Репризы при смене декораций. Анри Бейль Стендаль
Я с ужасом замечаю, что за последние лет 30-40 поколение людей, даже среднего возраста, кроме "Трёх мушкетёров", и то, благодаря ещё советскому фильму, незнакомы с такими титанами французской классической литературы, как Бальзак, Анри Бейль, Виктор Гюго, Анатоль Франс, Александр Дюма, Ромен Ролан, Эмиль Золя, Флобер и даже - Мопассан. В эпоху "Гибели Европы", под тяжёлой стопой США, обесценены какие либо культурные и нравственные ценности той Европы, которую мы любили, начиная со времён Раблэ, Франсуа Виньона, Мишеля Монтеня, испанца Серватеса, французского "немца" Гольбаха и, конечно, Вольтера.
Миниатюрные и дорогие цифровые гаджеты (гад-же-ты!) заменили людям начитанность, образованность, а многим - реальный мир. Клиповость сознания вторгается в философию и традиции политиков и дипломатов и даже - в рецидивы лженаук.
Была, хоть и слабая надежда, что именно русский читатель наследует обе великие литературы - русскую и французскую. Увы! Напрочь забыта ёмкая формула Максима Горького: "Любите книгу - источник знания".
И всё же поговорим сегодня о Стендале. Когда появились его первые романы, вся критика обрушилась на Бейля, обвиняя его "в отсутствии стиля". Критиков быстро утихомирил Бальзак, заявив во всеуслышание, что "у господина Стендаля не стиль,
у него подлинно стиль". Вся жизнь Бейля не только совпала с эпохой Наполеона. Он служил в войсках Бонапарта во время похода на Российскую империю. Обладая невероятной памятью он служил главным, или одним из главных интендантов
двухсоттысячной армии. И всё держал в голове! Наполеон доверял ему при исполнении столь ответственной должности.
Шутка сказать – держать в голове огромные цифры снабжения фуражом огромного количество лошадей и в порядке - гужевой транспорт. Ни железных дорог, ни приличных проезжих дорог не было в России начала века. А провиант, а вода для огромной армии и целые обозы с бочками вина…
Потом крах Наполеона, крах карьеры, крах эпохи…
И всё, что затем последовало, как и у многих бывших офицеров, выброшенных из собственной яркой судьбы тяжкой долей потерпевших фиаско неудачников. Какой душевный надлом, какая личная трагедия для многих тысяч талантливых
честолюбцев и романтиков. Людей, в одночасье опьянённых фантастическим восхождением своего кумира - гениального коротышки - Наполеона Буонопарте!..
Одним из них оказался и Анри Бейль – знаменитый Стендаль. И все герои писателя, как и он сам, всю жизнь несли это бремя падения в бездну безвременья.
Жизнь и литература повязаны общей кровью.
РЕПРИЗЫ ПРИ СМЕНЕ ДЕКОРАЦИЙ
Поговорим сегодня о Стендале,
- Граф Моска, вы бы не узнали
себя в Фабрицио?-
И слышу я ответ: "Сокрыта истина
в пластах минувших лет".
А вспомнить стоило, пожалуй,
Пожар Москвы и бег на Вильно,
Крах императора –
отчаянный был малый,
Эпохи крах - и боги не всесильны.
И песенка об этом
Пошла бродить по свету:
"Линялые штандарты,
Поржавленный металл,
Всё козырные карты,
А выигрыш так мал.
Счастливчики Бурбоны
Опять прилипли к трону,
И маленький Сорель
Свою почуял цель.
Вставай, кто пожелал
На шаткий пьедестал".
Вновь наступила смена декораций,
Эпоху Кесаря хоронит воля наций.
И вот уже на склоне Ваших лет
В Италии взметнулся красный цвет!
Карбоны* множились и ширились расправы.
Как не помочь друзьям? Вы правы, правы!
Старатель политической интриги,
Вас не дождутся Ваши книги,
И подтвердив, что "горе - от ума",
В каре построились тома.
И песенка об этом
Летит по белу свету:
"Долой, долой тиранов.
Свободою пьяны,
Но сапоги жандармов,
Куда ни глянь, видны!
Расстрелы и облавы,
Могилы тишина,
В Италии - расправы,
В Италии - война!"
Но тяга к женщине иную нить прядёт,
Надеетесь любовь в Вас не умрёт,
Как умирает режиссёр в актёре?
Но что до этого голодной нищей своре?
Их нечем попрекать, им нечего стыдиться,
Нельзя же в один раз всем загодя родиться.
Разрезан был пирог ещё до их рожденья,
А с барского стола так сладко угощенье.
Их ловко обошли и славой и деньгами.
Чего теперь им ждать, "своё" отнимут сами.
