Экспертный обзор. Юлия Белохвостова. Июнь-2017
5. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Скульская»
http://www.stihi.ru/2017/05/14/10980 отборочный тур для резидентов
Здесь есть работа с рифмой, прислушивание к слову, только работа эта еще не доведена до конца, работа есть, иногда она становится давлеющей – как в форме слова «платьице», возникающей только для рифмы с возвратным глаголом, мастерства, красоты, легкости не чувствуется ( те самые яйца их – китайцами, а вот рядом мы – ягоды – уже хорошо). Понравился образ туи, замышляющей шишкоягоды. Что еще понравилось – это конкретное очень стихотворение, не отвлеченное, как большинство в лонге, нет у автора отстраненности японца, созерцающего восход луны – нет, он сам участник этого стихотворения, он видит не абстрактное дерево, а тую, он обращается не к какой-то обобщенной даме, а к Скульской (тут уж думай гадай, к той или не к той), у которой нет внешности, но есть эти палки, а значит – характер, история какая-то (любовь к скандинавской ходьбе по крайней мере). У самого же ЛГ и внешность есть, и возраст – по крайней мере, лысина. Кантария показался притянутым к рифме, случайно попавшим в этот текст.
6. МАРИАННА БОРОВКОВА «Нам жить ещё...»
http://www.stihi.ru/2017/05/11/1746 отборочный тур для резидентов
Первое впечатление от стихотворения – детское, не смотря на философский замах («нам жить еще»). Но финал многое меняет, он очень хорош: остальное – сами. Просто о сложном. Почти библейская простота. И пес некий, обобщенный, и травы какие-то, неизвестные. И синий лес, и золотые тени – кажется, что вот-вот выйдет на эту тропу огнегривый лев, синий вол и пролетит над ними золотой орел. Однако до притчи текст не дотягивает, а жизненную наполненность от такой степени обобщения теряет. Еще хотелось бы отметить, что слишком много наречий : вопреки, вразрез, наперерез, они словно и ткань самого стихотворения разрезают, мешая общей картине.
15. МАРИНА ВОЛКОВА – ВТОРАЯ СТРАНИЦА «Пастушок»
http://www.stihi.ru/2017/06/01/6015 номинатор Семён Кац
При моей любви к историческим темам в стихах, мимо этого произведения, конечно, я пройти не могла. Гладко написано, напевно. Иногда, может быть, даже слишком гладко. Вплетенная тема Россия-Украина понятна – это ведь Елизавета назначила гетманом Малыя России, обоих сторон Днепра и войск запорозских младшего брата своего Алешеньки, при котором как раз Украина практически получила автономию. Но стихотворение не об этом, и не о сегодняшних отношениях России и Украины. Это такая песня о любви, почти народная, с такими же народными, узнаваемыми и простыми эпитетами. И все таки сУетностью.
18. ПАФФ ПИФФ (НИКОЛАЙ ЛОБАНОВ) «Стихи без названия»
http://www.stihi.ru/2017/06/10/609 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Не могу сказать, что в этом стихотворении есть какой-то прорыв, открытие, новизна необыкновенная. Но ведь и не для того написано, и не о том . И не для меня как читателя – для себя, чтобы сохранить какие-то детали, мелочи, дорогие сердцу. Простые, чистые рифмы, ровный слог – все будто для того, чтобы не отвлекаться от воспоминаний. И эта увеличенная последняя строфа, словно замедляющая свой ход река, и бумажный голубь, наверняка сложенный из листка, вынутого из той самой пишущей (непишущей) машинки, с неслучайно выбранной буквой «эль». Очень атмосферное, наполненное живым чувством стихотворение.
25. АННА ЛИПШТЕЙН «До востребования IV»
http://www.stihi.ru/2017/02/13/11126 номинатор Юрий Семецкий
Это стихотворение я с большой долей сомнения включаю в свой обзор. Почему? потому что было уже письмо Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…», и уже был день никакого числа в «Записках сумасшедшего» Гоголя. Но проходишь первую строчку, и дальше – бежавший в рай, но обжившийся в аду – и это прежде всего ласкает слух. Вот оно, благозвучие, та самая эвфония, которую Брюсов считал одним из трех китов стихосложения. Это и есть передача эмоции звуком. И дальше – передача накала эмоции пунктуацией – именно в тот момент, когда возникает тема, о которой говорить тяжело, пропадает пунктуация, э то уже драма, это сознательно. У Ракель-то внуки уже «агу», а тут – вымышленный косяк и только беспощадное войско памяти. Да это пьеса готовая.
