Представления о человеке в Древнем Египте
Э.А. Уоллис Бадж
Догмат рационального познания и освоения мира ограничивает человеческое восприятие жизни, порождает узкий и иллюзорный подход к жизнедеятельности. Сегодняшняя наука, с одной стороны следует текущим тенденциям, с другой - слепо повинуется интеллекту, скептически относясь к внерациональному опыту прошлого. И действительно, на первый взгляд древнее знание может показаться наивным, надуманным или запутанным, но внимательное изучение, учитывающее существование разных уровней сознания, покажет, что природа внутреннего мира современного человека имеет тот же состав, те же цели, что у его предков. Заминка лишь вызвана иным отражением и запечатлением жизни, более образным и метафорическим, синкретическим и мифологическим, чем наше логическое, абстрактное и конкретное восприятие. Духовные корни прошлого питают ствол сегодняшней философии жизни, создавая ценностные ориентиры, которые позволяют широко воспринимать и переживать повседневные будни. Для достижения счастья человеку в первую очередь необходимо развивать в себе целостность, гармоничный и всесторонний подход к жизни, не быть догматиком и отвлечённым интеллектуалом, но живым и понимающим товарищем сообщества, который осознает и ощущает свою внутреннюю связь со всем сущим. Мы знаем, что многие древние духовные практики способствовали расширению сознания индивида, что позволяло ему охватывать события в жизни, вырабатывать устойчивость от невзгод, непредвзятость и понимание. Недооценённое влияние древнеегипетской культуры на Западный мир, а через него и на все культуры, заставляет обратиться к этому слою нашей истории.
Знания о человеке и мироздании в контексте древнеегипетской традиции помогут нам глубже понять природу человека, его жизненные цели и путь, который ведет его к их осуществлению. Знание всеобщих основ, как фундамент любого мировоззрения, неизменного в сути, но разнообразно по форме и структуре, ибо оно воспринято и запечатлено сознанием обусловленным своей эпохой, своими этническими и индивидуальными особенностями. Нам сложно дать объективное выражение древнеегипетского знания, ибо, помимо временной удалённости от нас этой культуры, мы столкнёмся с собственным субъективным восприятием, которое со своим опытом и мерками будет пытаться не только понять и принять, погрузившись в условия и формы древнеегипетского самобытного существования, но оценить и рассудить в духе своего времени и представлений. Мы попытаемся объединить эти два пласта древней и современной реальности, попытавшись принять древний принцип существования, выразить его современным языком и понятиями.
Египетская цивилизация, образовавшаяся в северо-восточной Африке на берегах реки Нил, имеет древнюю и малоизвестную до сих пор историю. Название страны – «Египет», имеет скорей всего греческое происхождение, от слова «Айгюптос», по-гречески A; ;; ;;o; видоизменённого египетского названия г. Мемфиса – «Хет-Ка-Птаха» (храм души Птаха). Древние египтяне называли свою страну «Та Кемет», что буквально переводится как «Черная Земля», видимо по цвету плодородной почвы нильской долины. Египет представлен нам как «глубокая и узкая долина, несравненная по плодородию, и по обе стороны её две безжизненные пустыни» (4, 10), имеющая мягкий и умеренный климат страна.
