Отголоски культа Велеса в образе Шубина

У горняков всех стран, времен и народов издавна бытуют легенды о «хозяине подземья». Шахтеры Донбасса зовут его Шубин. Справедливо говорят, что в каждом горняцком поселении существует своё предание о том, «откуда есть пошёл» суровый Хозяин. Но, несмотря на обилие материала, возможным представляется выделить всего три оригинальные версии происхождения этого персонажа. Согласно первой, фамилию Шубин носил шахтер, погибший в забое по вине «клятого» начальства (иногда здесь в сюжет вплетается загубленная любовь), и от души этому самому начальству отомстивший. По второй, Шубин, наоборот, сам был злым владельцем шахты, в недра которой в один прекрасный день безвозвратно канул, вероятно, не без участия таивших обиду работников, учитывая, что случай мог иметь вполне реальную основу. Третью историю незадолго до своей смерти поведал автору этих строк старый шахтер из Ростовской области:

Давно известно, что в подземельях скапливается газ. Если рванет – мало никому не покажется. В старину на Парамоновских шахтах с напастью боролись так: нанимали из самых отпетых и отчаянных пропойц (потому что больше никто не соглашался) человека. Надевали на него мокрую шубу, давали в руки факел, и шел он обходом по забоям. Деньги за промысел этот платили хорошие, но и гибло – горело, взрывалось – таких бедолаг немало. И поползли в народе слухи, что бродит под землей призрак старика с факелом. А одет старик в мохнатую шубу. Вот из-за неё-то и прозвали деда Шубиным. Если услышит шахтер Шубина – шаги и надсадный кашель – значит, быть беде, но от беды этой уберечься можно. Вроде как предупреждение получается. Того же, кто Шубина увидит, ждет в шахте неминуемая смерть.

Рассказ собеседника о его личной «встрече» с Шубиным сводился к следующему:

Как-то раз, еще в шестидесятые годы, попал он в самый дальний забой. Дело было на майские праздники, так что из всей бригады, как самый молодой и стойкий, в ту памятную смену вышел работать только он. Когда наступило время условного обеденного перерыва, он решил вздремнуть, предварительно потушив свою коногонку. В темноте рядом с ним раздались шаги. Шахтер в испуге включил лампу, но никого не увидел. Снова выключив свет, уже ради эксперимента, он отчетливо услышал шарканье чьих-то ног да к тому же ещё и хриплый кашель. Тут же вспомнив о Шубине, рассказчик решил подобру-поздорову убраться из забоя, и как можно скорее. Дорогой он отчего-то сбился с хорошо знакомого пути, заплутал и вышел совсем не там, где его ждали. Люди встретили героя как живого покойника – оказывается, во время его подземного путешествия там, где он должен был пройти, случился обвал. «Шубин меня пожалел» – этими словами обычно заканчивал рассказчик свое повествование.

Нелишне добавить, что фантазия угледобытчиков наделяет Шубина, кроме перечисленных атрибутов, также горящими глазами и копытами. А шуба иногда переосмысляется просто в густую шерсть. Учитывая то, что в некоторых вариантах легенды Шубин мог не только спасти или погубить шахтера, но и указать ценный пласт антрацита, мы можем составить представление о нем, как о некоем архетипическом владетеле подземных богатств. Сам статус «старика» роднит Шубина с такими персонажами, как норвежский «Доврский старец» (легендарный король троллей) и «стары люди», описанные П. П. Бажовым («Дорогое имечко», «У старого рудника») – т. е., с древними хтоническими хранителями недр. А одной из древнейших культовых хтонических фигур, как известно, являлся пещерный медведь, почитавшийся еще неандертальцами и весьма напоминающий Шубина своей природной мохнатостью. Согласно выводу чешского палеонтолога И. Аугусте, именно культ пещерного медведя породил легенды о драконах*, с которыми у представителя донбасской демонологии имеется то общее, что он тоже несет огонь. Ну, а кто в славянском пантеоне сочетает в себе черты медведя, дракона-ящера и к тому же обладает вполне «шубинскими» копытами… О сем читатель вполне в состоянии догадаться самостоятельно.

* «Вряд ли можно сомневаться в том, что некоторые сказки о драконах и гидрах возникли под впечатлением находок старых костей и черепов пещерных медведей, зловеще торчавших из стен в темных лабиринтах пещер» / Аугуста И., Буриан З. «По путям развития жизни. – С. 60


Рецензии