Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа
именно с этой фразы, представляющей пример грамматической ошибки, обычно я начинаю объяснения о правильном употреблении деепричастного оборота. Фраза эта была в записной книжке Антона Павловича Чехова, который очень чутко и бережно относился к русскому языку и боролся за его чистоту. А что же здесь неправильно? Да получается, что шляпа подъезжала к станции самостоятельно, а потом слетела.
Обращая внимание на повышение грамотности, нужно изучать не только орфографические и пунктуационные правила. Чтобы не извратить подлинный смысл данной фразы, можно по-другому построить предложение, даже не одним способом. Способ первый. Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа. Способ второй. Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
Правила грамматики гласят: деепричастие, которое отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? и ЧТО СДЕЛАВ?, должно находиться в предложении ОБЯЗАТЕЛЬНО в сочетании со сказуемым (именно от сказуемого ставятся указанные вопросы). Поэтому и сказуемое, и деепричастие обозначают действия одного лица или лиц.
Слово «подъезжая» является деепричастием, а деепричастие – это добавочное действие, которое употребляется в предложении ТОЛЬКО вместе с основным действием, выраженным глаголом-сказуемым.
Подобные задания включены в тесты ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Далеко не всегда ученики выбирают правильный вариант из четырех предложенных.
Предлагаю вам проверить себя: насколько правильно вы употребляете деепричастные обороты. Поучаствовав в этом задании, вы узнаете, каково сдавать ЕГЭ по русскому языку, так как это один из вопросов первой, тестовой, части экзамена.
Задание №1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Став заведующим литературно-критической частью журнала «Современник»,
А) Белинскому многое прощали.
Б) здоровье Белинского стало ухудшаться.
В) Белинским были критически разобраны многие произведения Герцена и Тургенева.
Г) Белинский опубликовал в нем ряд замечательных статей.
Задание №2. Укажите грамматически НЕправильное продолжение предложения.
Внимательно изучив правила,
А) Приступайте к выполнению упражнений.
Б) Андрей написал диктант без ошибок.
В) нужно закрепить полученные знания.
Г) этот текст не вызовет у вас затруднений.
Чтобы проверить, насколько вам понятно данное правило грамматики, кликните на слово ПРОВЕРИТЬ.
Источник:
Свидетельство о публикации №117070806004
1 - г
2 - г
О безграмотных предложениях (сам встречал, когда служил в милиции):
Из рапорта милиционера:
"Задержанный находился в состоянии сильного алкогольного опьянения со всеми вытекающими из естественных отверстий последствиями."
Начальник управления на совещании:
"Отразите в протоколе, чтобы белым по чёрному красной нитью проходило укрепление дисциплины".
"Я ещё разберусь, кто тут под меня зуб копает!"
"Тут вам здесь, а не Европа! Таких негодяев надо со службы выжечь поганой мтлой и расстрелять в сортире ржавыми патронами, как бещеных собак!"
Из материала служебной проверки:
"Лейтенант милиции К. находился в состоянии алкогольного опьянения в форменном обмундировании, оскорбляющем человеческое достоинство и общественую нравственность".
Объяаление участкового:
"В случае загрязнения жильцами лестницы кошками и собаками виновные будут оштрафованы".
Из приказа: "Сержанта милиции С. за недостойное поведение в быту согласно жалобы его жены лишить её его премии".
Чехов умер, но шляпа его летит!
С уважением и улыбкой.
Макс-Железный 09.07.2017 19:58 Заявить о нарушении