Предание о братьях Каульхане и Султанбае
"Шаш-Илаке"
Давно это было, и имя не вспомнят,
Водил он отары в горах,
Потом стал грозою, он страху не ровня,
Отрезал пути все назад.
Двоих сыновей он имел малолетних,
С собой он всегда их водил.
Все дети чужие растут незаметно,
Родным же нет времени, сил.
Детей нарекли - одного Каульханом,
Помладше зовут Султанбай.
А мать потеряли они очень рано,
Наверно отправилась в рай.
Накрыло Илак весь жестокое племя,
И ужас качался в глазах.
Несли мирным людям одно разоренье,
И сковывал помыслы страх.
Там было совсем не до сопротивленья,
А давший отпор станет раб.
Пасти будет должен отары кочевья,
И, что не убили, быть рад.
Поэтому отдал большое всё стадо,
Лишь взял малолетних детей.
В открытую с ними ругаться не надо,
Ведь много других есть путей.
Он знал на хребтах безымянные тропки,
И к тайным пещерам ходы,
Он был не слабак и характер не робкий,
Но дети ещё так малы.
И спрятал детей в одинокой пещере,
Врагам справедливо стал мстить,
Его акинак был хозяину верен,
Не смел он его подводить.
В ночных поединках решает внезапность,
Да храбрость порука тому,
Шестым чувством чуял всегда он опасность,
Как?- Ведомо лишь одному.
К жестоким пришельцам он был беспощаден,
Теряли покой те и сон.
Народной молитвой представлен к награде,
Он мститель все знали о нём.
В лицо не видали и имя не знают,
Но знают - пришёл защищать.
И в злобе пришельцы, лишь локти кусают,
Его им никак не достать.
Меж тем пролетали года словно птицы,
Их некогда просто считать.
А поздно иль рано такому случиться,
Что дети должны подрастать.
Два сильных батыра уж взрослыми стали,
Зачем от людей их скрывать?
-«Как все наши предки, чтоб меч не искали,
Должны скот пасти и пахать.»
Отец наказал так они поступили,
И стали по мирному жить.
Но сам он по-прежнему –мщение в силе,
А стало тому так и быть.
Он также силён, не имеет изъянов,
Убийство его ремесло,
И даже всех опытных воинов рьяно,
Казнит, поражая без слов.
И вот враг коварный, решился на хитрость,
Как мстителя взять на крючок.
А может на волю с наградой польстится?
Решенье своё он изрёк-
«Пусть днём объявится достойный тот мститель,
Дам волю им всем и ему,
В придачу отару, подарит правитель,
Сказал я всё! Быть посему!»
Поверил батыр тем тогда обещаньям,
Привёл двух своих сыновей,
Не ведал, что только начало страданий,
Нет чести у этих людей.
У всех на глазах он на кол был посажен ,
В колодки сковали детей.
Каульхан был в сай горный дикий проважен,
Едою стать лютых зверей,
Остатками яблок засыпан гнилыми,-
«Поешь их, покуда живой!»
Султанбая в другом саю завалили,
Там грушей гнилой с головой.
Погибли бы братья той страшною смертью,
Судьба улыбнулась им вдруг.
Там юношей этих, девицы заметив,
Спасли от смертельных мук.
Далёко все вместе они поселились,
И создали семьи свои,
Откуда вот тут говорят, появились,
Ароматные те сады.
Накпасай * зовут теперь грушевым саем,
Плодов слаще в мире тех нет,
Олмаликсай**, где Каульхан был завален,
Сад яблок на разный вкус цвет.
А то поселенье семью где создали,
Хребет Кураминский впритык.
И жили там долго потомству род дали,
Назвали потом Алмалык,
* Нокпасай –(узб) Грушевый сай.Сай быстрая горная речка
**Олмалик-(узб)яблочный.сначала дали имя Олмалик сай.Яблочный сай.
Стих написан на легенду, записанную И.В.Печуркиным со слов Сулейманова г.Алмалык 1962г
Свидетельство о публикации №117071409969
Написано образно, сюжет затягивает. Хочется, чтобы на такие предания
писали сценарии для фильмов. А по Вашим поэмам сделали короткие мультфильмы,
в стихо-форме. Очень нужно сейчас это детям прививать.
Буду постепенно читать. Спасибо, Таня, за отличную работу над произведениями!
Мальта Ко 11.05.2018 21:50 Заявить о нарушении
Может , конечно у меня есть и сбои ритма и рифмы не совсем сильные и корректные, но главное в том, что я не дала этому народному слову погибнуть.Потомучто та книга из которой я черпала легенды, потеряна.Её нет в интернете.всего лишь 250экз.в бумажном виде.Это песчинка в пустыне информации.
Таня Калистратова 12.05.2018 07:29 Заявить о нарушении
Когда я читала публицистику А.Пушкина меня поразил тот факт, как он бережно собирал народные легенды по мере возможности.
А.Пушкин сетовал на Радищева, который восторгался свои великодушием, что он одному слепому страцу спевшему неизвестную народную былину,подарил рубль( он его отверг) потом снял с шеи платок и одел старцу.И через несколько дней этого старца похоронили вместе с платком.
Так, вот А.Пушкин сетовал, что Радищев не записал ту легенду старца.и она потеряна теперь для человечества, в частности для русского народа.
Бережное отношение А.Пушкина к народному слову будет всегда для меня образцом гражданственности и служению поэзии.
Таня Калистратова 12.05.2018 07:37 Заявить о нарушении
Библиотеки, магазины- завалены "барахлом". О криминале, "красивой жизни" и сексе.
Что читать детям? Если даже современные мультфильмы учат- кто богат, тот и силён.
Думаю вот, что эти, держатели 250 экземпляров, не перенесут тексты в Сеть?
Мальта Ко 12.05.2018 11:52 Заявить о нарушении
Таня Калистратова 12.05.2018 14:27 Заявить о нарушении