Отголоски культа Велеса в образе Шубина
Давно известно, что в подземельях скапливается газ. Если рванет – мало никому не покажется. В старину на Парамоновских шахтах с напастью боролись так: нанимали из самых отпетых и отчаянных пропойц (потому что больше никто не соглашался) человека. Надевали на него мокрую шубу, давали в руки факел, и шел он обходом по забоям. Деньги за промысел этот платили хорошие, но и гибло – горело, взрывалось – таких бедолаг немало. И поползли в народе слухи, что бродит под землей призрак старика с факелом. А одет старик в мохнатую шубу. Вот из-за неё-то и прозвали деда Шубиным. Если услышит шахтер Шубина – шаги и надсадный кашель – значит, быть беде, но от беды этой уберечься можно. Вроде как предупреждение получается. Того же, кто Шубина увидит, ждет в шахте неминуемая смерть.
Рассказ собеседника о его личной «встрече» с Шубиным сводился к следующему:
Как-то раз, еще в шестидесятые годы, попал он в самый дальний забой. Дело было на майские праздники, так что из всей бригады, как самый молодой и стойкий, в ту памятную смену вышел работать только он. Когда наступило время условного обеденного перерыва, он решил вздремнуть, предварительно потушив свою коногонку. В темноте рядом с ним раздались шаги. Шахтер в испуге включил лампу, но никого не увидел. Снова выключив свет, уже ради эксперимента, он отчетливо услышал шарканье чьих-то ног да к тому же ещё и хриплый кашель. Тут же вспомнив о Шубине, рассказчик решил подобру-поздорову убраться из забоя, и как можно скорее. Дорогой он отчего-то сбился с хорошо знакомого пути, заплутал и вышел совсем не там, где его ждали. Люди встретили героя как живого покойника – оказывается, во время его подземного путешествия там, где он должен был пройти, случился обвал. «Шубин меня пожалел» – этими словами обычно заканчивал рассказчик свое повествование.
Нелишне добавить, что фантазия угледобытчиков наделяет Шубина, кроме перечисленных атрибутов, также горящими глазами и копытами. А шуба иногда переосмысляется просто в густую шерсть. Учитывая то, что в некоторых вариантах легенды Шубин мог не только спасти или погубить шахтера, но и указать ценный пласт антрацита, мы можем составить представление о нем, как о некоем архетипическом владетеле подземных богатств. Сам статус «старика» роднит Шубина с такими персонажами, как норвежский «Доврский старец» (легендарный король троллей) и «стары люди», описанные П. П. Бажовым («Дорогое имечко», «У старого рудника») – т. е., с древними хтоническими хранителями недр. А одной из древнейших культовых хтонических фигур, как известно, являлся пещерный медведь, почитавшийся еще неандертальцами и весьма напоминающий Шубина своей природной мохнатостью. Согласно выводу чешского палеонтолога И. Аугусте, именно культ пещерного медведя породил легенды о драконах*, с которыми у представителя донбасской демонологии имеется то общее, что он тоже несет огонь. Ну, а кто в славянском пантеоне сочетает в себе черты медведя, дракона-ящера и к тому же обладает вполне «шубинскими» копытами… О сем читатель вполне в состоянии догадаться самостоятельно.
* «Вряд ли можно сомневаться в том, что некоторые сказки о драконах и гидрах возникли под впечатлением находок старых костей и черепов пещерных медведей, зловеще торчавших из стен в темных лабиринтах пещер» / Аугуста И., Буриан З. «По путям развития жизни. – С. 60
Свидетельство о публикации №117072909206