церковь святого Лаврентия в Нюрнберге


Церковь святого Лаврентия находится на одноименной площади Lorenzplatz в южной части исторического центра Нюрнберга (часто именуемой «стороной Лоренца»), примерно в 600 м к югу от церкви святого Себальда.
Первая церковь на этом месте была построена в романском стиле еще в середине 13 века. Последовательные расширения и реконструкции привели к появлению здесь в середине 15 века большой готической церкви с тремя нефами и башнями высотой более 80 м. Последней стадией строительных работ является завершение строительства позднеготического хора в 1477 году. Любопытно, что работы велись исключительно на средства богатых горожан. В 1529 году церковь святого Лаврентия одной из первых в Германии стала лютеранской.
Церковь сильно пострадала от воздушных налетов союзников во время Второй мировой войны, но была восстановлена уже к 1949 году.
Главный, западный, фасад церкви свидетельствует о богатстве Нюрнберга середины 15 века. Это был один из крупнейших торговых центров Германии, с населением около 50 тысяч человек, уступая на территории Священной Римской империи только Кёльну. Великолепны не только высокие резные, устремленные ввысь, башни церкви, но и центральная часть западного фасада – единственный портал внизу, гигантская (10 м в диаметре!), но при этом ажурная каменная роза в центре и щипец на вершине.
В интерьере церковь базиликального плана, трехнефная, имеет восемь пролетов. Высота центрального нефа – 24 м, боковых – 10,5 м. Нервюрные своды укреплены замечательными замковыми камнями с изображением, в частности, деятелей Реформации.
Историко-художественная ценность интерьера церкви святого Лаврентия уникальна. Вероятно, главным шедевром можно считать потрясающий табернакль, созданный в 1493 – 1496 годах прекрасным скульптором и архитектором Адамом Крафтом. Табернакль находится в восточном хоре, высота этого резного сооружения из песчаника с изображением эпизодов из жизни Христа – около 20 м. Это устремленное ввысь сооружение являет собой подлинную квинтэссенцию поздней готики. Любопытно, что в фигурах, поддерживающий табернакль, мастер без ложной скромности изобразил самого себя (фото) и двух своих помощников.
К сводам хоров прикреплен другой шедевр, хранящийся в церкви – скульптурная группа «Ангельское Приветствие» («Благовещение») работы одного из самых знаменитых скульпторов Германии начала 16 века Файта Штосса, созданный мастером в 1517 – 1518 годах. Композиция состоит из фигур Девы Марии и архангела Гавриила, обрамленных венком из 55 позолоченных роз и 7 медальонами. Диаметр овального венка – от 3,2 до 3,7 м. В 1817 году композиция упала с высоты, однако была полностью восстановлена в виде, близком к первоначальному.
Из многочисленных алтарей и алтарных образов, хранящихся в церкви, прежде всего, следует выделить Алтарь святого Деокара работы неизвестного мастера (1436 – 1437), единственный, который не был убран из церкви в период иконоборчества Реформации. Готический створчатый алтарь выполнен в традиционном германском стиле, с центральной скульптурной композицией, обрамленной сбоку и снизу живописными работами.

                ***

                Дева Мария с Христом
                на руках
                рядом святой Гавриил
                розы вокруг золотые
                горят
                "Родился Иисус!"
                возвестил...
                55 сияющих роз
                55 золотых  роз
                улыбается Дева Мария
                радостную весть Гавриил принёс...


Рецензии