Лосев и Античный космос 7

      Давайте посмотрим со стороны на неподготовленного человека, пытающегося мыслить или беседовать. Произведём так сказать, возможное наблюдение. Что прежде всего будет бросаться в глаза? Мысль не держится или плохо держится, теряется, превращается, не может высказать саму себя, а когда высказывает, то сама же собой остаётся нередко недовольна(это конечно при наличии живого человеческого чувства), потому как при отсутствии этого чувства, человек несмотря на все свои "бе" и "ме" вполне собой доволен. Что ещё? Мысль собеседника плохо слышится. Столь же плохо, как и своя. Не следует думать, что человек коряво выражающий и туго слышащий свои мысли будет прекрасно слышать чужие - здесь один закон работает - осуществляется работа одних и тех же механизмов. И это ещё раз подтверждается тем, что близость себя к себе нисколько не помогает - казалось бы, кто лучше тебя услышит как не ты сам, казалось бы как себя то не знать - изнутри так сказать и будучи себе тождественным. Ан нет, заковырка получается, так мы только предполагаем невольно, а на деле - механизмы одни и те же: знать себя всё равно, что научится знать другого и наоборот. Но в нашем-то случае знания нет ни там, ни там, и зачастую это незнание прикрыто ещё и обманом - уверен, что знаю... То есть мы с вами рассматриваем "довольно тяжёлый случай" и то, что он вполне распространённый никого не спасает.
       Давайте теперь зададимся вопросом: что перед нами? Что тут есть и чего тут нет? Оказывается, что тут есть мысль человека, какая-то, пусть и самая "плохенькая" и вокруг неё-то всё и вертится, пытаясь родиться в потугах и толчках, и рождаясь всякий раз с переменным успехом. А чего тут нет? Тут нет поля наведения, в котором как раз и возбуждаются, и появляются мысли вообще, нет смены мысли, нет её развития, в общем нет ни течения мышления, ни условий при которых оно может течь. Здесь есть собственная мысль как гвоздь, торчащая в башке человека. Гвоздь забит наполовину - ни туда, ни сюда - его и наружу не вытащишь, чтобы с ним ознакомиться, и внутрь не загонишь, чтобы там внутри ему задумалось как следует - застряло, как говорится. Движения нет. Бесспорно, печальное зрелище и может быть потому, что нам всегда невыносим вид любого печального зрелища, мы и спешим его чем-то прикрыть, мы воспринимаем его в глупых радужных красках - неспособности не замечаются, проблемы опускаются и остаётся только чувство - "моё мнение", моё убеждение, моя мысль. Значит, основная фальшь человека далёкого от мышления, заключается в смещении центра тяжести или фокуса преломления. Для мыслителя этот центр располагается не в нём самом, а в культурном и мыслительном пространстве, историческом плане предмета, в заново работающем контексте и формах-машинах, позволяющих мыслить и отталкиваться. Мыслитель знает, что мысль меняется, и меняет свой фон, отражается, возрождается, звучит по новому - что мысль движется, что она флуктуация определённого поля наведения на тему, что вообще на свете нет мнений, а есть вопросы и проблемы, ответы и решения. Не мыслитель, обычный человек ни о чём вышеперечисленном не догадывается, единственный островок за который он способен держаться, это его мысль, две или три, которые тут же им оформляются навеки вечные как его мнения, - поскольку таким образом они приобретают иную значимость и иной статус - дело мышления переводят в план человеческих характеристик и достоинств - мысль должна уважаться в любом случае, как и человеческая личность вообще, любая. И вот человеком совершается такой неосознанный "подлог": вместо того, чтобы мысль рассматривать в её отношении к себе, к мышлению, к сути происходящего, её завязывают и перекидывают на иной план - "так ты уважаешь меня или нет?" - ты уважаешь МОЁ мнение или нет?"
       Горькая это подмена, потому что человек сам себя тем наказывает.
       Всякое движение теперь, всякое возражение на свою мысль, воспринимается как "насилие", "поползновение" и "претензия" заставить "меня мыслить иначе" и вызывают, соответственно, протест. Человек спасается бегством - заканчивая стандартной фразой " ну у тебя своё мнение, а у меня своё", он прерывает и своё, и твоё, закрывает все возможности и тебе, и себе, и уходит с чувством удовлетворённого самолюбия - ну как же, "достоинство то человеческой личности я отстоял". И невдомёк ему вовсе, что никто на него и не покушался.
Так, не имея опыта реального человеческого развития, человек предстаёт не ищущим его и не открытым ему, но "околпаченным ходульными общественными представлениями", чья власть железно удерживает его в инертности, косности, неподвижности собственных установок. Чтобы человек развивался, он должен иметь выход на свои собственные установки, но любое прикосновение к этим установкам, человека пугает, многократный жизненный опыт подсказывает ему, что таким образом, осуществляется на него давление. В человеке моментально срабатывают иные защитные механизмы, перекрывающие всем доступы и подступы к "святая святых".
       Когда философия начинает работать с такими людьми, а она всегда начинает с ними работать, когда они с ней знакомятся))), она тратит уйму сил и энергии не на положительное продвижение, а на "расчистку" от завалов и наносов общественного хлама на статичные личные убеждения. Невозможно представить себе, чтобы статика не приобретала таких завалов. Подлинная философия резко контрастирует с ними. Вот почему "открытие" философии почти никогда не совершается легко. Если только вы не гений, не знакомый ни с какой статикой, вы первоначально будете "наталкиваться" на философию, "налетать" на неё, "буксовать" на месте, несомненно сопровождая такие негативные явления ругательствами в адрес "непонятной" философии и не догадываясь, что истинный виновник негативных явлений находится куда ближе к вам))). Не непонятная философия - ненужная заумь, а сами вы со своими статичными "скрепами" в голове являетесь для бедной философии "трудными орешками".
        Как известно, зачастую, человек развивается "пинком под зад"))), философия же не всегда имеет возможность дать "хорошего пинка".
        Ну ничего...
        Было время когда человек считал Землю неподвижной и центром Вселенной, потом пришлось расстаться с привлекательным заблуждением, было время когда пространство и время казались неизменными координатами, но пришёл Энштейн и "испортил нам жизнь")). Точно также никому не поможет то, что они считают свои мысли "неприкасаемой собственностью" и полагают насильниками всех тех, кто покушается на их "достояние" - мысли не собственности, от слова "ни разу", это знал уже Платон, просто философия всё ещё до нас не доходит, она идёт к нам и уже давно, но ещё не дошла)).


Рецензии