Цикл Родная речь Мой опыт овладения родным языком

СЛУШАЯ РЯЗАНСКИЙ ХОР

От экранных шоу-каруселей
в некий ступор ввергнуло страну,
оглушён и нем Сергей Есенин,
ни гармонь не слышно, ни зурну...

От кривляний с непотребным ором,
с превышеньем громкости в разы,
отдохну с Рязанским русским хором,
со струной домбры Курмангазы.

Помолчу под яблоневым цветом!
В поднебесьи юная луна.
Я, увы, не родилась поэтом,
(разумеется, не я одна...)

но и мне возвышенные звуки
этой ночью не дают уснуть:
рифмы без усилия и муки
всюду — только руки протянуть!

Сочиняю — верьте, без претензий! —
строфы о грядущем, о былом:
нет, они не лирика поэзий —
памяти безбрежный окоём...

Утро.От росы ветра осели,
выпиты мелодии до дна.
Мне не диктовал слова Есенин —
просто месяц из его окна.

  ОМОНИМЫ

На берег с отлогой косой,
покрытою крупной росой,
шёл юноша с чёлкой косой
не трезвый, но и не косой.

Он был не с ружьём, а с косой,
но это не понял косой
и дал стрекача вдоль косы,
прижавши и хвост и усы.

А девица с русой косой
умылась на зорьке росой,
не думая вовсе о той,
костлявой, с ужасной косой.

РАЗНЫЕ СЛОВА ОДИНАКОВОГО ЦВЕТА

Колер был один и тот же — туфли, волосы, глаза.
Но — коричневая обувь, но — каштанова коса,
кари очи, конь гнедой... Вот у нас язык какой!
Прирождённый росс и тот от ошибок не уйдёт!

ЧЕПУХА — RENIXA

Мой ноутбук умён и двуязык,
на клаве два набора алфавита:
тушуясь, наш родной внизу приник,
латынь — повыше и крупней отлита.

Клавиатура — оторопь в очах:
значки, команды...Я гляжу несмело.
И пользователь перед ней зачах,
перстом десницы тыча неумело.

Имеет две раскладки ноутбук,
меняют их на нижней кнопке справа —
там написали почему-то RU,
две литеры латинские поставив.

В раскладке EN — подальше от греха! —
не трогаю ни игрека, ни икса,
чтоб не торчал из слова "чепуха"
заумный, но загадочный "реникса".

ДЕПРЕССИЯ? БЕЗРАЗЛИЧИЕ!

Зачем с психическими ранами
весь день валяться на диване,
или сидеть перед экранами,
или всё жаловаться маме?

Не стану ни ворчать, ни сетовать.
И уговаривать не стану:
когда тебе всё фиолетово,
тогда и мне по барабану.

Вот предкам было не до лампочки,
не наплевать на будни жизни:
кирза, фуфаечки да тапочки
и — вопреки!— любовь к Отчизне!

СКОЛЬКО? ОЧЕНЬ МНОГО!

Русич памятлив и зорок,
с полнамёка всё поймёт!
На числительное "сорок"
только плечиком пожмёт.

Двадцать, тридцать — людям внятно,
и четыреста поймут.
А вот "сорок" непонятно
называют почему.

Не придумать слово сдуру,
память слОва — на века!
А "сорОк собольих шкурок"
скрыт в глубинах языка!

Тьмы прошедших поколений 
(в смысле "много" слово "тьма")
не теряли ни речений,
извините, ни ума!

Время память не уносит.
Лексикона старина
как "сорОк мехов" подносит
дар словами "сорок", "тьма".

ЛОБ СВЕРБИТ — ЧЕЛОМ БИТЬ

Когда побили поделом,
то не склоняй чело до полу,
ведь поделом не бьют челом —
за дело бьют и в лоб, и по лбу!

А посему, убрав апломб,
ответа у лингвистов спросим.
Им задают вопросы в лоб —
в чело не задают вопросов!

   ЩЕКА И ЛАНИТА

Щека, ланита — это всё же
синонимы! Одно и то же!
Но хлещут по щекам чего-то,
а по ланитам — нет! Вот то-то!

И есть защёчные мешочки,
и есть щекастенькие дочки,
и на щетинистые щёки
летят пощёчины, упрёки!

