Ода учителям

 2009.

Ученье- свет! А неученых тьма!
Увы!  Но в этом мы не виноваты!
Постыднее учительской зарплаты
Пожалуй, лишь, достаток у бомжа.

Но, тот, кто душу факелом зажег,
Что бы рассеять в мире тьму незнанья,
Достойны наивысшего признанья,
И звания - УЧИТЕЛЬ! ПЕДАГОГ!

Казалось бы, чего такого в том,
Что ежедневно, поздно или рано,
Не выспавшись, порою, но упрямо,
Приходим мы вот в этот самый дом!

Собаки Павлова? О! Как они бездарны!
Сумел он научить их по звонку
Лишь слюни выделять, бежать к горшку,
Где сложены, там кости, иль бананы!

А мы, учителя! Для нас звонок-
Сигнал к труду, к атаке, шаг в бессмертье!
Считаете высокопарно? Но поверьте,
Что по иному я сказать не мог!

Друзья, представьте, даже у артистов
Есть три звонка! У нас всего один!
Но наш звонок - он наш же господин!
И остаётся только повиниться!

И в класс войти! И за твоей спиной
В бескрайной бездне опыт поколений,
Смертей, открытий, подвигов, сомнений,
И увлекаешь класс ты за собой!

Нет! Нет! Не класс! Сухое это слово
В строку мою, поверьте не встаёт!
Не класс, а человек с тобой идет,
Что бы достичь загоризонтья снова!

А вот, давайте, прямо здесь, сейчас,
За этим нашем праздничным застольем
Себе экзамен сами мы устроим.
Звонок! Урок! И мы заходим в класс!

Смотрите! Буковки слагаются в слова.
Вы, узнаете, это слово « мама»,
И вымытой становится  вдруг чисто рама,
И на дворе опять растет трава.

А дважды два- четыре!
     А, крещендо-
                Увеличенья звука.
А пастель-
мелки для рисованья- не постель.
А древнее приданье, есть легенда.

Ось ординат ввел математик Крамер.
А Карл Маркс был уж не так велик.
И не Колумб Америки достиг,
Там Америго первым след оставил.

А как запомнить падежи?
Иван,-
Да! Да! Иван!
Ведь он родил девчонку.
И, помните, велел тащить пеленку.
И падежи помог запомнить нам.

Да! В прочем ладно. Это словеса.
Но суть работы нашей безгранична.
Пусть буднична она и пусть привычна.
Как в море всем привычны паруса.

И каждый май детей мы провожаем.
И улыбаясь, заглушаем боль.
Уходит Грей, прощается Ассоль.
И снова паруса мы поднимаем.


2010 год.

Смотрите! Интеллект опять в цене!
И знамя знаний реет вновь над нами.
И год учителя сегодня по стране
Шагает семимильными шагами!

С чего он начался? А как же, в Новый год
На голубом экране вновь премьера.
Не «Дочь мента», не «Маленькая Вера»,
А «Школа» сериал теперь идет.

Полемики не будет! Я не спорю.
Все списано с натуры. Но, зачем?
Чтобы поднять престиж антикультуры?
Прокукарекать? Ну, а что за тем?

Какие выводы, находки и признанья?
Нет ничего! И только лишь одно!
Уверен, что министр образованья
Окончил школу, снятую в кино.

Как троечники вечно к власти рваться!
Творить, работать – это им претит.
Вот в кресло сесть, набычиться, надуться.
И делать вид, что он руководит.

Как у Жванецкого «Пень посреди дороги».
Мешает. Не проехать, не пройти.
И люди обивают их пороги.
А может просто их убрать с пути?

Уверен. Время точки все расставит.
И труд наш будет, как всегда в чести!
Ну, а сейчас, директор вас поздравит.
А мне поручено лишь тост произнести.

И каждый май детей мы провожаем.
И улыбаясь, заглушаем боль.
Уходит Грей, прощается Ассоль.
И снова паруса мы поднимаем.


2011 год.

Как Данко мы несли народу свет.
И сердца своего мы не щадили!
Но впереди уже просвета нет.
Что ж мы с образованьем натворили?

