День рождения Рембрандта... ч. 2
Картина ожила! Расцвела, зазвучала и пришла в движение! Свет погас и мы очутились в живой толпе, которая двигалась, дышала и издавала разные звуки, и даже запахи,... как огромное животное. Мы оказались « в чреве» этой картины! Иногда раздавались выстрелы, звяканье оружия, хохоток женщины, собачий лай, шаги тяжёлых сапог чётко отбивали ритм идущих…. Посетители слышали призывные крики, команды мушкетёров и барабанную дробь. Я на лице ощущала дуновение ветра и слышала, как разворачивали знамёна, которые уже колыхались на ветру...
Тут же на десятках экранов мелькали "ожившие" герои "Ночного дозора". Всё напоминало сцену театра или съёмки фильма и мы дружно уже под руководством режиссёра работали над какой - то мизансценой. Из темноты зала блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигуры. Нам предлагалось почувствовать и попробовать чуть ли не « на зуб» каждую деталь, каждый звук, любое дыхание... Смело! И очень необычно было наблюдать и участвовать в этом. Скажу честно, у меня были мурашки...
Не всякое произведение выдержит такие смелые метаморфозы, я и раньше была в музеях одной картины, там было нечто похожее, но "Ночной дозор" взял меня за горло и взорвал мозг... Эта картина - итог, вершина живописи эпохи барокко с её пышностью и театральностью, с предвкушением новой жизни. Уже прослеживается некое разложение формы со всеми вытекающими отсюда последствиями и увлечениями, эффектами, помпезностью, декором. Она стремится вырваться за пределы холста в новый мир. "Ночной дозор" властно втягивает нас в своё пространство уже подступающей новой жизни, в свой космос, захватывает мощным движением, как полноводная река, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.
Это произведение принято считать переломным в его творчестве. Всё меняется и к переменам больше всех готов сам художник, а остальные- нет! В этой работе видно отчуждение мастера от принятых правил и норм той художественной среды в которой он жил и творил. Он создаёт сугубо индивидуальное произведение, отступив от общепринятого клише, вопреки воле и вкусам заказчика, и не боится сделать этот вызов. Бросив свой вызов сразу всем, он пишет совсем не ту картину, которую от него ждали. Всё было обречено на провал уже изначально, картина не понравилась заказчикам, так как к новому шагу в искусстве они были не готовы и долго тянули с выплатой денег за работу.
В то время Групповой портрет был в Голландии очень популярным, и каждый из членов какой - либо гильдии, будь то стрелки, врачи, булочники, музыканты суконщики, кондитеры, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время парада, деловой встречи, урока или дружеской пирушки, вечеринки. Строгие правила написания такого портрета делали его скучноватым, статичным, где всех писали в одинаковых позах и одеждах, все на одном уровне, никто не имел права вылезать вперёд или быть задвинутым во второй ряд. Художник в этой ситуации был бесправным. Редко какому художнику удавалось привнести своё без ущерба,- некое движение, умело разместить в нескучных позах своих заказчиков, чтобы они остались довольны. Это удавалось сделать только гениальному Хеда. Вот почему "Ночной дозор", где на переднем плане изображены только две главные фигуры, и это не по правилам, а остальные изображены весьма проблематично, схематично и за непонятным занятием, за исключением некоторых, имел много неприятностей и нареканий. На картине изображены ворота святого Антония, возле которых стояли на дозоре гвардейцы.
Чётко видны фигуры возглавляющего шествие капитана Кока в чёрном и с красной перевязью через всю грудь и шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга в золотистой одежде да ещё нескольких человек. Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Интересно то, что все указывают на разное число этих личностей- кто 16, кто 28, а кто 34... Они расположены так, что их трудно пересчитать. Тут ещё и девочка, мальчик и собака- как бы расширяют пространство картины, а капитан в центре с лейтенантом приглашают зрителя жестом к себе в картину и движутся прямо на зрителя. Причём, портретное сходство было совсем не обязательно ... и многие не узнали себя на картине, к своему великому разочарованию, и просили других художников прописать их лица. Но этого не произошло. Очевидно Ван Рейн рассуждал, как и многие художники так: - Кто вспомнит как выглядели тот или иной капитан, стрелок, вся братия мушкетёров защитников города через сто лет? - Да, никто! Поэтому неважно, что они не похожи сами на себя. Этого никто не будет знать, все быстро забудут их, время быстротечно. Главное, - это список участников ополчения, висящий на стене. Он останется неизменным навсегда и будет напоминать о них, их доблести, мужестве и подвигах в событиях тех дней. Главное действующее лицо картины- это всё- таки толпа, живая, подвижная как волна, которая рвётся с полотна в жизнь.
Загадок картины с годами становится всё больше.
История с «Ночным дозором» напоминает мне историю о работе Веронезе, который очень увлёкся написанием «Тайной вечери» для доминиканского монастыря и за которую его осудил церковный суд. Он в « Тайную вечерю» ввёл много недопустимых элементов, излишеств – начиная с цвета, много радостных цветов белых, голубых, и разных деталей, ... и до изображения людей, себя, детей, музыкантов, турок, собак, шутов, слуг, разносящих блюда, которые никак не могли присутствовать на Тайной вечере. Это был пир, а не Тайная вечеря в Гефсиманском саду. Но он писал то, что видел тогда в Венеции. А она вся тонула в гедонизме, роскоши и пирах. Это вызвало недовольство Ватикана и был устроен суд. На претензии, адресованные к нему, он тогда ответил, что «на полотне было слишком много свободного места»… Переделывать он не стал и работу переименовал в «Пир в доме Левия». И только благодаря находчивости, он избежал тюрьмы и адских мук. Рембрандт, как и Веронезе идёт против общепринятого, нарушая все каноны скучного группового портрета. Да и можно ли его таким считать, если только в центре два персонажа и то капитан Кук себя не узнал… и попросил другого художника прописать ему лицо. А остальные члены отряда совсем не выписаны и много лишних фигур. Итак, перед нами картина со многими неизвестными… в прямом и переносном смысле. Такое впечатление, что мы наблюдаем хаотичную толпу потревоженных людей…на лицах недоумение и растерянность: - Почему нас потревожили? Что мы тут делаем? Мне кажется, художник смеётся над незадачливой братией и деталями показывает это. Комичные сцены и детали... Немного кукольное лицо капитана Кука в растерянности. Их подняли по тревоге. А зачем? Одежда тоже больше похожа на театральный костюм, который не подходит для ведения войн ополченцами, а скорее подойдёт для бала во дворце. Интересно, что капитан очень рассеянный и вряд ли подходит для руководства ополченцами. Он в правой одетой в перчатку руке, держит вторую перчатку с правой руки. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Было это так или иначе-никто не знает это точно. Ещё одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой, показывая этим, что он здесь! Всё видит, слышит, но в этой толпе он незнакомец,... как невидимка. Очень всё напоминает пародию.
Левая рука мушкетера в красном — ещё одна аллюзия. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов. Слева мушкетёры неумело обращаются с оружием и порохом при перезарядке… видно, что они не знают точно, как это делается, что приводит к случайному выстрелу - это смотрится смешно. Этот выстрел произвело странное существо в шлеме и венке из дубовых листьев - сомнительная награда сомнительному герою. А что делают тут остальные люди- дети, женщины, странная девушка в золотом наряде, карлица с чертами молодой Саскии и чертами даунёнка, толпа неизвестных, да ещё собака?
* Картина "Ночной дозор" музей Амстердам.
Свидетельство о публикации №117071806357