Ребёнок сочиняет музыку... 2450
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО
КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Статья к спецкурсу „Основы композиции“. - Томск, 2012
Сразу начну с того, что без творческой личности нам не построить позитивное будущее общество, т. е. не создать обнадёживающее будущее. Шаблонизация западных систем обучения и образования привела к катастрофической ситуации появления характерного нового человеческого типа "абсолютного потребителя", не желающего включаться в процесс создания новых духовных ценностей. Без творческого же и в особенности без культурно-творческого развития общество начинает вырождаться и погибать. Поэтому выдвинутая тема можно сказать вечно актуальна, но особенно она актуальна в наши дни - дни преклонения перед внесённым извне шаблоном. Для Европы, например, это – американизированный вариант жизнедеятельности и жизнепонимания, для России – европейский.
Налицо губительные процессы ценностной переориентации с внутреннего, почвенно-глубинного духовного роста личности на внешние "этикеточные" оценочные моменты (материальные возможности семьи, механическая напичканность какими-либо прагматическими сведениями и т.д.). В результате мы имеем современный антидуховный, материально-ориентированный антитворческий эгоистический тип личности с нулевым творческим потенциалом. В условиях недостаточной социальной защищённости старости инстинктивная погоня за элементарным внешне-материальным её обеспечением в ущерб всему духовно-созидательному продолжается. Новые, чисто материально-прагматические стандарты постсоциалистического общества толкают современную формирующуюся личность именно к такому развитию.
Колоссальный трагико-оптимистический социалистический эксперимент построения нового человека в нашей стране не прошёл даром. Достигнутые плюсы стоят перед глазами и взывают к нашему настоящему. Внутренний родник социального всенародного творчества первого в мире социалистического государства до сих пор соединяет нас с вечными – естественно-духовными креативными – ценностями. В любой случайности можно найти ростки этих творческих ценностей, пусть даже в незамысловатом, но сделанном своими руками весеннем детском кораблике...
Мы, развивая ребёнка творчески, сами приникаем к тому мощному его истоку, который звучит в нём неслышимыми потоками Универсума, мы подключаемся вновь как в "корабликовом" детстве к гармонии планетарных сфер, к тайне согласованности всего Мироздания:...
Детское композиторское творчество... Конечно, оно ведь может проявиться не в каждом, да и на каждого ребёнка не найдёшь учителя композиции... Но ведь всё может начаться с творческих уроков в музыкальной школе или со школьного учителя музыки, самого обыкновенного. Он-то и может пробудить во многих композиторско-творческое "я", может научить школьников записывать попевки нотами, а там, глядишь, и факультативный кружок организует... В одном только дело – нужно этого преподавателя научить руководить творческим процессом своих подопечных. В принципе так или иначе музыкально сочинять может почти каждый ребёнок, подросток и взрослый, как каждый может, скажем, написать сочинение по литературе.
На поздних этапах эволюции европейского музыкального мышления на основе двенадцатитоновой темперированной хроматической системы двенадцатитоновость используется по максимуму. Но, когда же речь идёт о сочинениях ребёнка и подростка, то имеет смысл ограничить звуковой спектр использованием диатонической музыкальной системы. Более того количество самостоятельных звуковых элементов (увеличение за счёт октавного повторения не в счёт) для активного сочинения можно ограничить 7-ю (гептатоника), 5-ю (пентатоника) и даже на самом начальном этапе 3-мя (трихордика)! Именно музыкальная речь в наибольшей степени подходит для творчества, поскольку в ней не существует жёстких, навсегда закреплённых комбинаций звуков как в вербальной речи (имеются в виду комбинации букв в словах), а также жёстких законов согласования музыкальных мотивов и фраз как в случае "непреклонных правил" склонения и спряжения. То есть речь идёт об огромной степени свободы в мире звукового выражения, которая раскрепощает фантазию гораздо в большей степени, чем творчество на уровне словесно-грамматических конструкций. Конечно есть самые различные музыкально-стилевые системы – чего стоит только одна классическая ладово-синтаксическая, но мы вовсе не обязаны "втискиваться" в классицизм – время XVIII века давно миновало, да и там многие (в особенности как раз "самые-то и классики": Гайдн, Моцарт, Бетховен) очень уж порой свободно обходились как с ладом, гармонией, так и с синтаксисом.