Чему? Зачем? И как детей учить?
Ответьте мне, пожалуйста, коллеги.
Учить дарить добро? Учить светить?
Но, ведь тогда получатся калеки,

Которые, покинув школьный дом
По жизни не пройдут. Увязнут как в болоте.
И с честностью своею и с добром
Жить будут лишь в грязи, не в позолоте!

Что должен им сказать, что надо лгать,
Обманывать, хитрить, и не жалея
Всех, всех, всех, всех безжалостно сметать
От собственной жестокости хмелея?

Нет! Не могу! Не буду! Не хочу!
И верю, не один я воин в поле!
Но, знаете, уже не по плечу.
Своим желаниям, порывам я не волен.

Когда же их хорошему учить?
Уже от бюрократов нет спасенья.
И днями нам приходится строчить
Отчеты, справки, планы, донесенья.

Прекрасно понимая, что потом
Никто бумаги эти не читает,
Но почему безропотным скотом
Тебя чиновник, все-таки, считает?

А, может, просто встать и всем уйти!
Но, только вместе. Сразу. Всем едино!
Я думаю, другого нет пути.
Иначе будет все не поправимо.

Как хочется, но это невозможно!
Открыть кингстоны? Шхуну потопить?
А, как же дети дальше смогут плыть?
Ведь им без капитанов очень сложно!

Да! В прочем ладно. Это словеса.
Но суть работы нашей безгранична.
Пусть буднична она и пусть привычна.
Как в море всем привычны паруса.

И каждый май детей мы провожаем.
И улыбаясь, заглушаем боль.
Уходит Грей, прощается Ассоль.
И снова паруса мы поднимаем

2012 год

Как много есть профессий в жизни этой!
Монтёр, доярка, слесарь, продавец,
Дизайнер, повар, врач, танцор балета,
Гимнаст, уборщик, токарь и певец!


Они нужны, прекрасны и почётны,
Но не про них сегодня речь пойдёт.
Уже сданы журналы и отчеты.
Закончился учебный этот  год.

Теперь – о главном. Кто герой поэмы?
Учитель! Без которого никак!
Он нужен всем. И эту теорему
Докажет даже двоечник! Итак…

Учитель нужен детям. Это верно!
Кому-то ж надо нервы потрепать,
До слёз обидеть и мотивом скверным
Проныть: «А я вообще-то тут хотела 5!»

Он нужен и родителям. Нормально!
Ведь кто-то должен взять вину за то,
Что их родной ребёнок шутит сально
И ноги в сапогах кладет на стол!

Начальству нужен? Не вопрос! Ещё бы!
Как хлеб и соль, как воздух и вода!
И, знаете ли, нужен он особо
В те дни, когда бумажки надо сдать.

Легко ли быть учителем? Едва ли…
Хотя опять же сверху господа
Весьма самоуверенно сказали,
Что быть им может кто угодно! Да!

А посему специальности «Учитель»
Такой, как прежде вроде бы была,
В дипломах у студентов не ищите.
Её отменят. Вот и все дела.

Весёлый год, не правда ли? Весёлый!
Реформы блещут, словно медный таз.
Однако жизнь идёт. И будут школы,
Такие же примерно, как сейчас.

И в каждом классе будут мальчик Митя,
И девочка Наташа – егоза,
Которые не скажут «наш учитель»
С обидой и презрением в глазах.

Которые решат (и будут правы)
Что школа – это тоже как семья.
Что их учитель – друг, а не забава,
Не цербер и не мальчик для битья.

И вот тогда заноет в сердце что-то,
И станет удивительно легко…
И мысль «дурак, меняй, меняй работу!»
Уйдет от нас куда-то далеко.

И пусть опять рычит система наша,
Как загнанный, задетый пулей зверь.
Пока есть в школе Митя и Наташа,
Для нас всегда открыта эта дверь…

Да! В прочем ладно. Это словеса.
Но суть работы нашей безгранична.
Пусть буднична она и пусть привычна.
Как в море всем привычны паруса.

И каждый май детей мы провожаем.
И улыбаясь, заглушаем боль.
Уходит Грей, прощается Ассоль.
И снова паруса мы поднимаем



P.S.

