Дао Дэ Цзин о колеснице хайку
Вот, например, из главы тридцать девятой: "Если разобрать колесницу, от неё ничего не останется".
Это как самый главный цыганский секрет (если кто знает самый главный цыганский секрет).
Если что-то целое разобрать, то ничего от целого не останется.
В плане хайку это интересно рассмотреть чуточку наоборот. Поступить перпендикулярно, как всегда поступают перпендикуляры. А именно: если собрать колесницу из ничего, станет ли она колесницей?
Это я про шарады в хайку. Когда из трех-четырех слов составляется оно (хайку, среднего рода).
Тут явно есть какие-то секреты мастерства, потому что иногда и правда получается.
[Например, у всем (или не всем) известного Констика (Константин Микитюк) есть книжица "Колени в облаках" - там мини-хайку очень даже ничего. Хотя многие спорят хайку ли те миниатюры, а Констик так вообще на обложке книги написал "сборник трехстиший". В общем - это исключение из правил, скорее всего.]
Потому что, когда начинаешь читать хайку-шарады, хочется попросить автора не умничать, а донести мысль до читателя менее поэтично.
А когда начинаешь сам такое писать, то понимаешь, что придет читатель, который обязательно попросит не умничать, а более доступно донести мысль.
Так будет ли колесницей то, что собрано из минимума слов?
Или - останется ли колесницей то, что другим пользователям твоего хайку хочется урезать и урезать?
Убрать глагол, убрать местоимение, убрать автора, убрать авторский парашют, убрать место действия, прилагательные и уточняющие, оставив на три строки один символ. Символ - образ, который читается двояко.
Одного символа, говорят, достатошно, чтобы было хайку. Эдакая гора Фудзи, только без всего, даже без привязки к местности - троеугольный камень. Чем не символ горы? Просто камень, голый, без всяких подробностей. Понимаю, что не все поймут что это Фудзи, но - зато автор написал хайку про Фудзи. Не важно, что это не прочитывается. Значит ты неправильный читатель и не умеешь постигать символы. Расти над собой (расти, расти, возвышайся). Без автора и без местоимений.
весенний закат
заглатывает
меланхолия
***
весенний закат —
меланхолия...
*****
весенний закат...
Свидетельство о публикации №117072500620
Не буду погружаться в прозу, каждый филолог молотит что ему нравится)
Для меня не всё написанное,- есть истина))
Прочитала ваш диалог с Карумой и просто выскажу своё мнение.
По первому:
Несмотря на киго - это русское хайку с внутренним присутствием автора.
Закат довольно потрёпанное слово хайдзинами. Ну и конечно придет лето, принесёт новое в жизнь(заботы, непредсказуемость и проч)
И поэтому заглатывает меланхолия( вполне русски поэтический образ)и (молодость и зрелость)
По второму:
Более объёмное, потому что нет действия и меланхолия с закатом в свободном плаванье.
Скачуха 30.07.2017 23:04 Заявить о нарушении
.
Первое - дзаппаи, с ужасным этим "заглатывает", которое совсем и вовсе не хайково.
Второе ближе к теме. Потому они рядом, что надо было на примерах посмотреть суть разбирания колесницы. Признаюсь, в первоначальном варианте, зафиксированном договором с порталом стихи.ру - четыре варианта, урезанные из этого заглатывания). Я потом три убрала, посчитала излишеством.
.
Вывод: колесницы надо разбирать, но не до винтиков)
Иса Лариса 31.07.2017 01:25 Заявить о нарушении
бабушкины пяльцы
в бисере
ведьмины пальцы
*ведьмины пальцы - сорт винограда
На подступе к хайку, главное быть свободным и языковая игра обязательно сработает (рано или поздно).
В хайку можно всё, но в духе хайку, вкладывая свои новые детали в старый велосипед)
Нет универсальности, так как художественный стиль каждой эпохи оригинален.
Хорошего дня!
Скачуха 31.07.2017 09:28 Заявить о нарушении