Итак первое, что нужно дать понять начинающему композитору, это то, что "сочинять музыку – нет ничего проще!" Наложение ограничений на начальном этапе конечно необходимо. Именно на этом строится систематический процесс преподавания. Вкус безграничной музыкальной свободы нельзя ощутить без начальных «ежовых рукавиц». Доступ к потоку предельной степени свободы музыкального выражения должен быть завоёван самим учеником в ходе его личной музыкальной эволюции. К тому же нельзя забывать, что смысл музыки – не звуковая вседозволенность, но, напротив, установление гармонии избранных музыкальных элементов, которая, в свою очередь, сможет создать гармонию и в сфере общечеловеческих отношений. Именно это и есть сакральная цель композитора...
Итак напомним, что сочинять музыку не только легко (причём для всех возрастов), но и просто необходимо, чтобы изменить всё внутри и вне себя к лучшему. Кроме того, отметим, что занятия композицией формируют заинтересованное отношение к звучащим вокруг художественно ценным музыкальным произведениям. Такие занятия являются уже не фоном для протекающей жизни, но плодами последней. Как эта интонация свежо звучит!... А может и я смогу очаровать слушателя и передать ему своё ощущение ну скажем этой красавицы-осени, которая как бы сама складывает поэтические строки...
ЛИТЕРАТУРА
1. Бергер Л.Г. Закономерности истории музыки// Музыкальная академия. –1993. - № 2. – 224 с.
2. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы: Исследо-
вание. – М.: Музыка, 1978. – 332 с.
3. Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию. – М.: Музыка, 1984. – 256 с.
4. Давыдова О.Д. Сюжетное варьирование на пути к импровизации: Мы рисуем музыку (с приложением). – Бийск, 1995.
5. Конен В.Дж. Театр и симфония. – М.: Музыка, 1975. – 351 с.
6. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики// Лосев А. Ф. Самое само. (Серия «Антология мысли»). – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1999. – 1024 с.
7. Муров А.Ф. Практические советы начинающим композиторам. – Ново-
сибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1989. – 53 с.
8. Петриков С.М.Текстуальное музыкальное мышление (синтаксический
интегрирующий аспект): Исследование. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. – 626 с.
9. Петриков С. М. Текстуальное музыкальное мышление// Музыкальная академия. – 1993. – № 2.
10. Соколов О. В. О принципах структурного мышления в музыке //Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974. – 336 с.
11. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск: Наука, 1993. – 591 с.
12. http://www.sergiusbuchner.de/Ein Weltstaat "Staat Erde"/Friedensmanifest: Einziger Weltstaat „Staat Erde“ – oder aber Nuklearkrieg. – Sergius Buchner (Petrikow S.M.): Eigene Internetressourcen/www.sergiusbuchner.de/Seite 17 – 2009.
13. Pfitzner H. Ueber musikalische Inspiration. – Leipzig: Musikverlag A.Fuerstner, 1940. – 97 S.
14. Riemann Sachlexikon Musik// Herausgegeben von W. Gurlitt und H.H. Eggebrecht. – Mainz-London: Schott. – 1087 S.
15. Wehle G. F. Die Kunst der Improvisation. II. Teil: Die hoehere Kompositi-onstechnik im Klaviersatz. – Leipzig: Musikverlag E. Bisping, 1928. – 203 S.
16. Westphal K. Vom Einfall zur Symphonie: Einblick in Beethovens Schaffens-weise. – Berlin: Verlag W. de Gruyter & CO, 1964. – 86 S.
Адрес фото открывается при редактировании
Свидетельство о публикации №117080307042