29. АННА МАРКИНА «трещины»
http://www.stihi.ru/2017/06/20/675 конкурсный литературный портал stihi.lv
Мне интересна здесь рифма последней строфы ( потому что я все равно про себя это стихотворение делю на три строфы, вполне семантически разделенные и законченные), рифма с раздвижением, хоть и не вполне точная, но на звук прекрасно организующая поэтическую речь. Кажется несколько излишне развернутой метафора ремонта, зачем появилась эта бригада, если мы ничего о ней не знаем? или уж наоборот нужно было докручивать эту тему, распределить виды работ между членами бригады. И кто тот человек, у которого взгляд заточен?Заказчик? Проверяющий? я не чувствую его, не вижу, он – некий назывной персонаж, безликий. Еще один момент – как снег из лета? или как снега летом ждешь его? Какая-то неловкая строчка. Мне кажется, что это стихотворение нужно еще писать, что у него бОльший потенциал, чем результат.
30. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «эскимо»
http://www.stihi.ru/2017/06/19/7045 конкурсный литературный портал stihi.lv
Это стихотворение тронуло меня, оно настоящее, живое, не вымученное и не выдуманное. Не понимаю, зачем здесь этот сплошной текст без пунктуации и без деления на строфы? Каждый прием должен быть чем-то обусловлен, транслировать какую-то мысль автора, здесь же он просто прием сам по себе, мало связанный с замечательной историей, рассказанной читателю. Мне импонирует язык стихотворения – естественный, бытовой, домашний, так и говорят с мамой, это добавляет достоверности. Единственное, чего надо бы избежать: платьиЦЕ Цело – это вот этой мухи ЦЕЦЕ.
32. ИЗ БУРГОСА «Слова»
http://www.stihi.ru/2017/06/11/1402 номинатор «Термитник поэзии»
По самой манере складывать слова, может, и не пригодные для вечности, но очень правильно расставленные по местам, по свободному включению разговорного языка в ткань произведения, мне что-то почудилось знакомым, и я убедилась, что уже читала этого автора, когда работала над одним номером поэтического журнала и потом вычитывала его. Да, пожалуй, узнаваемо - нет никакого натужного стремления сделать что-то «не как все», найти какие-то особые эпитеты ( какая девица? да просто «рыжая такая») или рифмы (они все довольно просты здесь, даже слишком просты), но есть картинка, есть настроение, и все персонажи не просто так, а нарочно сюда попали и заняты каждый своим делом. И этот белый плащ – запоминающаяся деталь. Для автора это, похоже, маркер, знак, и не первый такой белый знак – я помню другой: белая, как солнце над пустыней, клиники эстонской простыня. Особые отношения у автора с белым ц(с)ветом.
На этом, пожалуй, все. Большое спасибо за оказанное доверие.
Свидетельство о публикации №117071405769
следует признать, что эксперт Юлия Белохвостова со своей задачей справилась достаточно успешно.
Поскольку нет ничего выгоднее для русской поэзии, чем содержательное содержание, облачённое в подобающую ему форму на основе неперпендикулярного здравому смыслу синтаксиса и умелого использования стихотворных техник.
Ну а для необходимой аргументации чего-то действительно важного много "примеров" и не требуется...
Лучше меньше, но самых, в контексте разбора, выразительных!
М.
Мишель Емельянов 15.07.2017 20:16 Заявить о нарушении
Мишель! А это - лонг-лист. Вот из этих стихов и выбирали.
В том списке читателей Вас нет.
Елена Ительсон 15.07.2017 20:55 Заявить о нарушении
Т.е. обязательного присутствия чей-то фамилии в списках читателей того или другого!
М.
Мишель Емельянов 15.07.2017 21:32 Заявить о нарушении