Автопортрет. Рембрандт
Любой художник,когда учится писать портрет, то начинает с себя... Писать себя, чтобы не мучить других, тренироваться, копаться в себе, рассматривая себя в зеркале и это не всем нравится...Что только там не увидишь! Сам ты всё вытерпишь, ведь от себя не убежишь, даже если что-то и не нравится тебе в себе, что бывает чаще всего, освоишь и познаешь секреты внутреннего мира, войдёшь в диалог с собой...Это не влюблённость в себя, не нарциссизм- это желание познать себя, как советовали греки.... всё нужно начинать с себя, это верный путь. Чем больше претензий к себе, тем больше своих портретов... Тебе всё не нравится и ты ищешь самого себя бесконечно...Кто из художников не испытал такой муки? Да почти нет таких. Вот и Рембрандт ищет самого себя в своих полотнах, автопортретах, чтобы отразить достоверно, убедить, что это я сам, и ,наконец,- получилось! И тогда уже можно браться и за других.
Его автопортреты принадлежат к разным периодам жизни и о многом, и разном говорят...их было примерно 80-100. Портрет - это история жизни человека. По нему можно многое рассказать. На одних он совсем мальчик, ещё неуверенный, восторженный, со смешной чёлкой, кожа лица нежная и волосы отливают золотом, глаза живые, челюсть немного тяжеловата, губы припухшие... видно, что всё впереди у этого юноши. На других он то рыцарь, то молодой модник в дорогих одеждах, отделанных мехом, в красивых шляпах с удивительными перьями, цепи и украшения из серебра дополняют дорогой костюм. Он держится с достоинством, ведь это уже период его признания, высшая точка благополучия его и семьи, они с женой покупают новый и очень престижный дом, достигнуто многое и ещё многое впереди, такое впечатление, что счастье так и ходит за ним по пятам. Он в зените славы. Лицо уже излучает уверенность и спокойствие, он уже признанный художник- маэстро! Его работы покупают самые богатые голландцы и влиятельные особы Европы, и даже короли...король Англии Карл I приобретает его работы.
Самый счастливый момент жизни запечатлён в автопортрете с Саскией- это гимн любви, светлая радость от переполнявшего его чувства, он не только её, а весь мир готов носить на руках. О любви не нужно слов, всё видно и так. Об этом пусть говорят её и его сияющие, счастливые глаза, улыбка. Они красноречивее всяких слов. В этот период доминанта его творчества- любовь!
Всякая любовь хочет быть вечной, но именно в этом и состоит её вечная мука...Особенно это чувствуешь, когда теряешь любимую...Как всё сразу меняется вокруг ...Это заметно по взгляду, осанке, выражению лица. В нём появляется что-то другое - бесконечная боль, обречённость, осознание невосполнимой утраты самого главного в жизни двигателя- любви. Всё начинается с любви и всё заканчивается ею. Счастье быстро проходит и слава разворачивается спиной...
Умирает его любимая жена, затем смерть сына Титуса, разочарования, неуспех с "Ночным дозором", он теряет сразу всё...и это не вносит красоты и радости в жизнь. А портрет- зеркало, в которое смотрится художник и рассказывает о жизни, о себе. Радость сменилась на горе. Краски становятся гуще и темнее...только говорящие акценты остаются на руках, лице...
В своей мастерской он пишет два своих портрета, где в привычной обстановке за привычной работой с красками и кистями, не позирует, без помпезности, а в великой простоте и в философских раздумьях о том, что он пишет...что он хочет оставить миру, какое послание? Работа -это святое! А он как Бог... творя шедевр, он становится на одну ступень с ним... Вот то великое искусство, которым он зарабатывает себе на жизнь. Язык телодвижений, выражение глаз, поворот лица- всё говорит об утрате и разочаровании. Мир померк для него после всех потерь и несчастий, которые свалились на его голову, и собой он тоже недоволен... и краски сразу становятся тусклыми и тяжёлыми. С годами всё больше заметны на лице не самые приятные приметы старости: глубокие морщинки, тень усталости от переживаний и неудач ложится на лицо, растерянность во взгляде...- ведь столько было планов! "Я ещё не всё успел сделать!Так и читается вопрос -За что это мне?" Судя по последним автопортретам он оценивал себя весьма трезвым взглядом. Он никогда не льстил натуре и был скорее беспощадным, особенно к себе. Даже любимую Саскию он писал с большим животом, который появился у неё после многочисленных родов,но считал её красавицей...ведь самая любимая женщина, как бы она не выглядела,всегда и самая красивая. Совсем исчезает всякая комплиментарность в изображении. Заметными становятся одутловатость и дряблость в лице,появляется оттенок синевы, волосы уже начали седеть и не так красивы, как раньше,да и глаза не горят огнём молодости, желанием жить и творить, они тоже уже немного потухшие... Болезнь подступает всё ближе и одиночество становится его постоянным спутником. Старость предлагает свои варианты и не самые лучшие, и привлекательные. Он разорён, картины уходят за бесценок за долги, нет дома, нет любимых и друзей, нет ничего, что могло бы его радовать... Он умирает в нищете и одиночестве. Могила его затерялась...
И всё равно... в каждом своём портрете, как и в портретах стариков, которых он пишет с любовью,всегда загадка, духовное горение, обаяние мудрости ...и порода, которая выше всякой красоты. Его наследие-бесценно!
Автопортреты находятся в различных музеях мира -в Лондоне, Париже, Вашингтоне, Берлине, Амстердаме и других городах мира. Ими любуются миллионы людей.
Перед ними всегда толпа посетителей. Каждый ищет в них ответы на свои вопросы... Эти картины - вечные ценности и будут жить вечно. Они заставляют думать не только о художнике и его времени, а приглашают к разговору о себе...к познанию самого себя. Они живые...
Перед ними хочется снять шляпу и начать разговор с великим художником всех времён и народов...
22.07.2017.
Свидетельство о публикации №117072108676
Абель Алексей 23.07.2017 14:01 Заявить о нарушении
Ольга Сергеева -Саркисова 23.07.2017 18:48 Заявить о нарушении