Чакры и свойства

Звёзды на небе .
Грёзы рассвета -
Сказки цветов,
Аромат росы.
Мостик волшебный.
Жемчужины счастья
Мандалла сфер,
Океан Зари.
-
                -
Все чакры указываются с низу вверх, т.е. от Земли в Космос.
МУЛАДХАРА:
с санскрида. корень, основа; Адхра — фундамент, базис, опора — первая красная чакра энергетического потенциала (кундалини), расположенная в области промежности рядом с половыми органами. Считается, что из Муладхары отходят самые главные нади: Сушумна (проходящая через другие чакры), Ида и Пингала.
Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквами ВАР, ;А;, ;П;, САa; на них . В центре лотоса — жёлтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой, или дхумралингам — дымчатый лингам), которого обвивает в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона с семью хоботами, как символ силы и прочности.
Внутри янтры можно видеть букву биджа (семенной)-мантра ЛА;.
Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт).
Муладхара отвечает за выживание. Чувство настоящего страха блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры (закрывая ей путь в вышестоящие центры сознания), что вводит человека в полный ступор, включая инстинкты выживания.
Для развития Муладхары необходимо развивать в себе такие качества, как дисциплинированность, усердие и пунктуальность.
В физическом теле отвечает за регенеративные процессы и иммунную систему.
Органы: толстая кишка, мочевой пузырь, простата, матка, ноги, предстательная железа.
Эндокринная система: почки, надпочечники.
Цвет: красный.
Кристаллы: рубин, гранат, обсидиан, коралл.

СВАДХИШТХАНА:
с санскрита — собственный; «adhi;;h;na» — жильё; буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют «джаламандала» («джала» — вода; свадхистхану связывают с этой стихией) или «медхрадхара» («медхра» — пенис).
Чакра находится приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком (в китайской традиции соответствует нижнему даньтянь, или ся даньтянь).
Свадхиштхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В лотос вписаны санскритские буквы ba;, bha;, ma;, ya;, ra; и la;. В середине лотоса — белый полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная)-мантра этой чакры — va;. На некоторых янтрах можно видеть также бога Вишну в объятие со свирепой Чакини-Шакти.
Эта чакра ассоциируется с мотивами получения чувственных удовольствий, таких как еда, секс, алкоголь и тому подобное. Тогда как на уровне Муладхара-чакры человек обеспокоен своей безопасностью в мире, созданием элементарного комфорта существования, то на уровне Свадхистханы мир и все вещи в нём рассматриваются ею как источник тех или других материальных удовольствий. Уровень Свадхистханы также соотносят с активизацией «самскар», подсознательных и несознательных желаний.
Свадхиштхана отвечает за жизнерадостность. Чувство вины блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры, что не дает возможности использовать человеком более высшие центры сознания, в частности Манипуру-чакру для волеизъявления. Осознание вины и принятие последствий недобрых действий позволяет человеку высвободить зажимы второй чакры, что способствует активации Кундалини в Манипуре.
В физическом теле отвечает за скорость обменных процессов и движение «жидкостей».
Органы: половые, чревное сплетение, аппендикс;
Эндокринная система: половые железы;
Цвет: оранжевый;
Кристаллы: сердолик, янтарь.

МАНИПУРА:
Манипура-чакра с биджами
с санскрита мани — драгоценность; пур — город — пупочная чакра власти, богатства, интеллекта и силы воли. Принято считать, что Манипура проецируется в ту область физического тела, где находится солнечное сплетение.
Манипура изображается в виде ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. На лепестках санскритские буквы Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дам, Дхам, Нам, Пам, Пхам. В центре лотоса — красный треугольник со свастиками, в середине которого — красный Рудра на быке (или баране-Агни) вместе с Лакини-Шакти, «чья грудь красна от крови, которая течет изо рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой чакры — буква Рам.
На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция.
Манипура отвечает за интеллект. Чувство гнева блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры, не давая возможности Кундалини пробиться в духовный центр человека (сердечную чакру). Осознав и приняв гнев, человек позволяет Кундалини протекать в высшие центры сознания. Злость, гнев и ярость активируют данный центр на всю возможную мощь, что может ввести человека в состояние аффекта.
Манипура-чакра развивается и увеличивает объём хранимой энергии (так как это самый важный центр жизненной силы человека) при действии «через не могу», то есть когда необходима выносливость. Только при активной Манипуре человек способен проявлять настоящие чувства к другим людям, так как Манипура является трамплином для Кундалини в духовный центр сознания человека — Анахата-чакру.
В физическом теле отвечает за пищеварительную систему.
Органы: желудок, поджелудочная железа, желчный пузырь, печень.
Эндокринная система: поджелудочная железа и печень.
Цвет: все оттенки желтого.
Кристаллы: янтарь, жёлтый турмалин, цитрин и топаз.