Ланита ж в словаре — элита,
румянцем, бледностью покрыта...
С высоким русским стилем слита
высоковыйная ланита!

     СТИЛЬ

Мы без оглядки на стилистов
так выбираем речи стиль,
чтобы по-русски было чисто,
чтоб слово — перл, а не утиль!

Когда свирепствуют москиты
в тайге, в Сибири — не в Крыму!
грызут москиты не ланиты,
а только щёки! Почему?

Спесивый щёки надувает,
приобретя надменный вид.
С людьми учтивый пребывает
не надуваючи ланит.

Торчит трёхдневная щетина
на пустыре небритых щёк.
Терпи, брутальная детина,
ланиты ласковый упрёк!

Лечили медики заразу
у пациента на губах,
но не заметили ни разу
заразный герпес на устах!

Чужих оценок ожиданье —
не пустяки, не ерунда:
ланиты рдеют от признанья,
краснеют щёки от стыда.

   ХВАЛА ЧТЕНИЮ

С девизом "Выше, дальше и быстрей!"
знакомят нас ещё и до рожденья,
с ним как на инквизиторском костре:
не победишь — не будет снисхожденья!

И общество воспитывает так,
что человек о лидерстве мечтает!
К успеху не стремится лишь простак,
но даже он и то судьбу пытает:

хотя бы на турнире "Бег в мешке",
хотя б втроём — кто больше примет яду?
Вот даже кроха, сидя на горшке,
ревниво кОсит на сидящих рядом...

Я — не Обломов. Идеал "лежать"
не для активных жизненных позиций.
Но — не сторонник впереди бежать
и культа необузданный амбиций.

Мне конкурсов привычней избегать:
поймать удачу много претендентов,—
ведь Нику повезёт тому поймать,
кто в чём-то превосходит конкурентов.

Сжигать адреналины не по мне,
костра благоразумно уклоняюсь,
держусь ажиотажа в стороне —
бороться лишь сама с собой стараюсь.

Лишь чтение — занятье всех милей,
оно — основа для любых профессий,
оно для смердов и для королей,
оно — защита от глухих депрессий.

Литература не влечёт борьбой
и чемпионских мест не обещает:
читатель остаётся сам собой —
на равных книга всех обогащает!

ТРЁХПЕРСТЬЕ. ОТЧАЯ ВЕРА

Вступали и мы в пионеры
тогда, когда жить довелось,
но жилки отеческой веры
все книги пронзили насквозь!

И мы, как и пращуры наши,
учились читать и писать,
готовясь от пастбищ и пашен
к далёким планетам летать..

Не только гонители веры
греховно шагали вразброд, —
но был нетерпимым без меры
и сам православный народ.

Кипели и страсти и споры,
иных укрывали  скиты,
но все — степняки и поморы —
молились, слагая персты.

Нам здесь о боярыне вести
из прошлого трудно понять...
А всё-таки только трёхперстьем
удобнее перья держать!
               
ТРЁХПЕРСТЬЕ. РУКОПИСНЫЕ ТЕКСТЫ

Обняв привычно троеперстьем
несовременное стило,
стихи записываю вместе
со всем, что время намело.

Черновичок — лицо, не смайлик!
Сто раз его перебелю,
ему лишь доверяю тайны —
не файлам, кои не люблю...

Рукой рисую букв узоры —
не зреет мысль в один момент!
Цветки — апофеозы флоры,
кисть рук — души сверхинструмент!

Сейчас, в эпоху потребленья,
в витринах — гаджетов разлив,
но много ль надобно уменья,
чтоб просто тыкать пальцем в них,

перстом по сенсору елозить
или по клавишам стучать?..
Кто в силах эСэМэС сморозить,—
не в силах пары слов связать...

Рукой же, знаете и сами,
шедевры можно создавать!
Швейцарской выделки часами
нелепо гвозди забивать!

Графем таинственные знаки
твой личный почерк, часть тебя!
Ведь закрепляешь на бумаге
не внешний мир — всего себя!

Пишите, дамы и валеты,
в блокнотах, не в Инет-сетях,
сокрыв постыдные скелеты
в неотпираемых шкафах.

Программ нетбуковых аршины,
дымя, стирают времена,
сгорают ржавые машины —
нетленны только письмена!

     ОКАЗЫВАЕТСЯ...