Древние египтяне условно разделили календарный год на 3 части, взаимосвязанных с жизнью на реке Нил: наводнение (разлив), посев, жатва (32, 61). Хронологическую историю Древнего Египта принято делить на додинастический и династический периоды. Додинастический период включает в себя: неолитический период (примерно 5450 – 3850 гг. до Р.Х.), и преддинастический период (примерно 4500 – 3100 гг. до Р.Х.), состоявший из эпохи Бадаркана (примерно 4500 – 3800 гг. до Р.Х.) и эпохи Нагады (примерно 3850 – 3100 гг. до Р.Х.). Додинастический Египет состоял из двух самостоятельных царств: Южного, с центром в городе Нехеб (греч. Илифиасполь, Гелиополь) и Северного, с центром в городе Пе (греч. Деп-Буто), цари обоих государств являлись «шимесу Гор», т.е. «служителями Гора». По преданиям древности, первым фараоном единого Египта был его объединитель, выходец из южного города Тинис, основатель города Мемфис, царь Мина (Минес). Положив начало летописной истории Египта, фараон Мин вошёл в историю как основатель первой династии фараонов (примерно 3100 – 2900 гг. до Р.Х.), которые, предположительно, являются преемниками предшествующих царей-жрецов. Династический период условно принято делить на эпохи: Древнего, Среднего и Нового царств. В дальнейшем мы будем рассматривать аспекты развития представлений о человеке, его личностных и коллективных мировоззренческих структур, по представленным периодам и эпохам.
Часть I.
Преддинастический период (примерно до 3100 г. до Р.Х.).
Нам сложно объективно сложить картину жизни и представлений древнего египтянина этого периода, т.к. письменные источники того времени нам неизвестны, археология и мифология дают лишь пищу для размышлений, и, пожалуй, будет лучше воздержаться от каких-либо выводов, дабы не впасть в столь близкое заблуждение.
Предположительно, задолго до образования единого государства Египет (примерно 3100 г. до Р.Х.), в долине Нила уже бурно жила и процветала высокая культура, которая сильно отличалась от более поздней фараоновской. Множество противоречивых версий о происхождении египетского народа не пролили ясный свет на тайну источника, поэтому мы воздержимся от конкретных предположений на эту тему. По представлениям самих же египтян, изначально их народом управляли не люди-цари, но боги-цари, которые вели тогда ещё дикий человеческий рода, «боги взяли на себя его воспитание и с этой целью нисходили поочерёдно на землю и образовали, таким образом, божественные династии, царствовавшие в Египте в продолжении тысячелетий… Царствование этой божественной династии египтяне позднейших времен считали золотым веком и смотрели на него с завистью» (14,31-32). Это были поочерёдно царствовавшие и воспетые в мифах боги-цари: Ра, Шу, Себ, Осирис, Сет, Гор. По данным Б.А. Тураева «древнейшее население Египта было уже смешанным… (и насчитывало) не менее шести различных расовых типов» (34,129), что подразумевало в одной стране наличие разнообразия языковых и этнических культур, и было не типично для того времени.
Благодаря археологическим находкам того времени можно предположить, что египтяне эпохи неолита занимались земледелием и скотоводством, охотой и рыболовством. В погребениях той эпохи покойники лежат «в так называемом эмбриональном положении на левом боку, большей частью головами на юг» (12,184), или «его скелет расчленён и в яме иногда оказывается больше костей, чем нужно, иногда меньше» (32,184). В первом случае мы можем предположить, что смерть воспринималась древними лишь как переход в иную жизнь, по этой причине в могилу помещались пища и имущество, которые могли понадобиться покойному в ином мире. Эмбриональное положение, положение плода будущего ребёнка в утробе матери, подсказывает мысль, что здесь отражаются представления древних египтян в посмертную трансформацию для жизни в новом качестве, в ином мире, через придание усопшему позы готовящегося к рождение в этом мире. Во-втором случае, по предположению Видемана «расчленение покойника имело религиозное значение – не дать ему вернуться мучить живых» (32,184); по предположению Уэнрайта «тело надо было расчленить, ибо необходимо было уничтожить грешного человека, чтобы дать ему новое безгрешное начало, которое он приобретёт в потустороннем мире при помощи Богов» (12,184). Оба предположения спорны, т.к. мы располагаем информацией о том, сколь бережно относились древние египтяне к сохранению тел, столь необходимому в потустороннем мире. Мы не знаем точно была ли подобная участь покойного местью врага, или степные хищники (шакал, крыса) повредили тело, но предположение о важности сохранения тела и погребального обряда в жизни египтянина мы смело можем сделать. В более поздних «Текстах пирамид» (следующий династический период) мы обнаружили сведения о надежде древнего египтянина продолжить своё существование по ту сторону и о необходимости сохранения для этого тела покойного нетленным.
