Пиит между прошлым и будущим

Важны ль контрасты для здравого смысла,
Споры о душах и смертности тела?
Мне не ответят ни кости усопших,
Ни пиктограммы камней поседелых,
Ни колебанья весов коромысла…

В капищах древних в забытых пещерах,
Где затхлость минувшего тенью повисла,
Не отыскать откровений усопших.
Не адекватны им речи и числа.
Напрочь забыто величье свершений…

Тщится пиит обрести озаренья,
Муть сновидений пытаясь осмыслить.
Кости, тотемы безмолвны усопших.
Он и не знает, что суть не исчислить.
Тихо шаманит над костью и тенью…

Псиной блохастой Земля в исступленьи.
Солнышко жарит, бушуют цунами.
Быть гекатомбой, пополнив усопших?
Жить протоплазмой иль вспыхнуть умами?
Курс обрести иль подохнуть в сомненьях?


Рецензии
Сергей Илларионович, прочла очень внимательно. По форме идеально, по содержанию хмуро. Всё внимание прошлому. На сто быков поэт не потянет. Да и зачем? Кому нужны жертвы? Слава Богу 21 век на дворе. Хочется от поэта строк любви, многоточий желаний, полётов счастья, радости жизни. Не возбуждения до потери самообладания хочется пожелать нашей любимой планете Земля, а мира, добра и процветания. Простите, если против шерсти...
Нелли.

Нелли Добротолюбова   25.07.2017 07:02     Заявить о нарушении
Нелли, рад Вашему отклику, спасибо!
Сто быков принёс Пифагор богам в благодарность за возможность доказать теорему «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Что получили боги, знают почти все. Сколько времени и сил потратил Пифагор на поиски непротиворечивых путей к доказательству теоремы – не знает никто. Притом, что за его дверью и не стояла толпа жаждущих его доказательства, ибо из древности было известно, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 произвольных одинаковых кусочков длины – прямоугольный. Этого знания «на жизнь хватало». Зачем сей славный муж ломал голову над теоремой, а не пошёл на поляну к храму Вакха – выпить винца и поиграть с вакханками?
Если в стихах поэта звучит «речь не мальчика, но мужа», то это означает лишь, что он приоткрыл доверчиво читателю кухню своего чернового творчества. Читателю, который априори знает, что жизнь – опасная штука, от которой умирают. Что поиск и подбор камней для фундамента сверкающего замка, созвучного Сороковой Симфонии Моцарта, - порою долгое и хлопотное дело.
Сергей

Сергей Таллако   25.07.2017 10:10   Заявить о нарушении
Сергей Илларионович! Зачем поэту приносить себя в жертву? Разве только ради любви (не в узком смысле этого слова). Иногда четыре простых строчки Николая Доризо тронут душу на всю оставшуюся жизнь...
Нелли

Нелли Добротолюбова   25.07.2017 15:36   Заявить о нарушении
С другой стороны и работа уму нужна. В этом Вы и Ваше творчество несомненно впереди стихиры всей. Я лично Вам об этом много раз писала. Вы мой избранный номер один. Желаю Вам всех благ. Всегда рада Вам. Нелли.

Нелли Добротолюбова   25.07.2017 15:51   Заявить о нарушении
Нелли, Ваш вопрос: «Зачем поэту приносить себя в жертву?» меня обескуражил. Про Пифагора я, получается, писал впустую. Перечитал вопрос, перевёл дыхание и обратился к давно сказанному Владимиром Владимировичем: «Выручай, друг!»
Из «Разговора с фининспектором о поэзии» В.В. Маяковского
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/m-stih246.html :
«- Поэзия
- вся! -
езда в незнаемое.
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Конечно, различны поэтов сорта.
У скольких поэтов
легкость руки!
Тянет,
как фокусник,
строчку изо рта
и у себя
и у других.
Что говорить
о лирических кастратах?!»

Если говорить о поэзии серьёзной, а не о продукции «лирических кастратов», коей грешит стихира выше меры, то приходится говорить о немалом труде. Кое-что я об этом писал, что, видимо, ещё и напишу. Но напомню ваши путевые заметки о кольцевой поездке по западным штатам. Сколько времени и труда было потрачено на подготовку поездки? Сколько средств и опять же времени и труда ушло на саму поездку и на обработку путевых записей? И сколько труда ещё придётся вложить, чтобы вдохнуть аромат авторского экземпляра будущей книги? «В грамм добыча, в год – труды!»
В своём отзыве на моё стихотворение вы внезапно предстали передо мной удивлённой стихирянкой – сторонницей лирических опусов, написанных по вдохновению. Нет, голубушка, серьёзная поэзия не так делается. Жертва ли работа над произведением? Наверное, жертва, ведь время и труд могли бы быть потрачены на практически более полезные вещи.
: ))))
Сергей

