Вкус и гений

     Я оттолкнусь от того, что говорит Кант в "Критике способности суждения": "Для суждения о прекрасных предметах как таковых требуется вкус, для самого же прекрасного искусства, то есть для создания подобных предметов, требуется гений".
     Таким образом, вкус - есть начальное образование гения. Гений в зародыше или ещё неразвитый гений.
     Стоит ли говорить как слабо распространён даже неразвитый гений среди людей?!
     Причастность к прекрасным формам рождает и образует человеческий вкус. Такая причастность, будучи хотя бы раз осуществлённой в жизни, никогда и никуда затем не пропадает, но постоянно фонит в человеке и неосознанно или осознанно постоянно перенаправляет его в сторону искомого- знакомого... О таком человеке мы говорим - у него есть вкус. О прочих же нам приходится постоянно признавать, что они ограничены, частичны и ущербны в своих пристрастиях, что они подвержены внешним влияниям больше чем собственным установкам и что они каждый раз либо глупо судят, либо отказываются от суждений вообще, примыкая к внешней конъюнктуре. Люди, безвкусно одевающиеся, дурно питающиеся, залипающие на фирмы и марки, бирки и тренды - лишены гения и ничто по жизни самостоятельно их не ведёт.
      Трудно различимы также снобизм и вкус, но снобизм - скорее представляет из себя погоню за вкусом, нежели последний, потому что уже имеющийся вкус- всегда прост, в его основании не простота, что "хуже воровства", а желанная простота. Подлинный вкус находит себя не в экзотических предметах, к которым липнет сноб и которыми он "богатеет", в принципе за счёт них))), а в любых совершенных, а совершенными могут быть и самые неприметные на первый взгляд.
      Вкус - это достоинство человека, а не марочного вина, которое пьёт человек. Не Платон или Хайдеггер купленные по роскошной цене и поставленные на полку делают нас умными, не наличие прекрасного предмета в нашем владении, а соответствие нас самих этому прекрасному, гармония, что соединяет некоторое внутри и некоторое вовне. Вот почему сноб бывает порой не менее отвратителен, чем навязчивая безвкусица - "хрен редьки не слаще".
Но что формирует нашу подлинную причастность? Об этом писал Пруст - у него в романе были некоторые тётушки, которые считали, что если квартиру заставить всякими прекрасными произведениями искусства, то ребёнок будет расти среди этого и при этом станет прекрасным, как бы сам собой, но тётушки на самом деле ничего не понимали в этом - говорит Пруст. Никакого приобщения таким "прямым" способом не происходит. А философ сказал бы: этого недостаточно... Это и есть снобизм, который может распространяться не на одни марочные вина допустим, но и на произведения искусства тоже.
      Приобщение - это моё участие в прекрасном. Это гармоничные предметы, которые продолжают меня в мой мир - я выступаю в свой собственный мир через эти предметы и меня не трясёт на ухабах, меня не дёргает, не отвращает.
Вспомните "любимые вещи"... Почему среди огромного множества иных вещей только некоторые и исключительные - "любимые"? Для того, чтобы понять вкус нужно идти в этом направлении, а не в направлении внешне-изящного. Что вызывает любовь ребёнка именно к этой кукле или игрушке, когда рядом множество других дорогих или скажем на наш взгляд "красивых"? Я утверждаю, что вкус и гений ребёнка формируют любимые игрушки, а не абстрактно-красивые.

      Почему так? Потому что моя любимая игрушка - это я... Только лежащий вот там на диване или сидящий на окне. Потому что когда я ухожу из дома, меня дома остаётся ждать сам я, и я спешу к нему побыстрей. Потому что между нами полное взаимопонимание, доверие, тождество. Но разве вот этот мишка похож на меня? Если смотреть в зеркале, то нет, но если учесть что какие-то его неуловимые черты бесконечно мне нравятся, а любовь и есть достигнутая бесконечность, то конечно похож, подобен и потому единственен, как и я. Итак, вкус и является диалогом между единственными. Когда ребёнок движется через любимый мир предметов и этот мир в нём не подавляется и не задавливается, у него формируется вкус. Вкус - это способность узнать. Не что правильно - в социуме, или в книжках или ещё где, а способность узнать всякий раз, что составляет гармонию тебя с миром. Когда это становится понятно, тогда становится понятно и почему рядом со вкусом можно употреблять такие слова, как простота, естественность, свобода. И почему для достижения этой гармонии вовсе не обязательно пить дорогущее вино какого-то хрен знает какого года, хотя и это однажды может быть))). Последнее сказано против снобизма как вы понимаете.
      Таким образом, вкус не обязательно доводит нас до вершин прекрасного, эти вершины могут быть нам недоступны, но он придаёт нашей жизни не фальшивую устойчивость, равновесие, жизненную грамотность. Он - первоначало наших лучших свойств и даже если эти первоначала дальше не развернулись, не возмужали и не окрепли в общемировом смысле, как это происходит у гениев, по своей природе они - тоже самое что и гениальность вообще.


Рецензии