3. Коловрат твою душу, город!

               Из серии «Предвыборные прогулки по городу»



                ... очень хочется, чтобы  бронзовый красавец конь
                под богатырём рязанским  однажды сбросил седока,
                лягнув хорошенько мощным копытом очередного
                местного вандала так, чтобы на подольше
                запомнилось и ему, и его отпрыскам...



      На «Рязань – сердце русской души» (о чём у нас любят говорить повсеместно, не особенно вдумываясь в смысл сказанного) очень хорошо посмотреть со стороны в дни пятничных еженедельных гульбищ, на которых можно увидеть очень масштабную  3D картинку культурного облика города и попытаться разгадать «загадочную русскую душу».
     Если через час после начала массового действа, когда народ уже хорошо разогрет и расслаблен, взглянуть на праздник со стороны (от кафе «Снежинка»,  остановки «Цирк», здания ФСБ), то можно узреть нечто, напоминающее действо картины В. Сурикова «Взятие снежного городка». Вершиной, которую не попытается одолеть только ленивый, окажется… памятник рязанскому боярину, воеводе и русскому богатырю Евпатию Коловрату, который, ни больше, ни меньше, - герой рязанского народного сказания XIII века времён нашествия Батыя.
    Дальше я впадаю в ступор, потому что очень больно писать о том, что древний город Рязань, который старше самой Москвы, имеющий некогда самобытную культуру и хорошие добрые традиции, сегодня почему-то настойчиво демонстрирует обратное.
    Можно долго возмущаться, глядя на то, как быдло, именуемое рязанцами, пытается оседлать памятник своему же герою. Возмущенцев будет мало или не будет совсем, что ещё страшнее.
    Можно тихо постоять в стороне, под лермонтовское  «Печально я гляжу на наше поколенье…», и в растерянности от увиденного вообще не найти слов, потому что никакие слова не будут сильнее того вандализма, которому попустительствуют пятнично- разгулявшиеся горожане и люди, как бы приставленные  следить за порядком на подобных сходках. Выходит, если не произошло мордобоя и не повезло с кровопролитием, то всё тип-топ, Пятница на Подбелке состоялась и … «Народ – безмолвствует»? Да нет же, посмотрите вокруг: Подбелка гремит и беснуется, радости пришельцев нет предела, а усталость рабочей недели плещется через край. Людно, шумно, весело. Настолько весело, что никому нет дела до осквернения (можно ли назвать иначе?) памятника. Но страшнее этого будет, пожалуй, оправдание рязанского вандализма лжепатриотами города и равнодушие к происходящему толпы на Почтовой. Спасибо, Михаил Евграфович, припечатал-заклеймил навечно Глуповым, потому и никогда ни за что не стыдно? Глупы эти люди, кидающиеся на защиту вандалов? Вроде бы и нет, считают они, каждый готов ткнуть тебе ксиву о верхнем образовании (которое не всегда имеет отношение к культуре) или козырнуть пристойной должностью, заявив при этом, что Рязань любят и гордятся ею, «в отличие от вас, которые видят везде только плохое».    
     Выходит, в том, что народ седлает памятники, хорошее есть?
     И когда папаши пытаются закинуть своих чад на монумент, чтобы потом сфотографировать любимого маленького вандалёнка,  тоже нет ничего безобразного? Смотришь на подобное и очень хочется, чтобы  бронзовый красавец конь под богатырём рязанским  однажды сбросил седока, лягнув хорошенько мощным копытом очередного местного вандала так, чтобы на подольше запомнилось и ему, и отпрыскам.
 
    А кому-то  будет жалко вандала, потому что не жалко произведения искусства.
   Загадочная русская душа?
   Если Рязань – сердце русской души,  то это очень больное сердце, с хронической и очень острой сердечной недостаточностью его псевдолюбов.

    Давайте вспомним историю вандализма, которая началась не сегодня.  «Происхождение слова связано с названием восточногерманского племени вандалов, разграбивших в 455 году Рим. одна из форм деструктивного (разрушительного)  поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры. Вандализм — состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства».

   Этого не знают брызжущие слюной рязанцы, готовые заплевать не только памятник, но и любого, кто посмеет (посмеет!) сказать об отсутствии в их любимом городе даже намёка на культуру?

   А теперь сравните две «картинки», на которых запечатлены вандалы разного времени.
   Чем римские мракобесы отличаются от рязанских?
   Только временем.

