Что Вы этим хотите сказать, ребе?

ИЗ ИНТЕРНЕТА
по-переписке
...................
 

Fwd: Что Вы этим хотите сказать, ребе?
....................................................
 

– Во время русско-шведской войны Петр I издал приказ, по которому все монахи

Киево-Печерской лавры должны были выйти на рытье шанцев – окопов. Игумен,

однако, ответил, что монахи сделать этого не могут, потому что денно и нощно
молятся за победу русского оружия. И тогда Петр издал указ:

«На шанцы выходить всем до единого монаха, а молиться за вас буду я!».

– Что Вы этим хотите сказать, ребе? – Нет, ничего.

Просто я иногда думаю, отчего учащихся иешив в Израиле освобождают от

службы в армии?

 

– А эта история случилась как-то в Париже.

Приходит в префектуру еврей и просит поменять ему фамилию
Кацман на французскую. Стали служащие искать аналог слову Кацман.

«Кац» – кошка по-французски chat – «ша».

Вторая половина фамилии «ман» – человек.

По-французски l'homme – «лом». Составили вместе. Получилось «Шалом».

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я думаю, от судьбы не уйдешь!

 

– Что является главным в жизни, а, дети мои?

Вот Моисей сказал евреям – Закон.

Иисус сказал христианам – Вера.
Маркс сказал революционерам – идея.

Фрейд сказал всем взрослым людям – секс.

А Эйнштейн вообще заявил, что все – относительно и нельзя ничего выделять.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе? – Нет, ничего.

Просто я думаю, сколько евреев, столько и мнений, а надо бы и свою голову

на плечах, иметь.

 

– А вы знаете, дети мои, какие еврейские фамилии самые древние?

Коган и Левин. Ну и производные от них.

Их историю можно проследить в течение добрых тридцати веков.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе? –

Нет, ничего. Просто я иногда думаю, как же мы ИМ ВСЕМ уже надоели!

 

– И спросил Адам у Всевышнего:

«Зачем Ты сделал Еву такой красивой?»

–«Чтобы ты смог полюбить ее».

– «А зачем Ты сделал ее такой доброй?»

– «Чтобы тебе было хорошо с ней».

– «А зачем Ты сделал ее такой ласковой?»

– «Чтобы тебе было сладко с ней».

– «Но почему Ты сделал ее такой недалекой?»

– «Чтобы она смогла полюбить тебя».

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я иногда думаю: а какие вопросы про Адама

задавала Всевышнему Ева?

 

– А был как-то случай в Петербурге.

Раввин решил, что не мешало бы предупредить светских людей, которые

заходят в синагогу, что нужно надевать кипу. И вот на входной двери в синагогу
появилась табличка: «Зайти сюда с непокрытой головой – это все равно,

что совершить прелюбодеяние».

Но очень скоро какой-то человек приписал ниже:
«Пробовал и то и другое. Никакого сравнения».

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я иногда думаю, что раввину, кроме еврейских законов,

не мешало бы еще хорошо знать страну в которой он живет и работает.

 

– Знаете ли вы, дети мои, что такое семейное счастье?

Так вот, я вам сейчас скажу.

Семейное счастье – это бочка дегтя, в которую сверху налили небольшой слой

меда.

– Что Вы хотите этим сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто очень важно открыть эту бочку с нужной стороны.

 

– Странные вопросы мне задают евреи в синагоге.

Вот, к примеру, сегодня я рассказывал историю жизни царя Соломона.

В том числе и о том, что у него было 700 жен и еще 300 наложниц.

И ему, выполняя еврейский закон, приходилось их всех удовлетворять.

Так вы знаете, что у меня спросили?

У меня спросили, чем он кормил такое количество любимых женщин?

– Что Вы хотите этим сказать, ребе?

– Нет, ничего. Я думаю, нас больше должно сегодня интересовать,

чем он сам питался…

 

– Как-то, три с лишним тысячи лет тому назад, у одного египетского фараона

заболел живот. Владыка призвал на помощь врача-еврея.

Тот посмотрел больного и сказал, что ему нужно поставить клизму.

«Что?! – взбесился фараон.

– Мне – клизму?! Ах, ты!.. Я сам тебе сейчас поставлю клизму! А ну взять его!..».

И еврею поставили клизму.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто с тех пор так и повелось: когда у фараонов болит живот,

евреям ставят клизму.

 

– Вот сижу и думаю... Были фараоны и были евреи – где сейчас фараоны?..

Были крестоносцы и были евреи – где сейчас крестоносцы?..

Была инквизиция и были евреи – где сейчас инквизиция?..

Были гайдамаки и были евреи – где сейчас гайдамаки?..