Слово от "винить" — винительный,
слово от "творить" — творительный,
слово от "родить" — родительный,
"вопросить" — то вопросительный.

Тут два суффикса приставили,
прилагательных наставили:
ясно без образования —
это слов образование!

Но актёры эпатируют,
речью зрителя шокируют
и, воскликнувши "волнительный!",
взгляд встречают подозрительный:

— Гм, два суффикса — на месте,
всё по виду честь по чести...
Только нет "волнить" словца!
Нас поймали на живца!

Ах, не рвите же сердца,
не журите молодца!         

ИШАКИ И РЫСАКИ со всех точек зрения

1. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИШАКА

Невдалеке от ипподрома,
где тропка каждая знакома,
жокей с решимостью в лице
шёл с лёгкой упряжью в шуйце.

Ишак, стоявший ошуюю,
слегка косил на эту сбрую,
поскольку он не мог не знать:
кого-то будут запрягать!

Её наденут вороные
ахалтекинцы иль иные,
жокей их станет погонять...
Ну нет, уж лучше тут стоять!

Ишак, не бегавший впустую,
собой изобразил статую,
к соревнованьям не влеком...
Как хорошо быть ишаком!

Себя не прочить в чемпионы —
иных пусть тешат стадионы!
Хвостом помахивал простак:
как хорошо, что я — ишак!

Что лавры не нужны, рекорды,
успеха гордые аккорды,
и лыко с завистью в строку
не станут ставить ишаку!

2. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СЕДОКА

Да, целый век ишак ишачит!
Он не умеет жить иначе.
И зря взирает свысока
лихой рысак на ишака!

Куда ему — сосуду чванства —
против ишачьего упрямства,
когда овсянкой из вьюка
ищак питает рысака!

Ишак среди незаменимых:
везти подарки и любимых
по тропке, в гору, за реку
не доверяют рысаку,

который чересчур горяч,
который вдруг рванёт и — вскачь,
который нервен и пуглив,
капризен и нетерпелив...

Есть, правда, лошади-трудяги,
неродовитые коняги,
но больше мужику мила
упёртость серого осла,

его выносливость под грузом,
готовность жить с голодным пузом...
Он не красавец, но пригож
и... на хозяина похож!

3. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЯЗЫКА

Устойчивые словосочетания русского языка:
ОСЛИНОЕ УПРЯМСТВО /но не "ишачье"!/
ИШАЧИТЬ НА КОГО-ТО /именно "ишачить"!/

Крестьянин купит за полтину
сию ушастую скотину,
зовёт её и так, и сяк:
порой — осёл, порой — ишак!

И с каждым именем иначе,
по-разному твердит о кляче!
Ишак как мул — судил аул.
Село: осёл упрям зело!

Славяно-тюркские рассказы
переведёт Европа разом,
но немец "Esel" назовёт
обоих — смысла не поймёт!

Знакомый с русским языком
лишь усмехнётся и потом,
читая сказочку дитяти,
два разных слова скажет кстати.

Так с колыбели нам чужда
их толерантность и вражда:
российский речевой поток
связует запад и восток...

С чужим словцом язык родной
всё ж остаётся сам собой!

ПОЭТАМ-ПЕРЕВОДЧИКАМ

    И авторам "спасибо" бы сказала,
    и тем, кто перевёл с оригинала.

Текст переводят на иной язык,
постигнув инородную культуру:
дословный перевод нелеп и дик —
славянке Маше не понять Лауру!

Есть авторское право, спору нет:
художники, фотографы и зодчий...
Они творцы — и автор, и поэт,
и двуязычный автор-переводчик.

Кто величать лишь автора привык,
тот знает умолчания фигуру:
не с языка толмачат на язык,
а именно с культуры на культуру!

Когда Гамзатов "Журавли" сложил,
то знал, что ими горцев вдохновляет,
но переводчик ТАК переложил,
что их и русич русскими считает!

Под общим небом жителю равнин
и горного селения любого
напоминает журавлиный клин
о павших и о бренности земного.

Известны композитор и певец,
и авторское имя люди знают.
Но называйте рядом, наконец,
тех, что оригинал перелагают!

В ПОИСКАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Курсор подмигивает букве,
к строке взывает белый лист,
заходятся в словарной мУке
читатель, слушатель, курсист.

