Маке, Огюст

"Ни в Москве, ни в Лондоне ещё не знают, кто был Маке"

Борис Носик


(ум. 2016г, отец
днями скончавшегося Антона Носика)

Б.Носик- " И здесь, и там, и тогда..." М. 2007г
( Таинственный дом в лесу Сен-Жермен, Анна Ахматова и Модильяни, Парижский гость в России и др. докум. повести)


ИЗ ИНТЕРНЕТА
Википедия
...............

Маке, Огюст
(1813- 1888, 74 года)
 
Старший из восьми детей богатого фабриканта. Учился в Лицее Карла Великого (фр) с 1821 по 1830 год вместе с Теофилем Готье и Жераром де Нервалем[2].

С 1833 года входил в объединение романтиков вместе с Готье, Нервалем, Арсеном Уссе, Селестеном Нантейлем и другими. Преподавал в лицее Карла Великого историю. С 1836 года работал в «Фигаро» и писал пьесы.

В 1838 году Маке предложил директору театра Ренессанс Антенору Жоли пьесу «Карнавальный вечер». Жоли пьеса не понравилась, и Жерар Нерваль предложил показать её Дюма, который имел репутацию автора, способного исправить любое неудачное произведение. После того, как тот переписал пьесу (в окончательном варианте она получила название «Батильда»), её приняли к постановке. Премьера состоялась 14 января 1839 года. Нерваль представил Дюма своего друга Маке. В 1840 году Маке показал Дюма набросок романа, посвящённого заговору Челламаре, «Добряк Бюва». Дюма предложил переработать его. С этого романа, получившего название «Шевалье д’Арманталь», началось сотрудничество двух авторов. Роман печатался фельетонами в газете «Ля Пресс» за подписью одного Дюма, хотя сам он не возражал против указания имени Маке. Однако Эмиль де Жирарден воспротивился этому, считая, что книга за подписью одного Дюма будет продаваться лучше: «Роман, подписанный „Александр Дюма“, стоит три франка за строку, подписанный „Дюма и Маке“ — тридцать су»[3]. Маке получил компенсацию в восемь тысяч франков и продолжил совместную работу с Дюма. По его словам, вначале он был «благодарен Дюма, восхищён и очарован им»[3].


Письмо Огюста Маке драматургу Викторьену Сарду
Следующим стал исторический роман из эпохи Людовика XIII, позднее названный «Три мушкетёра». Маке уверял, что он первый открыл «Мемуары господина д’Артаньяна…» Гасьена де Куртиля, однако, согласно формуляру марсельской библиотеки в 1843 году именно Дюма получил эту книгу.

Вместе с Маке Дюма были написаны «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон», «Сальвандир» и другие романы, некоторые из которых переделывались для постановки в театре. Судя по переписке обоих авторов, Маке принимал значительное участие в работе.

В 1845 году в связи с выходом памфлета Эжена де Мерикура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», Дюма попросил у Маке письмо, в котором тот отказывался от авторских прав на совместно написанные произведения. Маке предоставил требуемое, но позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, утверждал, что письмо было «вырвано у него силой»[3].

Чтобы доказать, что он является автором «Трёх мушкетёров», Маке опубликовал свою версию главы о смерти Миледи, однако, по словам Моруа:

… доказал совершенно обратное. Всё лучшее в этой сцене, всё, что придаёт ей колорит и жизненность, исходит от Дюма"[3].

На процессе о признании своего авторства, который Маке начал в 1858 году, ему не помогло письменное свидетельство бывшего главного редактора «Сьекль» Матареля де Фьенна, вспомнившего случай, когда Маке восстановил утерянную часть рукописи «Бражелона», с разницей с текстом Дюма в тридцать строк на пятьсот строк текста. Маке проиграл три процесса против Дюма. Друзья Дюма, в частности его секретарь Ноэль Парфе, пытались помирить бывших соавторов, но переговоры закончились ничем.