  К сведению:  «Российское уголовное законодательство причисляет вандализм к преступлениям против нравственности.  Уголовный кодексе РФ содержит несколько статей, связанных с уничтожением или порчей материальных и культурных ценностей, а именно: умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры».

   Однажды спросила человека при исполнении, почему, дескать, позволяет штурмовать памятник, попустительствуя вандализму? Ответ озадачил: «А что ему будет-то, вашему памятнику?». Пытаюсь пробить дубиноголовость и тупо объясняю, что памятник, де, увы и увы, не мой… (Дальше пересказывать не имеет смысла, потому что, показалось мне, что если бы не резиновая дубинка и наличие спецодежды, парень и сам был бы не прочь оседлать скакуна под Евпатием, Коловрат его душу!)

   Пыталась поспрашивать «барышень» рязанской стороны о том, насколько подобное возможно представить себе в Питере, богатом конными всадниками.
   Ответы удивили не меньше, чем фраза охранника правопорядка. Гордо именующие себя рязанками, любящими город, отбрёхивались на разные лады. Ни крамолы, ни криминала ни одна из них не увидела. И оказывается… если бы Медный всадник в Питере стоял… пониже, то … и его бы –  так же,  и не один раз.
   Милая в своей непосредственности русская душа – Рязань…
Возразила, что в Питере,на Невском, есть  четыре коня  Клодта, низенько так, - лезь – не хочу, однако ж…
   Может, дело всё-таки в культуре города, который не позволяет обращаться с его достоянием так, как это возможно в Рязани?
   Ответ был традиционно-предсказуем: « Не нравится Рязань, кати отсюда!», что в переводе на доступно-рязанский означало, что мы твои памятники в гробу видали и не мешай нам родину любить!

  Это большая беда многих древних городов, сегодня переполненных сельчанами, которые не считают необходимым (или не могут!) подняться до культуры города, а разбавляют её своим представлением о том, «что такое хорошо». Поэтому в самом центре Рязани, в сквере Наташи Климовой, аккурат под памятником Есенину, устраиваются субботние переплясы, напоминающие собой деревенские забавы на пятачке возле сельского клуба, с обязательным гармонистом, чечёткой и … матерными частушками. Народу собирается много, подобное притягивается подобным. В сквер приезжают издалека.

Из разговора:
 
 –  А если памятник упадёт, раскачают же, черти?!
 – Да… Могут быть жертвы.
 – Я не о том. Памятник не разобьётся?

   Памятник действительно будет жалко, потому что Антонина Петровна Усаченко сделала портрет славный. И этому Есенину повезло больше, чем его бронзовому собрату работы Кибальникова, что на набережной вырастает мощью своей из земли русской. Принужден терпеть он от горожан, Есенина как бы любящих, лазание по нему, как по доступной горной вершине: кто в ладони посидеть захочет, кто – на плече постоять, не говоря о том, что любителей выпить с поэтом не становится меньше со временем. И за этим тоже прут на памятник. А всё почему? Памятник, видишь ли, так придуман –  в зоне доступа. И почему бы не поразмять загадочную русскую душу?
   Поди-ка, разгадай её!
   Слабо будет?
   Ой, слабо… Это – правда.
– А как же… культура? А как же…
– Ступай, болезнай, ступай! Не мешай родину любить! Мы её и такуя… не брезгуем.

25.07.2017

Специально для «Новой газеты»





                ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

1. Что делать, если не знаешь, кто виноват?
http://www.stihi.ru/2017/07/24/4251


2. Тротуарки, или Лавировали, лавировали  да не…
http://www.stihi.ru/2017/07/24/6354


