Изысканный концерт для простой публики
Небольшой зал музея был заполнен как местными любителями музыки, так и приезжими из Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска; к сожалению, как и в прошлом году, молодёжь практически отсутствовала.
Этот концерт можно считать третьим в цикле, начатым артистом в год назад, поскольку он музыкально продолжает прошлогодние концерты. Но если прежде артист выступал как певец и пианист, то в субботнем концерте он выступил и как композитор. Кроме того, в этот раз он выступал вместе с пианистом Евгением Талисманом, а несколько произведений исполнил в паре с меццо-сопрано Евгенией Малеевой. Нельзя не отметить, что Степанович все три раза был составителем программ концертов и его ведущим; подбор и расстановка произведений глубоко им продуманы и составляют важную часть общего впечатления от концерта, а шуточно-ироническое ведение концерта нисколько не нарушали его глубокого музыкального содержания.
Составляя программу концерта и зная, что среди деревенских слушателей будет немного утончённых меломанов, Степанович не пошёл по лёгкому пути: давать концерт из популярных романсов и арий. Концерт был составлен преимущественно из изысканных произведений, редко звучащих даже в столичных залах, а их тонкое и вдохновенное исполнение – редкая удача для слушателей.
Степанович рискнул открыть концерт романсами для баса на стихи английских и шотландских поэтов Д.Шостаковича – произведением мрачным, тяжелым и трудным для простого зрителя. Но этот расчёт оказался точным - исполненное Степановичем исключительно выразительно, оно не смешалось с другой музыкой и задало особый тон концерту. Далее Степанович продолжил эту трагическую линию, постепенно снижая трагический накал в первом отделении концерта, Эту линию составили оригинальная вокальной сонатой №7 для голоса и фортепиано Степановича на стихи Афанасия Фета, два романса М. Мусоргского, два романса С.Рахманинова на стихи Алексея Кольцова (в дуэте с Е.Малеевой) и романсы П.Чайковского и Г.Свиридова. В завершение первого отделения Степанович исполнил популярную песню «Маритана» Г.Свиридова из спектакля «Дон Сезар де Базан» на полную силу своего голоса и технически безупречно – но не без заметной иронии к её популярности…
Вторую часть концерта Степанович открыл ни много, ни мало, мировой премьерой своей Второй сюиты для двух фортепьяно, отметив, что разный тембр концертного рояля (Е.Талисман) и пианино (более звучный у рояля, более мягкий у пианино) создают определённую полифонию произведению, и именно на такое сочетание тембров оно и было рассчитано. В отличие от напряжённых произведений первой части концерта, сюита, как и последующий цикл «Русская поэтическая школа» (романсы Степановича на стихи русских поэтов) более спокойные и выдержанные, хотя и умиротворёнными их назвать нельзя. В цикле романсов следует отметить, что автору и как композитору, и как исполнителю удалось найти в хрестоматийно-известных строках Пушкина, Лермонтова и Тютчева (как и в стихах Фета в сонате) новое и интересное содержание. Оригинальный ход – включение в цикл популярнейшего романс М.Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье», но исполненный на подражательное стихотворение М.Лермонтова «Дереву», можно рассматривать как некоторый парадокс – но парадокс, заставляющий задуматься…
Завершили концерт два фортепьянных произведения С.Рахманинова в шесть рук, исполненные Д.Степановичем, Е.Талисманом и Е.Малеевой, а также, по просьбе директора музея Л.Д.Поляковой, романсом, исполненным Е.Малеевой.
Букеты запоздалых пионов и искренние слова слушателей – мне кажется, достойная благодарность авторам и организаторам концерта.
Свидетельство о публикации №117071005782