Хватайте же, бог мой,
Сановные мундиры,
В атаку, за деньгой,
Красавцы кирасиры.
В атаку, за деньгой,
Гвардейцы и уланы,
Не трусь, мон шер,
не трусь
И набивай карманы.
Бретёры, буржуа, бонапартисты,
В банкиры лезут и в контрабандисты.
Линяет красный в белый цвет,
Пленяет жёлтый цвет монет.
Опять балы, банкеты и приёмы,
Мои шер ами, кредиты и заёмы,
В салонах на живца идёт поклёвка,
Ах, дамы, дамы, вот уж где сноровка,
Бальзаковское время на дворе,
Аристократы вяжут макроме:
"Вы знаете, узоры то не плохи!"
Вмерзают мамонты во льды своей эпохи.
Сеньор мой, Мастер, это Ваш удел,
На склоне лет, а сердце - не у дел.
И снова песня эта
Летит по белу свету:
"Меняются цвета,
Меняются привычки,
И времени пята
Нас всех берёт в кавычки.
Не дергайся, дружок,
Не будет ведь иначе,
Трёхцветия флажок
По красному не плачет".
Не плачет он по тем,
Кто пал на русском поле,
Куда брели, зачем?
Какой искали доли?!
Фабрицио - надломленная ветвь,
И ждут его псалтырь, сутана, смерть,
И прокаженный чёрный цвет
сквозит за монастырскую решётку,
То грёзы юности перебирают чётки:
"Сердечный мой и нежный друг,
Я отлюбил, теперь мне - недосуг".
Истрачены сокровища любви,
Где мудрость скорби - дама визави?
Кому нужна жизнь гения в рассрочку?
- Глупцы! Глупцы! Что может быть больней,
чем пытка сердца в одиночку.
Однако, может и себе
кровавую поставить точку? -
Не так! Не так! И это будет плохо!
Опять во Франции меняются цвета.
Что делать! Износилася эпоха,
Рыдает Бейль от первого лица.
_______________________________--
*Карбоны - союзы
революционеров-карбонариев
в Италии и Франции.
Стихи написаны по мотивам романов Анри Бейля
"Красное и чёрное" и "Пармская обитель".
Портрет Анри Бейля (Стендаля)
из инета
Свидетельство о публикации №117072704150
Прочитала дважды Ваш вдохновенный поход по жизни и творчеству великого Мастера,
которым зачитывалась с юных лет.
Покорили вы меня своим авторским трудом. Благодарна за свежесть и современность ваших мыслей в
этой работе, признательна за исторический тонкий, умный и точный подход к биографическим материалам о Стендале и моё желание обратиться к тем его
произведениям, которые читались, но не перечитывались мною очень давно.
До встречи!
Вера
Обязательно кое-что перечитаю.
Филиппа Файна 16.04.2022 07:28 Заявить о нарушении
Это же память о Москве 1812 г. Жизнь и литература повязаны
общей кровью. Вот афоризм в ответ на вашу рецензию. Сделаю
посвящением к "Репризам".
Спасибо, Вера.
Дик Славин Эрлен Вакк 17.04.2022 00:20 Заявить о нарушении
по-итальянский, но не заметить авторского намёка на Москву невозможно. Я завидую Вам, Дик Славин, в том как вы умеете осовременить своё отношение к тому, что происходило больше двухсот лет назад. Читала и перечитывала некоторые места и, просто, восхищалась тем, что не чувствую вашего отношения к великому Стендалю и его творчеству, как к чему-то
забытому и неинтересному современному человеку. В этом вы несомненно превзошли самого Анатолия Виноградова и его "Три цвета времени"... У вас с ним два параллельных отношения разного уровня личных эмоций и предположений в каждом обращении
к биографии и творчеству Стендале.
Поэтому мне захотелось не перечитать, но немного просмотреть
этот труд Виноградова, чтобы убедится в этой параллели. У меня есть эта книга, когда-то давно ещё в 70е,приобретенная в букинике на распродаже. Помню, как продавец меня предупредила, что это не роман самого Стендаля, а биографическое о нем произведение. Я у неё спросила читала ли она его и почему не оставила себе это редкое издание!
Она, пожав плечами, искренне улыбаясь, мне ответила, что это не для её ума и интереса. Потом спросила у меня зачем я её беру за не дешевую цену. Ответ был короткий: я люблю историю и творивших её личностей.
Ещё раз спасибо за ваши "Репризы при смене дикораций" и ваше к ним видение 200 лет спустя...
Так назвать свой труд мог автор очень большой эрудит и знаток, обладающий индивидуальным и ни с чем не сравнимым отношением к
изложения своих мыслей, чувств и эмоций.
С теплом и нежностью,
Вера
Филиппа Файна 17.04.2022 03:09 Заявить о нарушении