3. Коловрат твою душу, город!
http://www.stihi.ru/2017/07/25/7228


Рецензии
Оль, Вы чуточку идеализируете другие города. В Москве лишь немногие заметили снос конструктивистского ансамбля, хотя москвичи самые непокладистые и шумные. Вы и Питер идеализируете. Я сейчас усредню, но скажу так: то, что в Москве насаждается насильно, в Питере - добровольно. Москвичей можно ругать за привычку к хорошей жизни, но в них нет слепого повиновения по умолчанию и квасного патриотизма. В Питере я со всем этим сталкивалась в обыденной жизни. И как символ этого в памяти осталась упавшая на бок ржавая дворовая оградка со ржавой фамилией депутата, который бессменно правит от Выборгского района... Но вот скульптура обречена на фамильярность. Не знаю, к месту ли расскажу, как в школьном возрасте мы с подругой пробрались во временно закрытый зал Микеланджело в Пушкинском музее изобразительных искусств на Волхонке и, конечно, трогали руками прекрасные мраморные копии. А в зале прятались другие девчонки, которые захотели нас выгнать. Они подбежали к роялю и ударили по клавишам. Мы успели выскользнуть, а их схватили. Сегодня как-то серьёзнее всё. Безразличие. Люди 30-40 лет любят сказать: а вот раньше было правильнее, ребята. Но беспокоятся только о себе, слышат и понимают только себя и подставляют других с удовольствием. Учительница русского языка мне сказала про тех, кому меньше тридцати и чуть больше: "это поколение нэкст". Их-де не волнует, как их действия-бездействия скажутся на окружающих. Бескультурье - часть программы. Одно время я искала его истоки аж в крепостной России, потом - в институтах власти, формах управления. Узнала, что ранние Советы отличались от тех, в которые они превратились после сталинской конституции 1936 г. Как бы ни было, но мне не хватает моей питерской соседки, в юности приехавшей из глубинки России. Всю жизнь на одном заводе, а как будто в Кремле работала. А улыбка - не просто искренняя, а - заходи в гости... У неё там столик на балкончике среди цветов, где пепельница и пачка сигарет. Она так мило извинялась за эту пачку. хотя не курила в моём присутствии: на заводе привыкла...

Маргарита Озерова   09.10.2021 19:53     Заявить о нарушении
Питер - нет, потому что он во мне - с до моего рождения от мамы - с Невского, её таможней жизни, прогулок перед сном по Невскому. Успела в начале войны выехать в Рязань. Родные не пережили блокаду. Выехали по дороге жизни и ... только и всего.

Есть любимый город. Так бывает. И мои стихи- без идеализации. Просто зарисовки. Не открытия , а давно любимое.
У меня есть объяснения вот этому,
http://stihi.ru/2017/07/24/6354
но разговор будет долгим и малоприятным. Выстрел 17-го года убил Р-ю навсегда. Шариковы победили. Сейчас это особенно очевидно.

Миоль   09.10.2021 21:26   Заявить о нарушении
Смешивать 20-е и 90-е неправильно. Всё равно что царя винить в том, что сделал царь, живущий 70 лет назад. Вам не кажется, что не стоит так всё обобщать и заострять, ведь истина всё равно посередине, иначе слишком упрощённо. Я удивляюсь, почему сейчас, когда можно смотреть дистанционно, так накаляют страсти. Я тоже ходила по архивам. У меня дед сидел при Сталине, и при Сталине его реабилитировали. Если разбирать историю, то надо под лупой рассматривать и обложиться документами, источниками. Но это же не исторический сайт. Один умный еврей сказал: кто-то из своей личной драмы делает всемирную трагедию. Я знала людей, которые много вытерпели, но не поступали так. Знала людей, которые не пострадали от советской власти, будучи офицерами белой армии и даже после того, как попали в плен к фашистам. А кто-то падает на ровном месте. И знала правнуков людей, которые в первую мировую пошли воевать, потому что с голоду дохли. Но это, конечно, всё частные случаи. Однако, вы удивляетесь Шариковым, а сам Булгаков, извините, был наркоман. Я это узнала в Литературном музее, где факты сопоставлять не очень любят. Поэтому его главная книга и священникам не нравится. Какая-то она не взлетевшая, хоть Маргарита и летает. А вот Гоголь неоспорим. Он отличается от Булгакова тем, что смешит, не смеясь сам - сквозь слёзы. Булгаков смеётся над другими. И не с надеждой их исправить (это Гоголь хотел Чичикову дорогу в рай проложить и жёг страницы, когда не получалось), а с презрением! Единственное, что мне нравится у Булгакова - его утверждение: самое запутанное и сложное - это вопросы крови (извините, буквально цитату не помню!).

Маргарита Озерова   09.10.2021 23:47   Заявить о нарушении
М.О.: "Вам не кажется, что не стоит так всё обобщать и заострять, ведь истина всё равно посередине, иначе слишком упрощённо."
.
О.М. : Нет, не кажется, потому что люди имеют право жить достойно.

Миоль   10.10.2021 11:44   Заявить о нарушении
Если НЕ заострять, то перемрут ведь, Рит... Или и того и надобно нынче?
http://stihi.ru/2018/12/19/9803
.
Заострила - исправили. А пока люди писали в Книгу жалоб, ничего не решалось
http://stihi.ru/2021/07/29/3697
.

Миоль   10.10.2021 11:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.