Были цари и были евреи – где сейчас цари?..

Были нацисты и были евреи – где сейчас нацисты?..

Были большевики и были евреи – где сейчас большевики?

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я думаю, мы вышли в финал.

 

 – Случилась как-то катастрофа на море: корабль утонул.

Все пассажиры и команда успели сесть на лодки и поплыли к берегу, и только

один старый еврей барахтается в воде. Подошла к нему лодка:

«Садитесь!»

– «Нет, – отвечает, – меня Бог спасет».

Вторая лодка подошла.

«Нет, нет, меня Бог спасет».

Третья лодка подплыла.

«Садитесь, все уже ушли, мы – последние».

– «Нет, нет, меня Бог спасет».

Барахтался, барахтался, да и утонул.

Попадает на небеса, попадает в чертоги Всевышнего и говорит ему:

«Что ж ты, Бог мой, позволил мне утонуть? Я всю жизнь был Тебе верен,

ни одной молитвы не пропустил, детей и внуков с собой в синагогу водил, нигде

ни в чем не согрешил, ни одной цдаки не пропускал, а Ты так со мной поступил!».

А Всевышний ему и говорит:

«Шлимазл! А кто за тобой три раза лодку присылал?!»

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я думаю, никогда в жизни не надо упускать свой шанс.



ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке


Sent: July 12, 2017 10:49 AM
Subject: ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКАЯ ВДОВА.

Она была замужем всего семь лет. Потом 15 лет ждала мужа из сталинских лагерей, не зная, что он расстрелян. И до конца жизни собирала его письма, черновики, воспоминания современников, по крупицам восстанавливая для нас то, что осталось от Исаака Бабеля.

«Однажды он рассказал с какой-то стеснительной усмешкой, что женился на дивной женщине, с изумительной анкетой — мать неграмотная, а сама инженер на Метрострое, и фамилию ее вывешивают на Доску почета. Фамилия ее Пирожкова.

К концу рабочего дня он прибегает в Метрострой за Пирожковой и в ожидании ее прихода волнуется — есть ли ее фамилия сегодня на Доске почета?
Однажды он пришел в Горки из Молоденова с прелестной, очень красивой молодой женщиной, необычайно женственной, но отнюдь не лишенной затушеванных властности, воли и энергии.
Нам он сказал: „Вот Пирожкова Антонина Николаевна, знакомьтесь“, — и тут же что-то со смешком упомянул об анкетных данных. Антонина Николаевна взметнула на него свои светлые, какие-то по всему лицу раскинувшиеся глаза и строго на него посмотрела. Бабель не то чтобы смутился, но осекся как-то. Но все равно у него было очень счастливое лицо».
  «Анкета» у Антонины и впрямь была незаурядной. Она родилась в 1909 году в селе Красный Яр Томской губернии. В 1930 году окончила Сибирский Томский технологический институт им. Ф.Э. Дзержинского. Работала в конструкторском бюро Кузнецкстроя, а после переезда в Москву поступила в Метропроект, впоследствии став главным конструктором этого института. Пирожкова была одной из первых, кто проектировал Московский метрополитен, в том числе станции «Маяковская», «Павелецкая», «Арбатская», «Киевская» и «Площадь Революции». Коллеги считали её одним из самых талантливых инженеров-проектировщиков.
  С Бабелем Антонина познакомилась в 1932 году.

Иван Павлович представил меня Бабелю:
— Это — инженер строитель, по прозванию Принцесса Турандот.
Иванченко не называл меня иначе с тех пор, как, приехав однажды на Кузнецкстрой, прочел обо мне в стенной газете критическую заметку под названием:
«Принцесса Турандот из конструкторского отдела»...
Бабель посмотрел на меня с улыбкой и удивлением, а во время обеда все упрашивал выпить с ним водки.
— Если женщина — инженер, да еще строитель, — пытался он меня уверить, — она должна уметь пить водку.
Пришлось выпить и не поморщиться, чтобы не уронить звания инженера-строителя.
Из воспоминаний А. Пирожковой.

Спустя два года они стали жить вместе. К тому моменту Бабель уже дважды вступал в семейные отношения. В 1919 году он женился на дочери богатого предпринимателя Евгении Гройнфайн. В 1925 году Евгения уехала в Париж, и тогда Бабель на некоторое время сошелся с актрисой Татьяной Кашириной, у них даже родился сын Эммануил, но вскоре Бабель выехал за границу и воссоединился с законной супругой — в 1929-м у них родилась дочь Наталья. А вот с Антониной они так и не оформили отношения.

Читая воспоминания Антонины Николаевны, не устаешь поражаться тому, насколько разными были эти двое. Она — молодая, изящная, великолепная красавица. Он старше её на 15 лет — приземистый, с короткой шеей, в очках, весь какой-то «подозрительный тип». Бабель был весь посвящен литературе, творчеству. Его жена с раннего утра и до позднего вечера пропадала на работе в Метропроекте.

Бабель неизменно подшучивал над женой в кругу друзей. Например, представлял ее как «девушку, на которой хотел бы жениться, а она не хочет», хотя они давно уже жили вместе. Или на разные лады повторял заголовок стенгазетной статьи о своей жене-конструкторе — «Равняйтесь по Пирожковой». Или рассказывал, что женился на поповской дочке, хотя отец Антонины только жил в детстве в семье священника и никогда никакого отношения к церкви не имел. А еще он патологически любил дарить друзьям свои вещи: галстуки, фотоаппараты, часы — и часто, забывшись, мог подарить что-нибудь из вещей жены!
А она не обижалась. Без Бабеля, без его шуток ей, увлеченной своей работой и имеющей насыщенную жизнь, было скучно. Он открывал ей другой мир — и этот мир она потом по памяти восстанавливала долгие десятилетия.
В 1937-м у них родилась дочь Лида. Бабель до умопомрачения любил детей, но ни одного из собственных ему не удалось вырастить. Сын Эммануил вырос под другой фамилией, и настоящему отцу не разрешали с ним видеться. Дочь Наташа росла во Франции. Увидеть, как растет Лида, ему тоже было не суждено.

Когда начались аресты друзей, он долго не мог понять: почему те, кто пятнадцать лет назад делал революцию, признаются на допросах в измене и шпионаже?
«Я не понимаю, — по словам жены, повторял Бабель. — Они же все смелые люди».
Родственники арестованных просили его хлопотать. Он покорно шел к знакомым начальникам, кто со дня на день сам мог стать добычей «черного воронка», разговаривал с ними, бессмысленно и долго, и понурым, чернее тучи, возвращался домой. Помочь он не мог. Антонина видела, что муж страдает. Но что могла она? Только представить его сердце в разрезе, большое, израненное и кровоточащее. «Хотелось взять его в ладони и поцеловать». Просьбы и звонки не прекращались. Последние силы оставляли Бабеля. Маленькая дочка Лидочка по его просьбе подходила к телефону и взрослым голосом произносила: «Папы нет дома, — как-то решив, что сказано слишком мало, совершенно ??о-бабелевски присочинила от себя: — Потому что он ушел гулять в новых калошах». Вскоре за Бабелем пришли тоже.

Чекисты опасались, что Бабель станет сопротивляться, поэтому прикрылись во время ареста молоденькой женой. Они забрали Антонину из дома в пять утра и заставили ехать с ними на дачу к мужу. Увидев ее, Бабель не пытался бежать или драться, дал себя обыскать. Из Переделкина на Лубянку их тоже везли в одной машине. Под суровыми взглядами, улыбнувшись Бабелю, Антонина сказала, что будет думать, что он просто уехал в Одессу.

Исаак Бабель был арестован 15 мая 1939 года и уже 27 января 1940-го — расстрелян. Ни его мать, ни Антонина о расстреле извещены не были. На каждый запрос о его судьбе Антонина неизменно получала ответ, что ее муж «жив и отбывает срок в заключении на стройках народного хозяйства в Сибири». Только в 1954-м, после смерти Сталина и посмертной реабилитации Бабеля она узнала правду.

Она так и не вышла замуж. Занималась любимой работой, проектировала метро и курортные дворцы на Кавказе, преподавала. Еще до 1954 года начала собирать материалы по жизни и творчеству мужа. Стала составителем сборника, в который вошли воспоминания о Бабеле — Утесова, Паустовского, Эренбурга... Написала книгу «Я пытаюсь восстановить черты». Литературоведы называли ее «последней великой вдовой».

В 1996-м Антонина Николаевна уезжает в США, к любимому внуку — актеру и режиссеру Андрею Малаеву-Бабелю. В 87 лет начинать новую жизнь — многие отговаривали ее от этого, мол, что она там будет делать. «Писать мемуары», — отвечала Антонина Николаевна. О Бабеле? «Нет, с Бабелем у меня всё закончено. Я прожила свою интересную жизнь». Мемуары она действительно написала. Правда, имя Бабеля в них все равно встречается чуть ли не в каждой строчке.

Умерла она в 101 год, 12 сентября 2010 года. Ее внук впоследствии написал: «Она родилась в сибирском селе Красный Яр за год до ухода Толстого из Ясной Поляны и умерла в городе Сарасота, штата Флорида, успев проголосовать за первого в истории Америки чернокожего президента». Своего мужа она пережила на 70 лет


Рецензии