Предположительно додинастический египтянин представлял своё посмертное существование как физическое продолжение жизни в которой он «собирался есть, пить и вести жизнь, полную удовольствий» (2,135). Египтяне этой и последующих эпох верили, что «подобно душам умерших, способных принимать облик любого животного или растения, боги, во многом схожие с ними, также могут превращаться в птиц и зверей, и нередко делают это» (2,344). У древнего египтянина боги ассоциировались с определёнными природными силами, «священное животное и растение обладало определенным качеством или атрибутом какого-либо бога» (там же).. Магическое мироощущение древнего египтянина, в большинстве неосознанного чувствующего, влечёт и пугает его этими силами. Восприятие одухотворённой природы, жизни наполненной духами и бесчисленными существами, видимыми и невидимыми, благими и недобрыми, формирует жажду древнего человека освоить всё это, зачастую чтобы воспользоваться этими силами, выстоять и повелевать.
Часть II.
Ранний династический период (примерно 3100 – 2750 гг. до Р.Х.), I-II династии.
Древний династический период (примерно 2750 – 2250 гг. до Р.Х.), III-IV династии.
С додинастических времён Древнему Египту свойственны единобожие и политеизм. Все деревушки и города, районы и провинции «имели своего собственного, особого бога. Более того, своего бога имела каждая семья, независимо от её обеспеченности и положения в обществе» (2,75), и лишь немногие в то время воспринимали многоаспектные проявления Единого Бога. В одной и той же местности могли почитаться и уживаться многочисленные божества. Местный бог по ходу исторического развития мог стать общеегипетским и, наоборот, обещеегипетский – локальным.
В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Пта, мемфисский богослов едва ли не в половине III тысячелетия до Р.Х. измыслил своеобразную монотеистическую систему и объяснил весь мир, как результат мысли и слова Бога Пта: «Всё сущее получило бытие сначала в сердце, т.е. в мысли верховного существа» (31,41). Проведя анализ трактата, Масперо предположил, что «согласно нашему автору (автору трактата - прим. даобао) всякое творческое действие должно исходить из сердца и языка, - произнесенное про себя обдумывается, а затем выражается вовне в словах. Высказано твёрдое убеждение в силе этого «внутреннего слова» и необходимости повторения или объяснения языком того, что сформулировано в сердце и выражено в словах. Иначе говоря, звук, облечённый в слово, обладает высшим могуществом. Вещи и существа, названные про себя, существуют только в потенции; чтобы они существовали в действительности, их надо произнести, назвать их имена. Нечего не существует не получив предварительно названия, произнесённого громко» (12,77). Учение мемфисских жрецов о созидающей силе слова, его магической мощи, было естественным продуктом религиозного сознания того времени. Так нам известны еще с додинастических времён так называемые «хекау» - слова власти/силы, которые запечатляли на папирусах или вырезали на амулетах, скульптурных изображениях и т.д., и с помощью которых, по представлениям древних египтян, можно было использовать природных духов и богов в своих целях (2,193). Вышеприведённая богословская мысли представила нам Бога Пта как творца сущего, живущего «в каждом теле, во рту каждого из богов, всех зверей, всех червей и всего живущего… Девятка Пта создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое истинное знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем» (23,8-9).
Сердце выступает у древних египтян не только вместилищем жизненной энергии, но и источником мысли, совестью, волей. Упоминание же других богов в качестве эманации, проявления Единого Пта, безусловно, подтверждает монотеистическую черту в сознании древнего египтянина.
