Анна Каренина Карена Шахназарова
«Анна Каренина» — самый экранизируемый роман Льва Толстого не только в России, но и в мире. На сегодняшний день версия Карена Шахназарова стала 30-й по счету. Но по понятным причинам, российского телезрителя интересуют прежде всего отечественные экранизации. Первой из них был российский немой черно-белый фильм, который вышел в 1911 году. Второй, и самой хрестоматийной, была экранизация режиссера Александра Зархи (1967г.)с блистательной и неповторимой Татьяной Самойловой в главной роли. Предшественницей же последней была картина Сергея Соловьева(2009г.)с уже немолодой, но свежей и колоритной Татьяной Друбич.
Но можно ли считать фильм известного кинорежиссера Карена Шахназарова экранизацией романа Л.Н.Тостого «Анна Каренина»?! Думаю, именно с ответа на этот вопрос и стоит начать.
На первый взгляд, данный сериал - ни что иное как суррогат романа "Анна Каренина" и произведений Вересаева о японской войне. Режиссер придумал, видимо, под впечатлением прочитанного, свой "авторский сюжет". Вспомним его вступительную часть... 1904 год. Русско-японская война. Маньчжурия. Вместе с армией отступает госпитальный обоз. Руководство госпиталем принимает на себя, старший ординатор Сергей Каренин (Кирилл Гребенщиков). Госпиталь располагается и обустраивается в полузаброшенной китайской деревне. Каренин оперирует раненного полковника. Услышав фамилию своего хирурга, полковник вздрагивает, она ему знакома. Раненого полковника зовут Алексей Кириллович Вронский (Максим Матвеев). Ночью Сергей Каренин приходит в палату к Вронскому и просит рассказать ему, почему его мать, Анна Каренина (Елизавета Боярская), которую граф знал тридцать лет назад, бросилась под поезд. Вронский начинает рассказ…
И вся эта история, в которой так необоснованно сместились времена, растянута на целых 8 серий! Стоит ли спрашивать, почему нет здесь "линии Левина", устами которого "говорила" жизненная философия Льва Толстого. А зачем она, собственно нужна, если режиссер настолько умен, что способен объяснять все по-своему.
Отсюда и игра актеров, похожая больше на воспоминания о былом, а не на живые страсти: с самого начала чудовищная усталость и предчувствие краха еще не состоявшейся любви. И, когда видишь нечто выдохшееся, не успевши открыться, становится не по себе. Но вот и само развитие, перенесенное не из 19 века, а похожее на все то, что мы каждый день черпаем из телепередач о "русской жизни". А, возможно, подспудно выступала "наружу" и история взаимоотношений звездной супружеской пары - Елизаветы Боярской и Максима Матвеева, которую пресса давно "приговорила" и обрекла на разрыв.
Фильм очень актуален во времени, в нем не пахнет моралью "советикусов", родственной "той" - христианской("левинской" у Толстого). В фильме Анна "не-того" времени, а больше, как современные "львицы", или что-то вроде "бизнес-леди" ... Это, как правило, достаточно сильные и азартные натуры, часто одержимые гордыней и страстями, мечущиеся между любовью и свободой, которая должна быть также чем-то подкреплена. Так что подобный "душевный недуг" ныне в моде. Иногда хочется им сказать: лучше работайте, а не спекулируйте на наследниках-детях и прочем. Но, конечно, это уже совсем "наши" истории, и только в чем-то схожие, да и мотивация "последнего шага" практически не встречается.
И разве здесь Анна Каренина похожа на "жертву"?! Скорее на мстителя - экзальтированно-мнительную и весьма задиристую особу, способную за себя(равно свою любовь) стоять "насмерть". И это героине Е.Боярской полностью удалось. А мне подумалось: после пережитых в со-творчестве исканий эта пара просто обречена быть вместе, но на другой основе. Думаю, на подобное переосмысливание взаимоотношений "двоих" фильм натолкнет очень многих. Да и показ войны неслучаен, а чтобы напомнить нам всем о жизни и смерти вообще.
Вронский в трактовке Шахназарова и через 30 лет "остался" со своей Анной и готов умереть за свою любовь. Он не боится "уйти", зная, что эта жертва во имя спасения. И в этом новаторство режиссера-экспериментатора, раскрывающего историю и психологию любовных взаимоотношений во времени.
И имевшего смелость даже заглянуть "за грань"! Мистика режиссерских интерпретаций не просто завораживет, она валит с ног. Эпизод, когда Анна в ревнивом ожидании Вронского зачем-то едет на вокзал... это ли не провидение самого дьявола, который все путает и толкает на погибель? И здесь "каретой смерти" уже управляет сам князь тьмы. Считаю эти кадры "с конями", с косящими в стороны от ужаса глазами и в озверелости мчащими карету Анны к последнему приюту непревзойденными не только в рамках данного поля, но и в мировой кинематографии вообще.
Так что фильм в целом получился и современный, и изумительно образный. А, главное, это талантливое воплощение богатого личного человеческого опыта самого режиссера.
20.04.17
____________________________
Статья "Анна Каренина Карена Шахназарова" была впервые опубликована 21.04.2017 на моей авторской странице "Страницы Русской Истории", куда я всех стихорян искренне приглашаю. http://www.proza.ru/avtor/grislis3
Фото(из интернета): Елизавета Боярская и Максим Матвеев в «Анне Карениной».
Свидетельство о публикации №117070803007
Замечательный, глубокий, красивый и точный анализ экранизации, прочёл с огромным удовольствием, спасибо, Лена! С восхищением и под впечатлением,
Абель Алексей 09.07.2017 11:47 Заявить о нарушении
Думаю, что Вы правы. Вчера, в юбилей большого режиссера и генерального директора киностудии «Мосфильм» по ТВ состоялась программа "Линия жизни" с его участием. Карен Шахназаров сказал, что творчество Толстого он изучает скрупулезно и давно вплоть до писем и дневников. Добавлю, продолжая Ваши мысли уже от себя: через творчество русского гения режиссер показал мир "самого себя" и вокруг себя.
С уважением,
Мир Искусства Елены Грислис 09.07.2017 16:20 Заявить о нарушении