После смерти отца Дюма-сын обратился к Маке за разъяснениями о договорённостях, существовавших между старшим Дюма и ним. В своем письме Маке ответил, что каких-либо «тайных соглашений» между ними не было:

Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений, но что нам никогда не удалось бы рассчитаться, ибо, не останься за ним полмиллиона, я был бы его должником[3].

Маке был более 12 лет президентом Общества драматических авторов и композиторов. Офицер Ордена Почётного легиона (1861). Умер 8 января 1888 года в собственном замке в Сент-Мем, который, как любил говорить Маке, «выиграл своим пером». Похоронен на кладбище Пер-Лашез[4] в Париже.

Вклад Маке в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про их соавторство и начало их соперничества.

Произведения Огюста Маке[править | править вики-текст]
De La Fontaine compar; comme fabuliste ; ;sope et ; Ph;dre (th;se de doctorat ;s-lettres, soutenue en Sorbonne), 1832
Le Beau d’Angennes, 1843
Deux Trahisons, 1844
une partie de l'Histoire de la Bastille, 1844* Le Comte de Lavernie, 1852
La Chute de Satan (suite du pr;c;dent), 1854
La Belle Gabrielle, 1854—1855
Dettes de c;ur, 1857
La Maison du baigneur, 1857
La Rose blanche, 1858 (pour l';tranger) et 1859 (en France)
L’Envers et l’Endroit, ;pisode de la fin du r;gne de Louis XIV, 1858
Les Vertes Feuilles, 1862
Paris sous Louis XIV. Monuments et vues, Paris, Laplace, Sanchez et Cie, 1883
В соавторстве с Франсуа Огюстом Жаном Арну и Жюлем Эдуардом Эльбаз ле Пуйолем:

Histoire de la Bastille, 1844
Пьесы[править | править вики-текст]
Bathilde, 1839
Le Ch;teau de Grantier, 1852
Le Comte de Lavernie, 1854
La Belle Gabrielle, 1857
Dettes de c;ur, 1859
La Maison du baigneur, 1864
Le Hussard de Bercheny, 1865
В соавторстве с Жюлем Лакруа:

Val;ria, 1851 (постановка Комеди Франсез)
La Fronde, музыка Луи Нидермейера, (постановка Парижской Оперы), 1853
В соавторстве с Теодором Анне:

La Chambre rouge, 1852
L’Enfant du r;giment, 1854
В соавторстве с Дюма[править | править вики-текст]
Романы[править | править вики-текст]
Как принято считать, всего в соавторстве было написано 18 романов. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании этих 18 романов, но проиграл.

«Шевалье д'Арманталь»
«Граф Монте-Кристо»
«Чёрный тюльпан»
«Женская война»
«Сильвандир»
«Бастард де Молеон»
«Инженю»
«Олимпия Клевская»
Трилогия о гугенотских войнах:

1. «Королева Марго»
2. «Графиня де Монсоро»
3. «Сорок пять»
Трилогия о трёх мушкетёрах и д’Артаньяне:

1. «Три мушкетёра»
2. «Двадцать лет спустя»
3. «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
Три романа из четырёх, входящих в цикл «Записки врача»:

1. «Жозеф Бальзамо»
2. «Ожерелье королевы»
3. «Анж Питу»
Роман, который относят к циклу «Записки врача» по времени действия и фамилии героя, но точных указаний на то, что он входит в цикл, нет:

«Шевалье де Мезон-Руж»
Пьесы[править | править вики-текст]
Три мушкетёра, 1845
Королева Марго, 1847
Шевалье де Мезон-Руж, эпизод времён жирондистов, 1847
Граф Монте-Кристо, 1848
Catilina, 1848
Юность мушкетёров, 1849
Шевалье д’Арманталь, 1849
Женская война, 1849
Urbain Grandier, 1850
Le Comte de Morcef, 1851
Villefort, 1851
Вампир
Графиня де Монсоро, 1860


Рецензии