Гелиопольская жреческая школа, явленная нам погребальными текстами на памятниках фараонов V-VI династий (примерно 2565 – 2250 гг. до Р.Х.), создала или оформила великую Эннеаду (лаут) богов, во главе которой стоял Бог Тему/Атму/Атум, при этом «заходящее Солнце, называемое Тему или Атму, восходящее Солнце, называемое Хепера, и полуденное Солнце, называемое Ра, были тремя образами одного Бога» (2,80), позже великую девятку возглавил Ра. Космогония и теогония города Гелиополь, почитающаяся самой древней в Египте, говорит о сотворении из Нун (первобытного водного хаоса) созидающего самого себя Бога Атум-Хепри, который затем создаёт Шу (свет, воздух) и его жену Тефнут (влажность), которые в свою очередь породили другие стихии, символически закрепленных за другими богами. В гл. 175 «Книги Мёртвых» мы встречаем предсказание, вложенное в уста Атума: «Земля снова будет океаном, будет морем как было в начале» (13,191). Мы можем предположить, что, согласно мысли гелиопольских жрецов, наш мир не стабилен, но находится в процессе непрерывного становления, которое завершается этапом возвращения всего сущего в лоно Нуна, «Отца богов», непроявленного.
В этот же период были начертаны на стенах внутренних коридоров и камер в пирамидах прежде лишь изустные «Тексты пирамид» (26,24), чтение которых, в представлении древних египтян, сведущим человеком (как правило посвящённым, жрецом), магическим образом способствовало обретению смертным бессмертия. Нужно подчеркнуть, что по мысли автора текстов, подобная помощь могла быть оказана только фараону, т.к. он был живым богом во плоти. Простые же египтяне, самое большее, могли надеяться на «продолжение по ту сторону тех же условий, в которых они находились здесь» (9,59).
По представлениям древних египтян, фараон есть наследник богов, имеющий двойной состав: божественный от бога-отца и земной от царицы-матери, поэтому фараон был телом - человек, душой и свойствами - богом. По предположению Масперо подобное возможно благодаря тому, что «у Богов, как великих, так и малых, подобно людям, есть двойники; но они могут дробиться на какое угодно количество двойников и вселяться в сколь угодно тел, никогда при этому не исчезая и не утрачивая своей силы… Каждая царская душа есть двойник, исшедший от Гора» (15,72). Кроме того, фараон «благодаря своей двойной сущности, обладает преимуществом быть посредником между небом и землей. Он один по природе своей может доводить молитвы людей до богов, братьев своих» (15,81). Жрецы, справляя культ лишь исполняли волю фараона и богов, при этом «Боги, со своей стороны, находятся в непрерывном непосредственном общении с фараоном всеми доступными для них путями» (15,82) через знамения, пророческий сон и т.д. Многочисленные ритуалы и службы, справляемые в храмах, домах богов, в которых они обитали телом (скульптуры и изображения) и душой, способствовали росту силы и могущества главы людей, а через него и благополучию всех людей и всего государства Египтского.
Важнейшей частью жизни, занимающей умы египтян, была забота о посмертном воскрешении и бессмертии. Вера в загробную жизнь, предположительно, зародилась раньше религиозных воззрений, в додинастический период, и развивалась на протяжении почти всей истории. В промежутке между додинастическими захоронениями и IV династией (примерно 2700 – 2600 гг. до Р.Х.), мыслители древнего Египта вырабатывают систему о структурном составе человека, согласно которой человек состоит из невидимой и зримой субстанций. Смерть поражает лишь тело, нарушая единство этих субстанций и цель человека сохранить эту связь с помощью продления существования мёртвого тела, т.к. при разрушении последнего тонкие элементы тоже распадаются. В древнем Египте определяли 9 составляющих человека: Кхат, Ка, Ба, Аб, Кхаиб, Кху, Секхем, Рен и Саху (27,482).
1. Кхаит – физическое тело, без тонкого наполнения подвержено разложению и может быть сохранено только бальзамированием.