Работал я без славы и без денег.
Раз так, то значит в этом что-то есть.
Я ухожу, надеясь, что приемник
Продолжит эту оду в вашу честь!

Строки 2012 года, до слов "...Для нас всегда открыта эта дверь…"
 написаны не мной. Я их нашел «в контакте». Автор какая-то девушка, учитель.




2022 г. Ода учителям.

Как стремительно мчатся года!
Вот опять мы этап завершаем,
Вот опять мы детей провожаем.
А, ведь, кое-кого, навсегда.

Год прошедший, конечно особый.
Чем запомнится нам этот год?
Да! Директор теперь в школе новый.
Да и день по-другому идет.

Нет, уж, модулей. Только уроки.
И Хасановой легче теперь.
С расписанием меньше мороки.
Коль не веришь, часы свои сверь!

Ведь 17- не 34!
Это легче в журнал записать.
Но про «модуль» забыть мы не в силе.
Кто-то хочет вернуть их опять.

Вип места даже в школьной столовой.
А, вот зала нормального нет!
И на сцене не Ленский с Ростовой,
А КОТЛЕТА, КОМПОТ, ВИНЕГРЕТ!

А лавины отчетов и справок?
И портфолио   надо сдавать.
Вот приказ, что теперь я «наставник».
Должен в конкурсе я побеждать.

Как привыкнуть ко всем сокращениям?
ГБОУ СОШ, ОКР и ЕГЭ,
ППЭ- это ведь «помещение»,
А у нас есть еще и «Три «Г»!

Я в РОНО заезжаю порою.
И тревожит картина меня.
Документов укрывшись горою,
Над бумагами череп склоня,

Бьют по клавишам, яростно тыча.
Контролируют тщательно нас.
Но хочу я спросить: Вы учитель?
Сколько раз заходили вы в класс?

По ночам проверяя тетради,
А потом, засыпая без сил,
Вы шептали во сне: «Бога ради!
Дай на завтра, пожалуйста, сил!»?

Я не спорю. Да есть измененья.
Парты новые. Супер- доска!
Только кошкой скребутся сомненья,
Только гложет порою тоска.

Разучились здороваться дети.
Внешний вид -как парад циркачей.
Матерятся. Нельзя не заметить,
Что вот так мы теряем детей.

Докладные строчим, объясненья,
Вдруг родители в суд подадут.
С каждым днем все сильнее сомненья,
А туда ли дороги ведут!

Может плюнуть на все. Согласиться,
Не учить, а услуги давать!
В праздник сразу ведь жизнь превратиться!
Столько денег начнем получать.

«Тройка»-рубль. «Четверка»- дороже!
Ни к чему теоремы учить.
А зачем? Если папочка может
За сыночка и дочку платить!

Я 100 тысяч отдал, что бы дочке
Операцию сделал хирург.
А вот если б его бы сыночек
В моем классе учился бы вдруг.

И задумавшись, вдруг, на досуге,
Начинаю задачу решать-
Что ж, нам цены взвинтить за услуги,
Что б безбедно по жизни шагать?

Не могу! Мне ведь даром вручило
Государство когда-то диплом.
То, что раньше Советами было,
А теперь вдруг зовется «совком».

Только гордость моя не угасла
И диплом я не зря получил.
Знаю, в класс я входил не напрасно!
Не услуги давал, а учил!

Что ж, пора бы поставить мне точку.
Ухожу я из класса, друзья.
Эту оду я так же закончу,
Как другие заканчивал я.

И каждый май детей мы провожаем.
И улыбаясь, заглушаем боль.
Уходит Грей, прощается Ассоль.
И снова паруса мы поднимаем.


Рецензии
Я уже рыдаю. За такие стихи... хочется на колени встать. Жаль, что это не услышала Ваша коллега, ИринСанна. А насчёт дипломов - в точку. Учитель труда уже тогда (2005) назывался "Педагог технологии и предпринимательства"... Хотя по факту мы учим и они нас так же учат...каждый день.

Аля Ромашева   09.03.2018 03:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.