Конкурс 12. Лепестки сакуры. Топонимы в хайку

                «Исторические названия -
                это культурообразующие скрепы
                между прошлым, настоящим и будущим»
                академик Д.С. Лихачев

 Несмотря на погоду, лето – время путешествий. А любое путешествие связано с новыми открытиями. Наблюдательность поможет обратить внимание, как географическое название связано с какими-то особенностями местности, возможно характерным пейзажем. А это то, что надо, имея в виду, что в трёхстишии, хайку, много не скажешь, а ассоциации необходимо иметь. На прошлых конкурсах мы упоминали о так называемых формулах в хайку, благодаря которым краткий язык хайку передаёт необходимое, рисуя картинку, вызывая нужные чувства. Обратимся снова к теории хайку (Е.М. Дьяконова «Вещь в японской культуре». - М., 2003. - С 120-137):

     "Для нас наибольший интерес представляет соединение природных (сидзинтэкина) и "человеческих" (нингэнтэкина) образов (в терминологии Масаока Сики, т.е. - вещи и чувства, формулы и ее содержания)…
В хайку Басё:
 
Ёсино, что
В глазах стоит, -
На Сэта-реке светлячки...
 
Это произведение требует комментариев, и может служить подтверждением того тезиса, что "ТОПОНИМ может являть собой необходимое условие для манифестации чисто лирического начала" [Мещеряков, 2000, с. 299]. Известно, что в горах Ёсино - самая красивая сакура, один из сортов этого дерева называется сомэй ёсино по названию горы, таким образом, само упоминание этого топонима на стесненном пространстве трехстишия вызывает по ассоциации цветы сакуры. Возможна следующая интерпретация образа: светлячки на деревьях ночью (а сакурой тоже любуются по ночам) на реке Сэта, где их всегда много, напоминают о прошедшем сезоне цветения сакуры, что всегда вызывает грусть. Свечение светлячков напоминает поэту цветение сакуры. Возможна и другая интерпретация, которая нам представляется более правильной: цветы сакуры с горы Ёсино превращаются в светлячков с реки Сэта. Хайку на эту тему у Басё несколько. Это превращение не носит характер метафоры, имеется в виду прямое действие: цветы превращаются в светлячков. Они не похожи на светлячков, не сравниваются с ними, а претворяются друг в друга. Японцы рассматривают природу как разомкнутую цепь жизни, не имеющую окончания. Вместе с тем они охватывают само понятие природы во всей его полноте с помощью таких претворений.
Кукование кукушки, напоминающее о царстве мертвых, майский дождь, заставляющий сердце сжиматься от тоски, крик гуся, побуждающий листья и травы краснеть, - эти образы, хотя и могут показаться искусственными, но именно так образом люди традиции видели природу в ее неразрывности. Они видели и воспринимали то, что происходило на их глазах не метафорически, а непосредственно. Подобное интуитивное познание природы не подразумевает многословия, оно необычайно предметно и лаконично».

Упомянутая в данном контексте формула, включает в себя ТОПОНИМ.
Топоним – слово греческого происхождения, состоящее из двух частей: топос - «место» и онома, или онима, - «имя». Следовательно, топонимы - это собственные имена рек, озер, болот, населенных пунктов, улиц, отдельных частей рельефа, или иначе географические названия.  История становления географических названий отражает развитие человеческого познания и эволюцию отношения человека к внешнему миру, естественному, созданному природными условиями, и социальному, образованному в результате взаимодействия различных общественных институтов.   
  Топонимы можно назвать зеркалом истории.  Еще в прошлом веке русский ученый Н.И. Надеждин писал: «Топонимика — это язык Земли», а академик Я.К. Грот отметил: «Топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности, или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения».
   Наши участники в прошлых конкурсах уже пытались употреблять топонимы.
В последнем конкурсе 3-е место заняла хайку автора Рь Голод:

      на излучине
 вёсла в ладонях дрожат –
    ласточкин берег

А вот хайку нашей постоянной участницы Арины Шик с конкурса №8 «Ёмкость в хайку»:

   на две недели
 путёвка в Гусь-Хрустальный
   капель за окном
( http://www.stihi.ru/2017/04/04/7763 )

Все россияне знают, чем славится город Гусь-Хрустальный. И именно этот образ представления, как звенит хрусталь, использовала автор. Хотя слова «звенит» не было. Может быть, само название уже включает слово «хрусталь», но страна большая и знакомых названий тоже. Может быть, и у вас всплывёт в памяти топоним, который вызовет у читателя нужные ассоциации.
 
   Итак, задание для конкурса «ТОПОНИМЫ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)

2. Хайку будут оцениваться за ЧИТАЕМОСТЬ ОБРАЗОВ благодаря использованию ТОПОНИМОВ. Без топонимов хайку приниматься не будут! Так как названия -  имена собственные, уместно их писать с заглавной буквы. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются. Особое внимание будет обращаться на лиричность и чувства, вызываемые хайку. Лиричности должно соответствовать звучание, а значит будем внимание обращать на фонетическую певучесть или какую-то другую фонетическую особенность.

 Для настроения рекомендуемая тема "РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ". Но не обязательно.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 23 ИЮЛЯ или до 30 работ! После будет объявлено голосование!

Принято - 18 хайку.



Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём завершён. Голосование http://www.stihi.ru/2017/07/24/9506

Клуб Золотое Сечение   24.07.2017 21:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →