Любовь во все века
Название Белая дама.
Год 1919
Где находится Собрание Джо Джагода. США. Даллас
Материалы, размеры Холст, темпера. 91.5 x 71 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Любовь во все века
была сравнима Чуду.
Бурлила, как река,
в разлив весенний всюду.
И малый, и старик,
и рыцарь, и священник
Её узревши Лик
счастливец был иль "пленник".
От зависти людской
никто не застрахован,
не дрогнувшей рукой
в стенах был замурован.
Ни слёзы, ни мольба,
не тронут злые души,
для них других судьба,
лишь вожделенья "туши".
Но заточив в стенах,
на крови Замки строя,
лишь укрепляют страх
и множат бездну горя.
Любовь не победить,
когда светла, бессмертна,
лишь могут плоть убить,
не покорив Интерна.
Под полною луной,
в ночи вновь будет видна.
Прекрасен облик Той,
что отравлял "ехидна".
Горящею Свечой
приходит снова к людям,
коснувшись душ парчой,
во злобном веке лютом.
Утешить тех, кто слаб,
Надежду дать убогим,
что Человек не раб,
все от рожденья боги…
Творят себе судьбу,
дела лишь формы мысли,
создать могут Звезду,
и напрочь лишить Выси...
Имея в Сердце Свет
пройдут чрез все преграды,
кто злобный торил след,
своей пусть ждёт "награды"...
Фрид Траум «Мысли вслух»
15.07.2017 г.
Значение слов по Ефремовой:
Вожделение - Страстное желание.
Туша - перен. Огромный, тучный человек.
Убогий - перен. Тот, кто пребывает в крайней бедности, в нищете; бедняк, нищий.
Высь - Пространство, находящееся высоко над землей.
Торить - Прокладывать, протаптывать частой ходьбой или ездой (путь, дорогу).
Значение слова по словарю Ушакова:
ИНТЕРН (тэ), интерна, м. (от латин. internus - внутренний) (офиц.).
Значение слов по Ожегову:
Ехидна - Злой язвительный и коварный человек.
Лютый - Злой, свирепый, беспощадный.
Значение слова по словарю Даля:
Парча - ж. золотая или серебряная ткань: шелковая ткань, протканная золотом, серебром.
P.S.
««В Гапсале привлекли внимание развалины старого замка. Особенно же присмотрелись мы к ним, когда услышали легенду о белой даме, появляющейся в готическом окне. Скептики уверяли, что при известном положении луны получались очертания фигуры, но хотелось верить, что это не отсвет лунный, а сама белая дама, появляющаяся перед чем-то особенным.» Это довольно забавно, но эту легенду рассказывают и сейчас, когда приезжаешь смотреть Хаапсалуский замок, а точнее его развалины. А вот картина Рериха «Белая дама» (1919).»
http://poly-sonic.livejournal.com/140242.html
«Затем маршрут привел в эстонский город Хаапсалу (до 1917 г. – Гапсаль). Там Н.К. Рерих бывал не раз. Это были очень плодотворные в творческом отношении периоды. Вообще, Рерих посещал Эстонию неоднократно. Так, в одном из писем он замечает: «Часто вспоминаю я серебристые башни Таллинна, и Гапсаль с призрачной белой дамой, и Иван - город с трагической легендой под волнами Норовы. Много раз побывали там повсюду»».
http://forum.roerich.info/showpost.php?p=333113&postcount=1
Замок Гапсаль (нем. Bischofsburg Hapsal), ныне именуемый Хаапсалу (эст. Haapsalu piiskopilinnus) — епископский замок с собором, вокруг которого со временем вырос город Гапсаль (ныне Хаапсалу) на западе Эстонии. Основан в XIII веке как центр Эзель-Викского епископства.
По известной исстари легенде, во время августовского полнолуния на внутренней стене часовни возникает образ Белой Дамы.
Легенда о Белой Даме
Согласно легенде, в полнолуние в августе на внутренней стене часовни появляется образ девы — Белой Дамы.
Во времена Эзель-Викского епископства каждый каноник должен был вести целомудренный и добродетельный образ жизни в соответствии с правилами монастыря. Доступ женщин в епископский замок был запрещен под угрозой смерти. Легенда рассказывает, что каноник влюбился в эстонскую девушку и привел её тайно в замок. Она спряталась под одеждами певчего и это оставалось тайной в течение длительного времени, но когда епископ посетил Хаапсалу снова, молодой певец привлек его внимание, и он приказал определить пол певца.
Обнаружив девушку, епископ созвал совет, который принял решение о том, что девушка должна быть замурована в стене часовни, а каноник посажен в тюрьму, где он в скором времени умер от голода. Строители оставили девушку в полости стены с куском хлеба и кружкой воды. В течение некоторого времени её крики о помощи были слышны в замке. Тем не менее её душа не может найти мира и, как результат, она появляется в окне Баптистерия и оплакивает своего любимого уже на протяжении веков, и тем самым доказывает бессмертие любви.
Ранее 1990-х гг была известна другая версия легенды - классическая. В местную бедную девушку влюбился представитель высшего сословия. Её возлюбленный в то время служил в рыцарской дружине при епископском монастырском замке. Девушке пришлось переодеться мальчиком и поступить певчим в хор монастыря. Это давало возможность влюблённым часто встречаться. Однажды "юный певчий" отправился искупаться в укромном месте, благо город с трёх сторон окружён морем. Некий монах последовал за "певчим", неизвестно из каких побуждений. Но открыв, что это вовсе не юноша, монах бегом отправился к епископу и обличил влюблённых. Девушка действительно была замурована в стене строящегося замка. (Надо сказать, что это вообще была известная практика того времени: считалось, что на крови невинного мученика (обычно замуровывали в стену первого попавшегося) замок простоит долго и выдержит любую осаду). А влюблённого рыцаря сбросили в глубокую яму с тиграми, где он был разорван на куски. Эту яму раньше показывали всем туристам. Имелась ещё и вторая яма - с волками. Это тоже очень похоже на правду: традиционная практика в средневековье - наказание быть разорванным дикими животными. На Руси это так же практиковалось, только животных держали на отдельной "псарне".
Каждый год во время августовского полнолуния проводится музыкальный фестиваль «Белая Дама».
http://www.haapsalulinnus.ee/?lang=ru
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
Свидетельство о публикации №117071503528