенство информации над всем тесно связанным между собой живым на планете. На Пандоре научная мысль не управляет всем, напротив, уклад жизни коренного населения больше приближен к укладу традиционного общества.
Тем не менее, ноосфера в понимании Вернадского и существования хранилища информации –огромного священного дерева Эйвы и влияние его разума на живых существ фильме Кэмерона –имеют много общего. Примеров того, как в фантастических произведениях гипотеза ноосферы находит своё отражение, более чем достаточно. Где-то они выражены явно, посредством прямых отсылок, где-то полунамёками, в иных и вовсе содержатся сходные идеи. Но если авторы этих произведений не задумывались об учении Вернадского при создании своих произведений, в которых так или иначе проявляет себя версия существования разумной оболочки Земли, то сторонники этой гипотезы вполне могут использовать это как доказательство её существования
В. И. Вернадский рассматривал различные гипотезы панспермии в историческом контексте, он пришёл к заключению лишь об извечности жизни в течение геологического времени. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.
Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.
Основные предпосылки возникновения ноосферы:
расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.
Пансперми(sperma) — «семя») — гипотеза о возможности переноса живых организмов или их зародышей через космическое пространство (как с естественными объектами, такими как метеороиды, астероиды или кометы, так и с космическими аппаратами). Следствием гипотезы является предположение о зарождении жизни на Земле в результате занесения её из космического пространства.
Хотя возможность переноса живых организмов через космическое пространство (например, в результате микробного загрязнения космических аппаратов) в настоящее время рассматривается как вполне реальная, не имеется никаких общепринятых свидетельств того, что процессы панспермии действительно имели место в истории Земли или Солнечной системы.
Крупные учёные избегают темы происхождения жизни, поскольку наука исследует повторяющиеся явления, а уникальные относятся скорее к философии, религии и другим областям человеческой деятельности. Говорят, что выдающийся генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский имел обыкновение на все вопросы о происхождении жизни на Земле отвечать: «Я был тогда очень маленьким, и потому ничего не помню. Спросите-ка лучше у академика Опарина…»
Возникновение жизни, или абиогенез — процесс превращения неживой природы в живую; в узком смысле слова под абиогенезом понимают образование органических соединений, распространённых в живой природе, вне организма без участия ферментов. Альтернативой абиогенеза в этом смысле является панспермия.
Согласно современным моделям, на Земле жизнь возникла около 4,1—3,8 млрд лет назад
В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни», которая в 1938 году была переведена на английский и возродила интерес к теории самозарождения. Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их Коацерватные капли, или просто коацерваты.
Согласно его теории, процесс, приведший к возникновению жизни на Земле, может быть разделён на три этапа:
Возникновение органических веществ
Возникновение белков
Возникновение белковых тел
Свидетельство о публикации №117080708198
С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики).
В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. В эзотерических и оккультных системах, таких как гностицизм, каббала, теософия и другие, космизм связан с представлением о Вселенной, управляемой невидимыми сверхъестественными силами, и соотносится с астрологическими представлениями о взаимосвязи звёздного неба с духовным и телесным аспектами человека.
С точки зрения науки, космизм подразумевает космогонию — использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта—Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительности Эйнштейна и других
Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы, хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» (фр. philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии. Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским. В 1980—1990-х годах в российской литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие). Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями русского космизма, такими как религиозно-философское, поэтически-художественное, эстетическое, музыкально-мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими
Анфиса Третьякова-Федина 07.08.2017 19:59 Заявить о нарушении
Анфиса Третьякова-Федина 07.08.2017 20:11 Заявить о нарушении
Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей»
На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Профессор-правовед М. Н. Кузнецов и юрист И.В.Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма», в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем.
Анфиса Третьякова-Федина 09.08.2017 15:40 Заявить о нарушении