Пусть не Сафо, не Юнна Мориц —
задумок не богат ларец —
но ощущает стихотвОрец,
что он почти стихотворЕц!

Быть на коне, как триумфатор,
не всем, конечно, по плечу,
но чувствует версификатор:
крыло расправилось! Лечу!

Неизречённых дум паренье
не отразит строфы полёт,
не обожжёт стихотворенье,
что сочиняет рифмоплёт.

Сижу — писец, бумаг маратель...
Строчу — словесный бузотёр...
Нет, я шедевров не ваятель —
писака, писарь, щелкопёр!

Не обману тебя, читатель,
ведь это грех большой — обман!
Я не поэт. И не писатель.
Я писарчук и графоман.          
 
     ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА

Корням старых русских слов
"курь" — пыль, "бры" — бровь.

Закурилась вершина снежнобелой горы,
зимней пыли лавина, круговерть до поры.
Под горой санаторий, "Белокурихой" звать.
В именах — кто бы спорил — тайн минувшего рать!
"Белокурихе", кстати, от болящих привет!
Почему же на карте "Белобрысихи" нет?
Белокур. Белобрысый...То есть первый — блондин,
а второй — хоть и лысый! — белобров господин.
Светлоруса по крови старорусская быль:
белобрысые брови, белокурая пыль.


ТИХОТВОРЕНИЕ

Поэт начитанный венки перебирал,
отыскивая самый лавроносный,
а стих его нечитанным лежал,
грустя в пыли, безлюдии несносном.

"Шумел камыш" шумело вдоль села
и прежде и теперь, в года прогресса.
Народ поёт, а кто сложил слова
ему не представляет интереса!

И "Марш славянки" дОрог для дорОг,
для горожан и пахарей, для  армий.
Кольцова нет давно, а "Хуторок"
всех шлягеров как прежде популярней!

Мюнхаузен Европой не забыт,
а Распе позабыт и эрудитом!
Русалочка на валуне грустит,
слезами почитательниц омытом.

Сейчас на Бейкер-стрит  поворочу:
мечтаю к Ватсону попасть, в мои-то годы!
Я Леонардо видеть не хочу,
но глаз не отвожу от Джиоконды...

Вы видели Вероны этажи ?
В Зенон стремятся люди всего света:
им безразлично, где Шекспир прожил,
но интересно, где жила Джульетта!

Вот за квадрат заплачен миллион,
обман Малевича с парадоксальным стоном.
Но не квадратом зритель восхищён,
а только этим самым миллионом!

Четыре чёрных копии висит,
искусствовед строчит статьи про "школу"...
А зритель ошельмованный глядит
и выдыхает:"А король-то голый!"

Господь творцам заданий не давал,
а также и гарантий! Кто бы спорил!?
Да, автор литгероя создавал,
но имя автору дают его герои!    


   ИЗЪЯСНЯЕМСЯ ПО-РУССКИ...

Выходит речь за рамки узкие —
широк у русичей язык.
Слова не все исконно русские,
используй те, к каким привык:

от лексики вульгарно сниженной,
что на базаре тут и там,
до сверхвысокой и возвышенной,
с которой посещают Храм;

а к табуированной лексике
так склонны грешные уста,
что и в Австралии, и в Мексике
понятен Веня без креста.

В библиотеках речи строгие,
а речь поэзии — крута:
Айги и доктор филологии
не понимает ни черта!

Гуторят у буфетных столиков,
столов читательских вокруг
клуб анонимных алкоголиков,
поэтов безымянных круг.

Русак по-русски изъясняется,
честит и чествует сосед...
Как хорошо, что сохраняется
наш дух, то бишь менталитет.               


ПОРЯДОК СЛОВ

  О кротости и гордыне

Когда тепло и сухо нам на свете,
когда вовсю шумят-смеются дети,
когда просил прощенья и прощён,
и чашка чая есть —
чего ещё?!

Должны давать тепло, должны, заметьте!
Должны о дисциплине помнить дети !!
А я не должен вовсе ничего !!!
Чтоб вам я подал чай ?!!
        Ещё чего!!!   

СИНОНИМЫ И ЛЯПСУСЫ

"Спешить" и "торопиться" не совсем
равны. Слова загадочны, как в сказке:
известно про синонимы не всем,
в ком нет филологической закваски.