АНАХАТА:
с санскрита. - неприкосновенный, не испытавший удара, божественный звук — сердечная чакра любви.
Чакра расположена в центре грудины (в китайской традиции соответствует среднему даньтянь, или чжун даньтянь).
Анахата-чакра изображается в виде зелёного (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами на них: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. В середине его — два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития или мужское начало (Шиву), а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — путь материального упадка или внутреннюю силу и женское начало (Шакти). Перекрещенные треугольники символизируют «среднюю точку» духовного развития. В центре изображен сияющий баналингам. Над ним — Ишвара с красной Какини Шакти «в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара». Биджа-мантра Анахати — Пам или буква Йам. На рисунках часто можно видеть и белую антилопу, символ стихии этой чакры — воздух.
В физическом теле отвечает за кровеносную систему.
Органы: сердце, легкие, система кровообращения.
Эндокринная система: тимус.
Цвет: зелёный.
Кристаллы: авантюрин, розовый кварц.

ВИШУДДХА:
санскр. — очистка
— горловая чакра гармонии.
Чакра изображается в виде шестнадцатилепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием), Амх, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лрим, Лриим, Эм, Аим, Ом, Аум.
В центре лотоса — капля нектара, которая стекает в вишуддхи из бинду. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — Акаша в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного немного выше и названного Бинду (санскр. ;;;;; bindu IAST). Этот символический нектар олицетворяет истину, сатчиананду, и образуется в Сахасраре.
Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Это значит, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного целого.
Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основания языка. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того, насколько пробуждённые и активные Лалана- и Вишуддха-чакры.
Вишуддха отвечает за правду, блокируется ложью. Чем больше человек говорит правду, тем больше развивается чакра.
В физическом теле отвечает за слух и дыхание.
Органы: гортань, щитовидная железа, голосовые связки, верхняя часть легких.
Эндокринная система: гортань, щитовидная железа.
Цвет: голубой.
Кристаллы: целестин, аквамарин, хризопраз.

АДЖНА (третий глаз)
санскр.— приказ, команда
— межбровная чакра сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз)
(в китайской традиции соответствует верхнему даньтянь, или шан даньтянь). В Аджна-чакре опять сходятся три главные нади — Сушумна, Ида и Пингала.
Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из лепестков которого — Солнце, на другом — Луна, а также буквы хам и кшам, 49 и 50 в общем отсчете изображенных на лепестках всех 6 чакр вместе взятых, что составляет полный санскритский алфавит. В лотосе содержится белый треугольник вершиной книзу — символ йони, а внутри треугольника — чёрный (по другим традициям белый) лингам — итаралингам («ещё один, отличный, другой»). Биджа-мантра этой чакры — Аум. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр) с помощью особенной нади, — маханади. Эти два центра чрезвычайно важны в медитативных практиках, и в принципе их можно считать одними целыми — «третьим глазом».
Пробуждение «третьего глаза» — Аджна-чакры — мотив чрезвычайно популярный в огромном количестве религиозных и психологических традиций, и соответствующие методики находят широкое отображение в соответствующей литературе. В частности, статуи Будды часто делают с драгоценным камнем в области межбровного центра. Этот центр так или иначе обозначен и у многих божеств индуизма (и не только) и мифических героев.
Аджна-чакру (и вообще «третий глаз» независимо от любого дополнительного символизма) очень часто связывают с шишковидной железой (эпифизом, пинеальной железой) — особенной железой размером с горошину (около 8 мм у человека), которая находится между большими полушариями мозга напротив места межбровного центра. Шишковидная железа имеет ганглиозную связь с сетчаткой и служит для выработки гормона мелатонина, участвующего в регуляции циркадных ритмов.
Аджна отвечает за озарение, блокируется иллюзорным восприятием мира. Разрушая различные иллюзии, которые его окружают, человек развивает шестую чакру.
Органы: вегетативная нервная система, глаза, нос, позвоночник.
Эндокринная система: гипофиз, шишковидное тело (эпифиз).
Цвет: синий или индиго.
Кристаллы: флюорит, индиговый турмалин.

САХАСРАРА
санскр. тысяча лучей лотоса.
Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков, на которых — все возможные артикуляции санскритского алфавита из 50 букв (50 ; 20), хотя, вероятно, это лишь метафора для обозначения в действительности бесконечного количества её лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции души в телесной оболочке; здесь кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр.
Сахасрара отражает связь души с высшим разумом, астральным и духовным сознанием, блокируется низшими духовными сущностями, связывающими душу с земными привязанностями, страстями и желаниями.
В физическом теле управляет разумом, высшими психическими функциями.
Эндокринная система: эпифиз.
Цвет: белый или фиолетовый.
Кристаллы: прозрачный алмаз.
-
Чакра в буквальном переводе с санскрита означает «круг», «колесо» или «диск». В контексте йогических практик часто это слово переводится как «вихрь», который отображает представление о чакрах как о вихрях психической (космической, жизненной) энергии — праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется слово «падма» (лотос).
В йогической традиции и ещё раньше в Упанишадах чакры связываются с системой каналов нади, по которым циркулирует прана. Нади являются проводниками праны, тогда как чакры — центрами её концентрации и своеобразными «реле», процесс «открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития человека и телесного оздоровления. С чакрами тесно связана тантрическая концепция энергии кундалини, «пробуждение» и «подъём» которой вдоль сушумны, от нижней чакры — муладхары к верхней — сахасраре, сопровождается духовной эволюцией.


Рецензии