Сергей Таллако   25.07.2017 17:31   Заявить о нарушении
Сергей Илларионович, это был риторический вопрос и за ним следовал ответ: ради любви не в узком смысле слова. Мы все жили и живем ради любви к ближним, к природе, к нашему неспокойному миру. Поэзия должна учить нас любить, чтобы в будущем была жизнь для наших потомков. Вспомните, как учёные ненавидели своё детище - атомную бомбу. То что люди приносили в жертву богам животных старо как мир. Но есть уроды в наши дни, заставляющие детей приносить себя в жертву. Чему? Зачем? Тельцу жестокости. От отсутствия любви вокруг. Всеми средствами нужно бороться со злом. И силой поэзии тоже. Её светом, её любовью, пушкинскими сказками, музыкой Чайковского и личным светлым словом от сердца. Нелли.

Нелли Добротолюбова   25.07.2017 18:22   Заявить о нарушении
Нелли, Вы сужаете проблематику поэзии! Поэзия – средство для выражения мыслей и чувств далеко не только любви, но и жгучей ненависти, и глубокой, часто не восполнимой, скорби, и неприязни – вплоть до отвращения. Вспомните песню «Священная война», где кроме любви к родине «ярость благородная вскипает как волна»! Моё стихотворение о сложной аналитической работе поэта при создании нового произведения, когда свидетели прошлых событий молчат.
Сергей

Сергей Таллако   25.07.2017 22:54   Заявить о нарушении
Сергей Илларионович, ненависти хватает в жизни. Мне хочется, чтобы в поэзии был свет и гармония, тепло и красота, нежность и любовь. Хотя читаю я с удовольствием стихи тех, кто пишет умнее меня, проникновеннее меня, кто чувствует острее и и видит шире меня.
Нелли.

Нелли Добротолюбова   25.07.2017 23:27   Заявить о нарушении
Ненависти в мире – неохватное море. Замалчивать угрозу потопа этим морем означает следовать поведению известной птицы возле кучи песка. Я предпочитаю поделиться с читателем своими трудностями при разработке этой проклятой темы, благо такие авторы-читатели встречаются.

Сергей Таллако   26.07.2017 04:46   Заявить о нарушении
Сергей Илларионович, чем более стареешь, тем более умеешь ценить дружеские отношения в нашем непростом мире. Тратя много сил на создание чего-либо, в том числе стихов мы впервую очередь улучшаем сами себя. Заботимся о своей духовности. Я заметила, что от хорошего стихотворения разглаживается не только душа, но и морщинки на лице. А осуждение и недоверие, сердитость и укоры - помрачают и ум и душу. Мания величия и тщеславие тоже грех. (Не успеваю закончить, на работе)

Нелли Добротолюбова   26.07.2017 21:22   Заявить о нарушении
Но Вы, Сергей Илларионович, человек, обладающий множеством талантов. Не зря же Ваша мама называла Вас Сергением. Дружба с Вами на стихире обогатила мой мир. Поэтому я предпочитаю добрые взаимоотношения. Желаю тёплых и солнечных деньков. Нелли.

Нелли Добротолюбова   26.07.2017 22:04   Заявить о нарушении
Дорогая Нелли, вот мы с Вами и пришли к светлому финалу нашего сложного диалога! Нет-нет, мы с вами не ссорились! Во многом я с вами был согласен заранее, до его начала. Я запрещаю себе писать зло и негативно. Но слова Юлиуса Фучика из «Репортажа с петлей на шее»: «Люди, я любил вас, будьте бдительны!» - помнить приходится. Работая над произведением, ощущаешь надобность в ассоциациях и аналогиях, а памятники культуры прошлых веков зачастую молчат. Нет в Библии следов о мореплавателях, нет письменных текстов о Великой Богине неолита и начала Истории, нет…, нет…, нет…
А ведь Одиссеи и Пенелопы, задолго до героев Гомера, и неолитические аналоги «Юноны и Авось» были - любили, страдали в разлуке, верили до последнего в свою звезду! Ноосфера Вернадского, Голографическая Вселенная помнят всё это и подпитывают настоящую поэзию. Просто надо быть к ней чутким.
*
Мама никогда Сергением не звала. Это слово появилось на страницах научных журналов независимо и много позже моей юности. Звенящее название гипотетического химического элемента, придуманное геохимиком Чердынцевым, мне сразу понравилось, и мой литературный герой его получил как имя и прозвище, наряду с отдельными фрагментами моей биографии.
Работа над романом продолжается.
Сергей

Сергей Таллако   27.07.2017 10:44   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2014/02/13/930
«Моей Сирии с любовью». Татьяна Солиман
*
Татьяна была детским врачом на российской военной базе в Сирии, когда писались эти части Триптиха.
Сергей

Сергей Таллако   27.07.2017 11:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.