Валаам

ВАЛААМ

Уголок Святой Руси
на участке суши.
«Еже си на небеси» –
молят наши души.
В вечной музыки тиши
свету нет границы.
Слышу паузу души…
Как поют в ней птицы!


Рецензии
Профессор, кандидат филологических наук Лорина Тодорова (Болгария)

Сейчас, прочитывая новые публикации Фета! Бунина я поняла, ЧТО не могу их давно уже воспринимать. И никак не могла себе объяснить ПРИЧИНУ…
Классиков и Вас РАЗДЕЛЯЕТ: ПОСТОЯННОЕ ПРИСУТСТВИЕ ИМПЕРИЧЕСКОГО УРОВНЯ - ВОТ ПОЧЕМУ ИХ СТИХИ КАЖУТСЯ ЗАСТЫВШЕЙ, КЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНОЙ ТИПА «БЫТЬ».

«Уголок Святой Руси
на участке суши» -

- что тут вводится с самого начала? Локативная идея 3 (Christo Todorov, La theorie opérée et la littérature française, FABER, 2003): их тут две, они объединены: « святой» сходит с НЕБЕС и реализируется через создание Святой Руси «на участке суши». Согласно теории Хр.Тодорова рассмотренный нами оперативный процесс есть процесс АКТУАЛИЗАЦИИ от ОБЩЕГО к ЧАСТНОМУ.

«Еже си на небеси» - чрез молитву реализируется ОБРАТНАЯ ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ с НЕБЕСАМИ= «молят наши души». Этот обратный ПРОЦЕСС РЕАЛИЗИРУЕТСЯ параллельно первому, но в обратном направлении. Его Хр. Тодоров определяет, как ПРОЦЕСС «ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ».
Все четыре строки представляют развернутую МЕТОНИМИЮ, образующуюся на базе идеи обладания= притяжения= «ИМЕТЬ» (Ch. T.) Получается ДУХОВНЫЙ круговорот: Бог ИМЕЕТ Святую Русь на земле. – «НАШИ души» ИМЕЮТ Бога на Небе.
Хр. Тодоров БЫЛ ПРАВ, вводя ПОНЯТИЕ Локативной идеи 3, характеризирующей и МЕСТО и ЛЮДЕЙ, находящихся на ЭТОМ месте, т.е. ВЕРУЮЩИХ.

«В вечной музыке тиши
свету нет границы.
Слышу паузу души...
Как поют в ней птицы!»

Стихотворение составлено так, что присутствие БОГА, постоянная связь Божественного и Земного не прерывается, например, в предложенной второй части первая строка: «В вечной музыке тиши» ПОЭТ решительно вводит идею присутствия Божественного, вновь используя МЕТОНИМИЮ, т.е. предложенная вниманию Читателя ПЕРВАЯ строка редуцируется к метонимичной структуре, подсказывающей что: ТИШИНА ИМЕЕТ МУЗЫКУ И МУЗЫКА ИМЕЕТ ТИШИНУ, т.е. все сводится к двум типам архифраз: ТИШИНА есть Музыка и МУЗЫКА есть ТИШИНА.
Такой интересной метафорической структурой ПОЭТ подсказывает основной тезисный постулат БИБЛИИ; БОГ ЕСТЬ ПОВСЮДУ ВОКРУГ НАС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ И "МУЗЫКА В ТИШИ" И " СВЕТ= ПОЗНАНИЕ НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦЫ и самое интересное, - ЭТО: «СЛЫШУ ПАУЗУ ДУШИ» - МНОГОТОЧИЕ конец поэтического текста сводится к нисходящей градации, позволяющей Поэту ПРЕРВАТЬ свой мысловный поцесс= КОНТАКТ С Божественным и в мысловной паузе услышать: /«Как поют В ней птицы»./
Вопрос типа: к ЧЕМУ редуцирует ВСЕ содержание этого крохотного поэтического текста --- к ЕГО ЗАГЛАВИЮ! ВАЛААМ! - ощущения, восприятия этого СВЯЩЕННОГО МЕСТА Поэт начинает, следуя ВЕРТИКАЛИ ИДЕОГЕНЕЗИСА, (Christo Todorov, La théorie operative et la littérature française ) т.е. «МЫСЛЬ мыслящая» = l"a pensée pensante» ( Gustave Guillaume, Le lagage, PLON, 1964 ).
Юрий Колодний в любом ЕГО поэтическом тексте начинает свою реализацию с оперативного контакта с Тотальным Идеогенезисом. Именно на уровне Тотального= Божественного организирует всегда этот ПОЭТ свой «мыслимый материал» = «la matière pensable» (термин Густава Гийома - Gustave Guillaume).
В литературе НИ во ФРАНЦУЗСКОЙ, НИ В БОЛГАРСКОЙ, НИ РУССКОЙ НЕТ НИ ОДНОГО ПОЭТА, НИ ПИСАТЕЛЯ, ЧЬЯ МЫСЛЬ НАЧИНАЛА БЫ СВОЮ ИНТЕГРАЦИЮ ВНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИДЕОГЕНЕЗИСА.
АБСОЛЮТНО ВСЕ НАЧИНАЮТ С ИДЕИ СУЩЕСТВОВАНИЯ «БЫТЬ»: = ИМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ!
МНЕ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОБЛАГОДАРИТЬ ЮРИЯ КОЛОДНОГО ЗА ЕГО ГЕНИАЛЬНИЙШИЕ ТВОРЕНИЯ, ГДЕ ВСЕ ТЕОРИИ ОПЕРАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ ПРЕПОДНЕСЕНЫ В КРАСИВОЙ, ВОЗДУШНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ!

ЮРИЙ! СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ, ЧТО Я ПРОЧИТАЛА У ВАС! ХОРОШО ЗНАЮ ПОЭЗИЮ, НО НИКТО НЕ ПИСАЛ ЕЩЕ ТАК КАК ВЫ!
ПОЭТЬІ СТРЕМЯТСЯ УХВАТИТСЯ ЗА ЧТО-НИБУДЬ КОНКРЕТНОЕ, А ДАЛЕЕ ИЩУТ АБСТРАКТНОЕ...НО ВАМ ДАНО ПО ПРИРОДЕ (ОТ ПРИРОДЬІ) МЬІСЛИТЬ НАОБОРОТ! ВЫ ОТТАЛКИВАЕТЕСЬ ОТ САМОГО МЕТАФОРОЗИРОВАННОГО, СКОРЕЕ, ПОТЕНЦИАЛЬНОГО И ОСТАЕТЕСЬ ГДЕ-ТО ТАМ...
ЭТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНО...

26.07.2017 г.

Юрий Колодний   04.02.2023 16:18     Заявить о нарушении