2. Ка – индивидуальный незримый двойник человека, который рождался и рос вместе с человеком, обладал внешностью и качествами хозяина. Ка не зависел от человека, мог выходить из тела и «свободно перемещаться по земле или вознестись на небеса и беседовать с богами» (2, с. 137). Боги и всё живое имели Ка, но боги могли иметь их много, фараоны несколько, прочие одного (32, с. 185). Предполагалось, что Ка нуждается в пище и питье, поэтому египтяне строго следили за тем, чтобы в гробницах хватал подношений, дабы не пришлось Ка тех людей, которые похоронены, «покидать гробницы, бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой» (39, с. 42).
3. Ба – душа сердца, имеющая тесную взаимосвязь с Ка, является высшим сознанием человека и вместилищем чистых идей, большей частью живёт на небе общаясь с богами, но в любой момент может навестить тело. По определению Древнего царства Ба имели только боги и фараон, но в более поздние периоды допускалось, что Ба могут иметь и простые люди. (2, с. 138,332,360; 12, 190).
4. Аб – сердце, центр Ба, сознания человека, место где рождаются идеи и желания, содержащий в себе весь опыт человека. Сохранению сердца человека придавалось большое значение, т.к. оно считалось источником жизнедеятельной энергии (2, с. 332, 360).
5. Кхаиб – тень, связанная с Ка и Ба, считалась неотъемлемой частью человека. Как некое проявление человека может существовать отдельно от тела, пребывать где вздумается (12, с. 194; 39, с. 43).
6. Кху – душа духа, бессмертна, обитает в духовном теле человека в Саху (39, с. 43).
7. Секхем – сила, жизненная энергия человека, обитает на небе среди Кху и богов (2, с. 138-139).
8. Рен – имя, основа самостоятельности и силы. Знание сокровенного имени позволяет воздействовать через него на носителя (23, с.18-19). «Имя твоё будет жить на земле; имя твоё будет вечно существовать; смерть тебя никогда не настигнет, и жизнь твоя никогда не кончится» (39, с.44).
9. Саху – духовное тело, бессмертно, развивается с помощью практики духовной жизни. Часть египтян связывала своё воскрешение с физическим телом, но иные – с духовным: «Дух – небесам, тело – земле» (2, с.140).
В представлении древнего египтянина «когда человек испускал последнее дыхание, душа его не умирала: она переживала его, но непрочной жизнью, длившейся пока существует тело и зависевшей от него. По мере того как оно истлевало, душа гасла и разлагалась: сознание её терялось, и вещество её постепенно таяло, сводясь к пустой и бессознательной форме, которая, наконец, исчезала, когда ничего не оставалось уже от скелета… Чтобы освободить двойника, нужно сделать тело нетленным, и это было достигнуто бальзамированием» (15, с. 189). Итак, древние египтяне усматривали в бальзамировании тела (его сохранении) необходимы акт, который являлся неотъемлемым условием посмертного существования и благоденствия Ка покойного. Возможно и то, что египтяне не мумифицировали тела для того, чтобы предоставить смертной душе время для трансформации её в бессмертное состояние Саху, дать возможность прорасти духовному телу, приобрести покойному бессмертие (2, с.141-143). Возможно, причина мумифицирования тел - в устойчивости традиционных взглядов додинастического периода, когда подразумевалось физическое воскрешение человека. Определенно единого мнения поэтому поводу мы сегодня не имеем. Предположительно в эпоху Древнего царства бальзамирование было привилегией только фараона, но в более поздние периоды его получила знать, далее и любой человек способный оплатить эту услугу. Общей заботой древнего египтянина была подготовка к своему посмертному пребыванию: уже при жизни он строил себе гробницу, зарабатывал деньги на оплату услуг жрецов и на бальзамирование. Заботой родственников было проследить за должным исполнением всех молитв и ритуалов после ухода усопшего, принимая при этому во всем непосредственное участие.