Я вас прошу меня не торопить!
Не к спеху мне! Пускай уж не неволят:
я и сама сумею поспешить,
когда все обстоятельства позволят!

Ведь "торопить" — понятие одно,
а "торопиться" — несколько иное.
Я тороплюсь и поспешаю, но
сама решаю, и потом не ною!

А если вы желаете "спешить",
то "спешиваться" просто нет резону:
ведь можно эрудита насмешить,
идя с конём пешочком по газону.

Сказали "торопливый пешеход",
добавивши для ясности  "спешливый",
и хмыкнул понимающе народ,
к словесным ляпам чуткий и смешливый.      

  ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ: ЧАЯ ИЛИ ЧАЮ?

Речь не о гостеприимстве...
/выпить чая или же выпить чаю?/

Встречи вам не назначаю,
но с радушием встречаю.
Вопрошаю, вас встречая:
— Вам компота или чая?

Ваш ответ в глазах читаю:
Наливайте больше чаю!

Аппетитом удручая,
всё смели с бокалом чая!
Проводить гостей не чаю:
— Ах, ещё испейте чаю!    

  ИДИОМЫ: НАШИ И ИНЫЕ

       1.НАДЕЖДА

Кто удачу ждёт под солнцем,
тот надежду не отверг,
тому солнце улыбнётся
и под дождичком в четверг!

Ожидает встречи каждый,
даже тот, кого не ждут:
на горЕ им свистнут раки,
и в их честь блеснёт салют!

Ждать намерены упрямо,
зная точно: "Шансов нет!",
хоть до русского байрама,
хоть до греческих календ!

Солнце радует Емелю:
дураку всегда везёт,
даже если всю неделю
без просвета с неба льёт!


      2.        *     *     *

Не все равны в юдоли этой
теперь и прежде, там и тут:
одни идут по белу свету,
другие — по миру идут.

Но всем нужны дороги глаже,
за рядом следом новый ряд:
одним — куда маршрут укажет,
другим — куда глаза глядят.

Идут по делу и без дела
жильцы дворцов, жильцы халуп,
и те, чей жемчуг слишком мелок,
и те, чей слишком жидок суп.

И все благословляют эту
планету, что Землёй зовут:
и те, кого везут по свету,
и те, что пешими бредут.

ПРОСТЫЕ  ПРАВИЛА

1. НЕ пишется слитно, если без частицы
     слово не употребляется.

В гости к ряхе топал Стёпа,
был он  вежа и дотёпа.
Избегал невеж, нерях,
недотёп и растерях!
     *     *     *
А словечко гоже тоже
в словаре искать негоже:
НЕ частицу отделить —
перестанет слово жить!
     *     *     *
Вот четвёртая страница,
тут написана былица.
Ах, не портите страниц,
не пишите небылиц!
     *     *     *
Замечает люд досужий
льдом затянутые лужи,
так как на застывшей луже
он елозит неуклюже!

Чтобы сделаться уклюжей
хоть чуток на лютой стуже,
нам каток зимою нужен,
чтобы лужи был не хуже!

Скину варежки верблюжьи,
и тулуп теперь не нужен!
Не страшит любая стужа —
я здорова и уклюжа!

2. НЕ пишется отдельно, если есть или подразумевается
     противопоставление.

Ни вёдро и ни непогоду
сюда не надо вызывать:
мы изучаем не погоду,
а климат будем изучать!

ХЛЕБ

На Руси не чурались гостей
приглашённых, желанных, незваных...
Для душевной беседы, вестей
привечали с почётом, на равных.

И всегда для гостей дорогих
"Хлеб да соль!" — и поклон в самый пояс,
а дубину для всяких иных
добывали в бою, не готовясь.

"Каравай — наивысший почёт!" —
наставляют внучат ветераны.
"Грех, запомни навек наперёд,
русский хлеб называть "круассаны"!


ЧИТАЕМ И ПОЁМ

Чужих стихов смакуя совершенство,
священный трепет чувствую порой!
Какое несказАнное блаженство
от строчки "Лес зелёный под горой"!

"Летит, летит по небу клин усталый..." —
слова простые, проще не сказать, —
мать воина их, видимо, сказала,
но только гений смог их написать.

