День рождения Рембрандта... ч. 3

 Самая интересная среди загадок "Дозора" - изображение этой странной девочки в золотом наряде. Она похожа на карлицу. Что этим хочет сказать художник, явно показывая физические недостатки этой девочки. Он ставит её в центр. Художник так расставляет световые акценты, свет, как театральный режиссёр. Если убрать девочку, то всё меркнет и разваливается вся композиция. Фигуры меняют масштаб и совершенно теряются, превращаясь в странное сборище. Она является световым центром композиции- светится золотом. Что он этим хотел сказать? Неизвестно. Он начал писать эту работу будучи счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Во время написания этой картины ушла из жизни его жена и возможно это дань памяти о ней, личная нота в заказной работе мастера. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.  Ещё эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – "маскот", т. е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая продукты  членам отряда и её брали на войну. Возможно это пародия на неё. И совсем иная версия - девушка лёгкого поведения сопровождающая отряд.(курица -символ похоти).  Чье это лицо? Мне встречалось предположение о том, что у «маркитантки» можно различить автопортретные черты Рембрандта. Может быть. Но очевиднее другое: это лицо нам хорошо знакомо, оно встречалось уже не раз в других сюжетах. Вот каких : это лицо Эсфири («Эсфирь перед встречей с Артаксерксом», 1633); еще ближе — лицо Прозерпины, одетой в такое же золотое платье и с похожим выражением испуганного и сопротивляющегося ребенка («Похищение Прозерпины», 1631); это лицо Ангела, поднимающего крышку гроба в Мюнхенском «Воскресении Христа» (1636–1639). Это лицо второй, лондонской «Флоры» (первоначальной Юдифи), 1635, то есть беременной Саскии. Это лицо молодой Саскии.
  Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы.  Ей очень неуютно среди этой странной толпы... Всё смахивает на карнавальное шествие. Вот и фигура ехидно смеющегося мальчика, убегающего куда- то(левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно, пропито. Ах, счастье! Оно так эфемерно!
Кстати, первую реставрацию картин, их писали шесть художников вместе с Рембрандтом, украшавших ратушу в середине XVIII века, амстердамский городской совет поручил живописцу Ван Дейку. Это был в своё время самый талантливый ученик Рубенса. Он был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми, но когда он отмыл картину, то увидел подпись Рембрандта, и узнал её по известным французским книгам, которые писали об этой работе. О ней просто забыли...
  В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рейксмюсеум. Там оно получило название "Ночной дозор" из-за чёрного фона картины. В 1947 г проведена была реставрация, результаты были ошарашивающие… «Ночной дозор» после реставрации превратился в дневной! Тень, падающая от людей, говорит, что на часах - два часа дня. Своё романтическое название она получила по прозаическим причинам, как мы видим. Эта картина долгое время висела когда - то напротив камина и вся прокоптилась, поэтому фон был чёрный, но когда её реставрировали, отмыли... открылось удивительное - все события происходят днём... Сколько было спето искусствоведами песен по поводу "сумрачной красоты ночной сцены...". Много раз фигуры переписывались, менялись местами и вместо заказанных 18 человек, которые оплатили этот заказ, (1600 флоринов каждый платил ), добавилось  множество неизвестных, которые деньги не платили. Так получился шедевр, картина со многими неизвестными...
  Название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта  «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», этот групповой портрет, написанный в 1642 году должен был украсить здание стрелковой роты, как и ряд других портретов. Судьба была безжалостна к этой работе. К концу написания этой работы, гильдия скорее носила условный характер, декоративный, показываясь только на парадах, богатые горожане с гордостью несли знамя ополченцев. Пафосность и картонность этих мероприятий вызывала улыбку. А в 1715г это сообщество ополченцев совсем распалось и закрылось. Картину передали во дворец. Но чтобы поместить в интерьер нового зала королевского дворца её пришлось обрезать с четырёх сторон, так как просто она не входила в интерьер. При обрезании потеряли три фигуры с левой стороны и ополовинили барабанщика. Позднее картина подвергалась нападению и было нанесено 10 ножевых ударов, в третий раз залита серной кислотой. Никто до конца так и не разгадал всех загадок картины. Она продолжает оставаться загадкой. Многие объясняли все причуды и новшества художника на этой картине болезнью Рембрандта, его больным сознанием. (К концу написания её, он болен был сифилисом).
   Ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен писал три десятилетия спустя после создания картины: "Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах".
Сегодня «Ночной дозор» - центральное произведение музея и его гордость. Картина внушительна по размерам, хотя её резали несколько раз. Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера. И загадки продолжают появляться, так как жизнь не стоит на месте…
А я в прекрасный июльский день 15 числа всегда говорю:
- С Днём рождения, маэстро! Браво! Огромное Вам спасибо!
 

 


Рецензии