В представлении древнего египтянина, смерть вызвана внешними причинами, человек не умирает, а его убивают. «Убийца часто бывает не от мира сего, и его легко указать: другой человек, животное, неодушевлённый предмет – сорвавшийся с горы камень, дерево, свалившиеся на человека и задавившее его. Нередко он принадлежит к миру невидимому и проявляет себя зловредными нападениями: бог, дух, душа умершего, тайком вселяется в живущего и с неодолимой силой набрасывается на него» (15, с.180). Чтобы противодействовать зримым и незримым нападениям, человек должен знать способы защиты от них или обратиться к знающему лекарю. Из медицинских папирусов мы узнаём о применении наряду с медицинскими методами лечения и магических, их сочетание давало наилучший лечебный эффект (12, с.35). Так «магические заклинания упрощали таинственную причину недуга, лечение же действовало на видимые её проявления» (14, с.76). Методов излечения в Древнем Египте было немало. Маги-лекари пользовались уважением и страхом, ибо, в представлении древнего египтянина, кто мог лечить недуги, тот мог и навлечь их.
Магическое мироощущение возникло у египтянина ещё в додинастический период, когда он полагал, что весь мир населён множеством видимых и невидимых существ, всё пронизано невидимыми нитями сопричастности и подчинения, «вся Вселенная была населена действительными и сознательными силами, человеку следовало опасаться в ней противников и искать союзников» (20, с.193). Бытовало мнение, что магической науке жрецов научили боги (13, с.193), дабы они могли знать законы управляющие миром духовным и материальным, знать ««естественное сродство», «симпатию» или «антипатию», которые во вселенной соединяют или разъединяют живые существа и вещество… законы «подражания» и законы «причины и следствия»» (20, с.280). Предположительно в Древнем Египте магия не практиковалась в храмах и не использовалась в богослужениях (12, с.194), но вместе с тем, она занимала ведущую роль в заупокойном культе. Так заупокойные тексты заполнены магическими формулировками и словами власти, погребения – амулетами и ушебти (погребальные статуэтки, в которые воплощены существа прислуживающие покойному на том свете). Мы можем предположить, что в основе магического мироощущения древнего египтянина лежали не только категории причинности, но и принципы тождества, сопричастности, способности узреть целое в частном и в частном – целое, вера в неразрывную взаимосвязь миров зримого и незримого , имени и его обладателя. Напомним, что в представлении древнего египтянина всё существующее обладает именами, ибо всё создано Маа Херу (словом, правильно произнесенным голосом).
Одной из сторон мировоззрения древнего египтянина была вера в то, что «рок или судьба человека определены ещё до его рождения, и он не в силах изменить их. Однако мудрецы могли предсказать судьбу, если им были известны определённые данные – дата рождения и расположение планет и звёзд в это время» (2, с.336). Другим способом прояснить будущее или узнать волю богов были сны, которые либо вызывались с помощью магии, либо приходили естественным путём; затем сновидение истолковывалось (2, с. 330). Из библейского предания об Иосифе и фараоне мы можем узнать, сколь высоко ценимы были в Древнем Египте толкователи снов, человеческая мудрость и Божья благодать (3; Быт., 41, 1-41, 50).
С конца V династии (примерно 2450 г. до Р.Х.) власть фараонов начала ослабевать, «владетельные фамилии чувствуют себя почти независимыми от центра, и это ясно видно из их надписей и из текстов, относящихся к той эпохе» (31, с.54). В эту эпоху создаются многие значительные произведения автобиографического, поучительного, дидактического толка, вызывающие восхищение у потомков: «Есть ли где равный Джедефхору? Есть ли подобный Ихотепу? Нет ныне такого, как Нефри или Ахай, первый среди них. Я назову ещё имена Птахемджхути и Хахаперрасенеба. Есть ли схожий с Птахотепом или Каиросом? Мудрецы предрекали грядущее, - все исходившие из уст их, сбывалось» (9, с.62).
К концу VI династии кризис в Египте нарастает, и примерно с 2250*
* Т.к. интерес и отклики незначительны, то набор текста, с написанной чернилами работы, приостановлен на неопределённый срок. Труд бессмысленный не по мне. С уважением,
Свидетельство о публикации №117071501794