Как я побывал на передовой фортепианного фронта
Среди многих слушателей классической музыки бытует такое мнение: исполнение любого произведения - если только это не авторское исполнение – по сути, представляет собой интерпретацию музыкальной идеи композитора. При этом всегда существует риск искажения такой идеи и утраты важных признаков её аутентичности. В случае, когда композитор не имеет возможности выразить свое отношение к тому, как трактуется его сочинение, оно должно исполняться максимально деликатно, с учётом сложившейся музыкальной традиции, если она возникла ещё при жизни композитора и при его участии; а любая новая трактовка музыкального произведения оправдана только тогда, когда она основана на максимально глубоком проникновении в творческий замысел автора, а также на хорошем знании всего его творческого наследия. Отношу себя к приверженцам именно такого, традиционного или даже консервативного взгляда на исполнение классической музыки. И потому, направляясь на концерт, где должна, но не обязана была исполняться известная всему миру, вполне себе мирная музыка почившего с миром, весьма миролюбивого русского композитора, я меньше всего ожидал, что окажусь на поле брани. Фортепианная партия 1-го концерта Чайковского, которую я услышал, носила вызывающе взрывной характер; похоже, что в пианисте в этот вечер бушевал тестостерон, рвущийся наружу - туда, где его меньше всего ждали: в зрительный зал. Исполнение отличалось необоснованной брутальностью и неуместной агрессией, вовсе не свойственной музыке Петра Ильича. На этом концерте главным был явно не композитор, но исполнитель. Создавалось впечатление, что последний объявил первому войну, и я являюсь невольным свидетелем осуществляемого на моих глазах насилия над беспомощным автором музыки, который в силу известных причин не может за себя постоять. Почему-то вспомнилось широко известное выражение К. С. Станиславского о том, что настоящий артист должен любить искусство в себе, а не себя в искусстве...
Не исключено, что на моё музыкальное восприятие решительным образом повлияла опасная близость от солиста: ведь я сидел в 3-х метрах от него, в середине 1-го ряда; между нами никого не было - ну разве что витал, разгоняя пыль концертного зала, мятущийся дух бедного Петра Ильича, пытавшийся спастись от не на шутку разгорячённого исполнителя, исступлённо расправлявшегося с его ни в чём не повинной музыкой. Поскольку моим наблюдениям ничто не мешало, я увидел то, что лучше было бы не видеть, но что, возможно, составляет предмет особой мужской гордости: волосатые руки пианиста. Такие руки мне вообще почему-то не нравятся, вызывая неприятные ассоциации с каменным веком и тёмным прошлым человечества, но меньше всего хотелось бы видеть их у пианиста, в особенности - исполняющего музыку Чайковского, к которой я отношусь особо трепетно. Если бы можно было все музыкальные сочинения разделить на две категории - мужественные и женственные, произведения упомянутого композитора я бы, не колеблясь, отнес к последним - в силу их особой чувственности, эмоциональной насыщенности, частой смены настроений и милого моему сердцу мелодизма. Можно, конечно, поспорить о правомерности отнесения музыки Чайковского к категории женственной ( в частности, 1-й концерт местами дает для этого серьезные основания ), но речь не об этом: в любом случае волосатые руки любого пианиста вызывают у меня дискомфорт - тут уж я ничего не могу с собой поделать. Неизбежен напрямую касающийся меня вывод: на фортепианных концертах некоторых пианистов мужского пола мне категорически противопоказано сидеть близко от сцены, дабы не отвлекаться на всякие безрадостные посторонние мысли. Неудачное расположение повлекло за собой и другие неприятные побочные последствия. Мне пришлось услышать то, что наверняка не входило в замысел композитора: воодушевлённый то ли своей игрой, то ли своей гениальностью, видимо, в неконтролируемых порывах экстаза пианист то и дело срывался на мычание - совсем, как Глен Гульд. Не знаю, как далеко оно было слышно и как к нему отнеслись другие слушатели, но из-за этого многозначительного и настойчивого мычания я настрадался! Думаю, что духу Чайковского пришлось ещё труднее: не сумев вынести вокальную импровизацию в виде партии солирующего мычания, он был окончательно сломлен и умчался в поисках сочувствия и понимания в какие-то другие концертные залы…
Исполнительская манера этого пианиста вполне подходит под название "шоу": много вычурности, суетливости, театральности и нелепого позёрства. Например, по ходу исполнения он много раз как-то демонстративно вытирал салфеткой лоб, хотя и не потел - это я хорошо разглядел с первого ряда. И ещё: мы с ним явно учились в разных музыкальных школах – ведь я ещё с детства усвоил, что исполнение музыкального произведения считается завершённым лишь после того, как окончательно стихнет последний звук. Этот же пианист вызвал у меня недоумение тем, что вскочил на поклоны, как ошпаренный, в тот момент, когда этот несчастный и, по-видимому, особо нелюбимый им последний музыкальный звук все ещё звучал - по крайней мере, в нашем многострадальном первом ряду. Никак не ожидал, что столько незаслуженных мучений придётся вынести на этом злосчастном концерте. А ведь я ещё не обо всём рассказал! Мои муки усугублялись тем, что сидящий слева от меня мужчина время от времени, по одному ему известному алгоритму, засыпал и начинал при этом похрапывать. Если меня близость к пианисту ( т.е., к линии фронта ) неким образом бодрила и мобилизовала на великие подвиги ( хотелось броситься на рояль, как на амбразуру, чтобы поскорее захлопнуть его крышку и таким образом спасти от несчастья хотя бы ни в чём не повинных, оказавшихся в этом зале по воле жестокого рока женщин, детей и стариков ), то этого невозмутимого соседа грохот фортепианной канонады совершенно не беспокоил; надо полагать, он и не такое слышал на своём веку. В отличие от меня, этот бывалый человек, по-видимому, хорошо закалённый в боях с музыкальным беспределом, выбрал самый безопасный для него способ прослушивания опасной для души генномодифицированной музыки: пока он мирно дремал, она не наносила ни малейшего вреда. Честно говоря, я ему позавидовал: в отличие от меня, он мог получить от этого концерта и удовольствие, и пользу. А моё положение было отчаянным: слева похрапывал один мужчина; впереди, на сцене, о чём-то мычал другой. Я совсем растерялся, не зная уже, кого из них слушать. Жалел о том, что рядом нет сестры музыкального милосердия, которая смогла бы эвакуировать меня, невинную жертву, с поля фортепианной брани и оказать неотложную помощь моей насмерть перепуганной душе, едва не отделившейся от тела из-за нанесенных ей тяжких музыкальных ран...
Несмотря на все катастрофические потрясения, обрушившиеся на меня в этот вечер, я не могу не отдать должное отточенной боевой технике солировавшему изо всех сил пианисту: без сомнения, он мастер своего дела! В конце концов, в тех страданиях, которые я испытал, нет его вины: не он ведь подкрался ко мне так близко со своим смертоносным оружием - роялем-гаубицей, но я сам выбрал это опасное место на передовой. И потому всю ответственность за неблагоприятные последствия такого выбора принимаю на себя…
Свидетельство о публикации №117072007016