А "Широка страна моя родная"?
Поётся про отеческий простор,
и лучше слов про ширь родного края
никто не сотворил до этих пор!

Я тоже сочиняю понемногу,
без этого и дня мне не прожить,
но "Выхожу один я на дорогу"
мне ни за что, увы, не сотворить...

Да, острослов Жванецкий, без сомненья,
и кто из нас не рад похохотать?..
Но лишь минует для веселья время,
и "Буря мглою..." тянет вновь читать.

Открой Державина, младое поколенье,
в библиотеку каждый ходит пусть!
Читайте "без уныния и лени"
и Пушкина учите наизусть! 

РОДНОЙ ЯЗЫК

В настоящее время насчитывается более трёхсот
когда-либо предлагавшихся искусственных языковых
проектов.
Наш язык — отец народа,
то есть мужеского рода!
Даже пасынки его
все сильны до одного:
и жаргон силён, и сленг
в обстановках бурь и нег.
Даже суржик, хоть и мал,
а и он не подкачал!
Беловежская тросейка —
женский род. Но — чародейка!
Если кто её не знал —
без усилий понимал!

Эсперанто лишь одно
называется "оно".
Сей бесплодный средний род —
праздномыслия урод!
Русский — выражает всё!
Этот же — ни то, ни сё...   


Ах, пока довольно... 27.7.2017





 


Рецензии
Прочел с удовольствием.
Порадовался юмору))
Спасибо.

Вутшы   11.10.2017 17:19     Заявить о нарушении
Спасибо за положительный отзыв. Ваше удовольствие от моего юмора длилось ровно три минуты, хотя в цикле около тридцати стихов не всегда простого содержания...
Вы владеете навыками скорочтения. Успехов!

Лариса Сергеева 5   11.10.2017 18:14   Заявить о нарушении
Неожиданно. Видимо, я чего-то не знаю. Вот мои прочтения из списка читателей:
Вутшы Вороний глаз и знахарские советы 11.10.2017 17:22 авторская страница
Вутшы Цикл Родная речь Мой опыт овладения родным языком 11.10.2017 17:19 форма для рецензии
То есть, в 17:19 я нажал кнопку "Написать рецензию" на "Цикл Родная речь Мой опыт овладения родным языком", потом в 17:22 открыл и прочел "Вороний глаз и знахарские советы". Как же Вы узнали, что "удовольствие от моего юмора длилось ровно три минуты"? Расскажете?

Вутшы   12.10.2017 11:49   Заявить о нарушении
Это от удивления тем, как читает молодёжь сейчас: в списке по 5-6 стихов, а по времени всего одна и та же минута написана! А "Цикл" я вписала полностью от неопытности 2 мес. назад, когда впервые попала в стихи.ру. Конечно, лучше его
разделить на отдельные стихи, тогда будет надежда, что кто-либо и прочитает...
Ведь это стихи только по форме, а по сути это всего лишь мои уроки для себя .

Лариса Сергеева 5   12.10.2017 13:17   Заявить о нарушении
Сам удивляюсь скорочитателям)) Так и не смог постичь это фокус: у меня словно диктор в голове проговаривает читаемый текст. Иногда, правда, перевирает безбожно))
Так все-таки расскажете, почему был сделан вывод о том, что "удовольствие от моего юмора длилось ровно три минуты"? Даже не от прочтения. И ровно три. Откуда они взялись?

Вутшы   12.10.2017 13:21   Заявить о нарушении
Просто ужасно заинтригован! Правда!

Вутшы   12.10.2017 13:23   Заявить о нарушении
Видимо, разность между 22 и 19?! Почитайте, пожалуйста, "Людская смесь": что-то никто его не читает, а мне нравится!

Лариса Сергеева 5   12.10.2017 13:26   Заявить о нарушении
Это не та разность. Если говорить о времени, потраченном на прочтение, то нужна разность хотя бы между началом открытия странички стиха и моментом написания рецензии. И все равно это неверное значение. Можно наоткрывать сразу много стишей, а потом постепенно их читать.
Еле нашел стиш "Людская смесь темпераментов". Он аж на пред-предпоследней страничке. Понятно, что никто до него не добирается. Иду читать.

Вутшы   12.10.2017 13:40   Заявить о нарушении