Родом из Колымы

В конце 70-х годов директора школы-интерната Михаила Семёновича перевели в Магадан. Кажется, в спортивную школу. Дети очень любили его.  Чем-то похож на Макаренко: руки за спиной, долговязый, несоразмерный. Смотрел из-под очков на проказника и тихо с ним говорил так доходчиво,что невозможно было отвести взгляд. Краснел сам ,как ребёнок, за поступки коллег. И вот он уехал. 

Нового директора прислали из соседнего посёлка. Уверенный, знающий пед.работу.Но у нас другой контингент, и он тогда не мог этого учесть. Первым делом он задумал отремонтировать наше убогое здание. Деньги РОНО ему отпустило. 

Впереди летние каникулы, но в школе оставались дети, примерно 50 ребят, которых никто не мог забрать на лето. Переселить их некуда, так как ремонт капитальный, с первого по третий этаж,выполнялся небольшими силами: техническими рабочими и учителями. 

Директор решил развезти детей к  родителям, которые были лишены на тот момент родительских прав. Усадили всех в школьный автобус "коробочка".Водитель был из репрессированных,но очень добрый человек. Мы поехали по Колыме развозить детей, они,естественно, очень заволновались, скорее встревожились. Я думала от того, что долго не видели пап и мам. Но потом поняла причину. 

Первая семья жила недалеко от Магадана в коммуналке. Мы к  ним еле достучались. Было слышно, что в комнате нетрезвые люди. Когда хозяева открыли дверь, то так и не поняли, что к ним привезли сына. А сын, рослый девятиклассник, стоял и переминался с ноги на ногу по эту сторону от порога: ему было стыдно, и он,так и не перешагнув через порог, стал нас умолять скорее уехать. Комната была завалена бутылками, грязной посудой, и не было намёка на место для ребёнка. «Что-то» лежало на кровати и возмущалось тем, что мы приехали,предварительно не сообщив. Сына родители и не признали. Я, расстроенная, вернулась с мальчиком в машину. Водитель сочувственно посмотрел на меня,и мы поехали дальше... 

Где-то по колымской трассе заехали в посёлок барачного типа. Зашли по адресу. Открыли дверь незапертой комнаты - хозяев нет. Огляделись: три кровати. На пустых сетках вместо постельного белья лежали мешки. Матрацев здесь и в помине не было. Посреди комнаты стоял таз с помоями и мочой... Жутко стало. Соседка промямлила, что хорошо, что детей забрали, а то они могли бы сутками сидеть закрытыми и питаться помоями. Прямо в бараке на несколько семей был туалет - большая комната с отверстиями в полу, без разделения на «М» и «Ж»,вонь стояла по всёму бараку. 

В том же составе мы поехали дальше, но в следующий барак я заходить не стала , сидела и плакала вместе с ребятами в машине. Дети не заслужили возвращения в прошлое: им не только дали право не жить в подобных условиях, но и дали возможность забыть его, а мы решили "проехаться по местам их памяти". Директор думал, что поступал гуманно, но не представлял, чем это обернётся. 

Водитель махнул большой ручищей и скомандовал нам сесть в машину и возвращаться в школу. Мне было всё равно как отреагирует директор.  Плача, я пересказала ему в "картинках" о нашей поездке. Вдруг принимается мудрое решение: освободить классную комнату при входе, отнести туда матрацы и разместить в ней  всех детей, и малых и больших. Так  и прожили,  радостно и счастливо, до конца каникул. 

Старшеклассники с удовольствием приняли участие в ремонте. Им оплатили их труд... Как это сделал директор? Что-то опять нарушил - рисковый был человек. А я потихоньку вечерком водила детей мыться к себе, так как душевые в школе тоже не работали из-за ремонта. 

Дети остаются детьми: они быстро забыли этот неудачный вояж. Но я не забыла, остались шрамы на сердце. Думаю, потом они добавлялись за много лет работы с детьми-сиротами. Позже я дала определение этому состоянию : сердце" плачет кровью". 

В следующие каникулы директор нас отправлял и в Синегорье, где купались в холодной реке Колыме и жили в местной школе,отправляли и в пионерский лагерь на побережьи Охотского моря в посёлоке Армань, там наелись красной икры во время нереста, и в свой палаточный лагерь в посёлке Сплавная, роскошное место с вкуснейшей жимолостью,толкли её с сахаром и каждый день наедалисьот пуза. 

Лето на Колыме разное: теплее к центру, но с москитами, к морю холоднее, с туманами. Красивейшие места. Для этих детей Колыма - родина. 


Рецензии
До этого рассказа я знала про две школы-интерната - одна в совхозе Илийском - для детей чабанов и вторая, уже в Крыму, в поселке Гвардейском, где последние годы работала моя мама. Помню, кого-то из этих интернатских ребят мама привозила домой - на выходные или каникулы, в гости. Помню, что это был тихий, спокойный мальчик. Помню мамины рассказы о быте этих ребят. Так как время было еще советское, мама говорила, что кормили их очень хорошо. Труднее было воспитывать этих ребят, чье развитие отставало от нормы. Надо было жить жизнью этих ребят, отдавать им всю себя. Понимаю, как это было непросто...

Елена Мюнстер   06.08.2017 22:21     Заявить о нарушении